Методическое обеспечение программы
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Список литературы
1. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.
2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.
3. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.
4. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 2004. – 212 с.
5. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 12005. - т.16. - №5. - с.49-58.
6. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2005. – 244 с.
7. Виноградов К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле. – М.: Музыка, 2007. – 266 с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.
9. Гладкая С. А. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах// в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. – М, 2003. – 166 с.
10. Гриншпун С. С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования // Бюллетень. 2006. - № 1.- с. 5-7.
11. Детский голос// под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 2005. – 290 с.
12. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 2004. – 355 с.
13. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск. - Наука. Сиб.отделение, 2003. – 377 с.
14. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 2007. – 144 с.
15. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.
16. Живов Л.Д. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. – М, 2003. – 367 с.
17. Сети интернета.
План работы кружка
«Солнечная капель»
№ | Наименование занятий | Кол-во часов | Месяц | Дни занятий | |
теория | практика | ||||
Введение.Вокальное искусство. | ноябрь | 2.11. | |||
Подготовка к общешкольному родительскому собранию | 4.11. | ||||
Индивидуальная работа с солистами. | 9.11. 11.11. | ||||
Работа с вокальной группой. | 16.11. | ||||
Подготовка и выступление на празднике «День матери». Разучивание песен в соответствии с тематикой. | 17.11. 23.11. | ||||
«Сокровищница моего народа» - разучивание чувашских потешных считалок. | декабрь | 2.12. 7.12. | |||
Прослушивание песен в исполнении И.Вдовиной.. | 9.12. | ||||
Работа над текстами чувашских песен для группового исполнения. | 14.12. | ||||
Разучивание несложных чув.народных песен. | 16.12 | ||||
Индивидуальная работа с солистами. Разучивание выбранной песни. | 21.12. | ||||
Подготовка к Новому году. Разучивание песен и танцев. | 23.12. 28.12. | ||||
Выбор нового репертуара для солистов. Индивидуальная работа. | январь | 4.01. 11.01 | |||
Работа с вокальной группой над двуголосием. Исполнение несложных песен. | 14.01. | ||||
«Маша и медведи»-музыкальная сказка. Начальный этап работы. | 18.01. 20.01. 25.01. | ||||
«Маша и медведь». Продолжение работы. | 27.01. | ||||
Подготовка к празднику «День защитников Отечества», к конкурсу патриотической песни «Пою, моё Отечество» | февраль | 102. 3.02. 8.02. 10.02. | |||
Подготовка к празднику «День защитников отечества» | 15.02. 17.02. | ||||
Выступление-поздравление с праздником «День защитников отечества». | 22.02. | ||||
Подготовка к празднику «Женский день» | 24.02. | ||||
Художественная обработка песен, приуроченных к женскому дню. | март | 1.03. | |||
Поздравительное выступление с женским днём. | 3.03. | ||||
Выезд с поздравительным концертом в дом престарелых в д.Кадеркино. | 10.03. | ||||
Шедевры мировой музыки. Прослушивание песни в исполнении Ф.Шаляпина. Анализ прослушанного, краткое сообщение о творчестве великого певца. | 15.03. | ||||
Индивидуальная работа с солистом. | 17.03. | ||||
Выбор нового репертуара. Индивидуальная работа с отдельными членами кружка. | апрель | 5.04. | |||
Выезд в г. Чебоксары с целью посещения театра оперы и балета.. | 8.04. | ||||
Повторение чувашского репертуара, работа с шумовыми инструментами. | 12.04. | ||||
«Маша и медведи». Работа над интонацией. | 15.04. 19.04. | ||||
Подготовка к празднику «День Победы». Разучивание патриотических песен. | 22.04. 26.04. | ||||
Художественная обработка номеров для предстоящего праздника. | май | 3.05. 5.05. | |||
Выступление на митинге. Концерт в СДК | 8.05. | ||||
Постановка музыкальной сказки «Маша и медведи» | 12.05. | ||||
Подготовка к заключительному концерту. | 17.05. | ||||
«Звонкоголосое детство». Заключительный концерт членов кружка. | 24.05. |