Основные направления содержания деятельности
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 лет. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю для группового занятий, что составляет 33 часа.
Основной вид деятельности - практический, включающий в себя репетиции, концерты, конкурсы.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках студийной деятельности. Имеет место варьирование. Каждое практическое занятие работы над песней, начинается с распевов разных вокальных упражнений, в зависимости от целей занятия.
№ п\п | Наименование темы | Дата | ||||
Кол-в час | план | фактически | ||||
1-2 | Введение. Вокальное искусство. | |||||
2.Календарные и обрядовые праздники (25) | ||||||
День престарелых | ||||||
4-5 | День учителя | |||||
6-7 | День матери | |||||
8-10 | Новый год | |||||
Рождественские песни | ||||||
12-13 | День Защитников Отечества | |||||
14-15 | Женский день | |||||
16-17 | День Победы | |||||
3.Русский народный фольклор (7) | ||||||
Считалки, скороговорки. | ||||||
19-21 | Знакомство с русскими народными песнями. Прослушивание народных песен. | |||||
Масленица | ||||||
23-25 | Разучивание песенно-танцевальных композиций. | |||||
26-27 | Повторение пройденного. | |||||
«Маша и медведи» | ||||||
29-30 | Песни о весне | |||||
31-33 | Музыка Лета | |||||
Содержание разделов программы
Программа имеет двухуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Младшая группа:
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется постепенно. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Старшая группа:
“ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение “сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
На занятиях допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального кружка.