Методическое обеспечение программы

Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Список литературы

1. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.

2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.

3. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.

4. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 2004. – 212 с.

5. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 12005. - т.16. - №5. - с.49-58.

6. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2005. – 244 с.

7. Виноградов К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле. – М.: Музыка, 2007. – 266 с.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.

9. Гладкая С. А. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах// в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. – М, 2003. – 166 с.

10. Гриншпун С. С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования // Бюллетень. 2006. - № 1.- с. 5-7.

11. Детский голос// под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 2005. – 290 с.

12. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 2004. – 355 с.

13. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск. - Наука. Сиб.отделение, 2003. – 377 с.

14. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 2007. – 144 с.

15. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.

16. Живов Л.Д. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. – М, 2003. – 367 с.

17. Сети интернета.

План работы кружка

«Солнечная капель»

Наименование занятий Кол-во часов Месяц Дни занятий
теория практика
Введение.Вокальное искусство.   ноябрь 2.11.
Подготовка к общешкольному родительскому собранию     4.11.
Индивидуальная работа с солистами.   9.11. 11.11.
Работа с вокальной группой.     16.11.
Подготовка и выступление на празднике «День матери». Разучивание песен в соответствии с тематикой.   17.11. 23.11.  
«Сокровищница моего народа» - разучивание чувашских потешных считалок. декабрь 2.12. 7.12.  
Прослушивание песен в исполнении И.Вдовиной..     9.12.  
Работа над текстами чувашских песен для группового исполнения.     14.12.  
Разучивание несложных чув.народных песен.     16.12
Индивидуальная работа с солистами. Разучивание выбранной песни.     21.12.
Подготовка к Новому году. Разучивание песен и танцев.   23.12. 28.12.
Выбор нового репертуара для солистов. Индивидуальная работа. январь 4.01. 11.01  
Работа с вокальной группой над двуголосием. Исполнение несложных песен.     14.01.
«Маша и медведи»-музыкальная сказка. Начальный этап работы.   18.01. 20.01. 25.01.
«Маша и медведь». Продолжение работы.   27.01.
Подготовка к празднику «День защитников Отечества», к конкурсу патриотической песни «Пою, моё Отечество» февраль 102. 3.02. 8.02. 10.02.
Подготовка к празднику «День защитников отечества»   15.02. 17.02.  
Выступление-поздравление с праздником «День защитников отечества».     22.02.
Подготовка к празднику «Женский день»     24.02.
Художественная обработка песен, приуроченных к женскому дню.   март 1.03.
Поздравительное выступление с женским днём.     3.03.
Выезд с поздравительным концертом в дом престарелых в д.Кадеркино.     10.03.
Шедевры мировой музыки. Прослушивание песни в исполнении Ф.Шаляпина. Анализ прослушанного, краткое сообщение о творчестве великого певца.     15.03.  
Индивидуальная работа с солистом.     17.03.  
Выбор нового репертуара. Индивидуальная работа с отдельными членами кружка.   апрель 5.04.
Выезд в г. Чебоксары с целью посещения театра оперы и балета..     8.04.
Повторение чувашского репертуара, работа с шумовыми инструментами.     12.04.
«Маша и медведи». Работа над интонацией.     15.04. 19.04.
Подготовка к празднику «День Победы». Разучивание патриотических песен.   22.04. 26.04.  
Художественная обработка номеров для предстоящего праздника.   май 3.05. 5.05.
Выступление на митинге. Концерт в СДК     8.05.
Постановка музыкальной сказки «Маша и медведи»     12.05.  
Подготовка к заключительному концерту.     17.05.
«Звонкоголосое детство». Заключительный концерт членов кружка.     24.05.


Наши рекомендации