Рабочая программа студии «Веселые нотки»
Рабочая программа студии «Веселые нотки»
Пояснительная записка
Современное общество характеризуется повышением внимания к нравственному, художественно - эстетическому развитию обучающихся и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В связи с этим на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности, степени его одаренности, начиная раннего детства.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания школьников. Правильно организованное обучение должно привести к воспитанию эстетического отношения к музыке, чтобы музыка вызывала у детей эмоциональный отклик, чтобы любовь и интерес обучающихся к песням народного творчества, русских, советских, зарубежных композиторов переросли в потребность к ней. Занятия в студии позволяют развивать у ребят интерес к вокальному искусству, это повышает не только их музыкальную культуру, но и уровень школьной эстрады.
В программе также предусмотрены постановки детских музыкальных спектаклей и сказок, в которых заняты дети. Занятия музыкально-творческой и концертной деятельностью способствуют развитию исполнительского и актерского мастерства, развитию эстетического вкуса, дают прекрасную возможность для творческой самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала и самоутверждения.
Практическая значимость программы состоит в том, что программа позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся.
К обучающимся, занимающимся в студии «Веселые нотки» приходит уверенность в собственных силах, они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развивать свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Следует отметить, что приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры. Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определённой системе и последовательности. Успех работы зависит от учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.
Наряду с такими важнейшими и взаимообусловленными элементами ансамблевой звучности, как строй, интонация теснейшим образом связанные с вокальной техникой исполнения, все в итоге подчинено единой цели – художественно-выразительному исполнению произведения. Вокально-техническая и художественная работа с первых шагов обучения должна вестись в единстве. На начальном этапе обучения преобладает техническая работа, а на более позднем внимание концентрируется больше на художественной стороне произведения.
Цель программы: создать условия для самореализации обучающихся в области искусства вокала. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
· вовлечь одаренных и талантливых учащихся в студийную деятельность;
· способствовать раскрытию индивидуальных творческих способностей детей на основе исполняемых произведений;
· привить основы художественного вкуса;
· стимулировать общественную активность обучающихся;
· создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого члена студии;
Принципы педагогического процесса при реализации программы:
1) личностный подход в воспитании:
· признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
· добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2) природосообразность воспитания:
· обязательный учёт возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3) гуманизация межличностных отношений:
· уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
· создание ситуации успеха;
· формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
Пути реализации:
· подбор репертуара;
· организация и проведение праздников;
· взаимодействие школы и семьи.
Формы деятельности учащихся: репетиционные занятия—групповые и индивидуальные, прослушивания записей детских эстрадных песен, музыкальные спектакли и театрализованные концерты, конкурсы, праздники, экскурсии, встречи с интересными людьми, фестивали.
Условия реализации программы:
Кабинет или зал, оборудованный музыкальным центром, компьютером, микрофонами.
Содержание разделов программы
Программа имеет двухуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Младшая группа:
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется постепенно. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Старшая группа:
“ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение “сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
На занятиях допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального кружка.
Чувашский фольклор.
Через чувашские песни, игры, считалки, дразнилки воспитывается в детях любовь к родной земле, предкам, родной культуре. В настоящее время в сельских поселениях чувствуется «обрусение» населения. Дети в школе и дома больше общаются на русском, нежели на своём родном языке. Тем самым, разучивая и обыгрывая чувашские игры и потешки, обучающийся входит в мир народных обрядов, традиций, тем самым обогащая свой внутренний мир.
Разучиваем считалки : «Шак-кайак», «Перттен- перттен», « Перре- перел». Дети с удовольствием их разучивают и в дальнейшем применяют в своих играх (младшие).Также разучиваем красивые чувашские народные и эстрадные песни, которые легко разучиваются из-за их мелодичности.
Детская опера.
Такой жанр, как опера, включает в себя разные виды деятельности: здесь и ролевая работа над текстом, над декорациями, приготовление костюмов и, конечно большая работа над художественной обработкой номеров. Жаль только времени для этого жанра в условиях кружка недостаточно. С младшей группой разучиваем оперу «Маша и медведь». На эту работу выделила 7 практических занятий, 3 из которых будут индивидуальные , 4 – общие, а также 2 теоретических, где будет проводиться работа над дикцией и конкретным заучиванием текстов.
Конкурсы и фестивали.
В этот раздел я включила всего два конкурса. Они обычно проводятся каждый год и работа над песнями для этих конкурсов занимает немало времени. Они требуют тщательной подготовки, что включает в се6я отличное знание текста, артистизм, художественную обработку текста и т.д.
Ожидаемые результаты
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение "а капелла" в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков; участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
- участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
- услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации
Список литературы
1. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.
2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.
3. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.
4. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 2004. – 212 с.
5. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 12005. - т.16. - №5. - с.49-58.
6. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2005. – 244 с.
7. Виноградов К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле. – М.: Музыка, 2007. – 266 с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.
9. Гладкая С. А. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах// в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. – М, 2003. – 166 с.
10. Гриншпун С. С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования // Бюллетень. 2006. - № 1.- с. 5-7.
11. Детский голос// под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 2005. – 290 с.
12. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 2004. – 355 с.
13. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск. - Наука. Сиб.отделение, 2003. – 377 с.
14. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 2007. – 144 с.
15. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.
16. Живов Л.Д. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. – М, 2003. – 367 с.
17. Сети интернета.
План работы кружка
«Солнечная капель»
№ | Наименование занятий | Кол-во часов | Месяц | Дни занятий | |
теория | практика | ||||
Введение.Вокальное искусство. | ноябрь | 2.11. | |||
Подготовка к общешкольному родительскому собранию | 4.11. | ||||
Индивидуальная работа с солистами. | 9.11. 11.11. | ||||
Работа с вокальной группой. | 16.11. | ||||
Подготовка и выступление на празднике «День матери». Разучивание песен в соответствии с тематикой. | 17.11. 23.11. | ||||
«Сокровищница моего народа» - разучивание чувашских потешных считалок. | декабрь | 2.12. 7.12. | |||
Прослушивание песен в исполнении И.Вдовиной.. | 9.12. | ||||
Работа над текстами чувашских песен для группового исполнения. | 14.12. | ||||
Разучивание несложных чув.народных песен. | 16.12 | ||||
Индивидуальная работа с солистами. Разучивание выбранной песни. | 21.12. | ||||
Подготовка к Новому году. Разучивание песен и танцев. | 23.12. 28.12. | ||||
Выбор нового репертуара для солистов. Индивидуальная работа. | январь | 4.01. 11.01 | |||
Работа с вокальной группой над двуголосием. Исполнение несложных песен. | 14.01. | ||||
«Маша и медведи»-музыкальная сказка. Начальный этап работы. | 18.01. 20.01. 25.01. | ||||
«Маша и медведь». Продолжение работы. | 27.01. | ||||
Подготовка к празднику «День защитников Отечества», к конкурсу патриотической песни «Пою, моё Отечество» | февраль | 102. 3.02. 8.02. 10.02. | |||
Подготовка к празднику «День защитников отечества» | 15.02. 17.02. | ||||
Выступление-поздравление с праздником «День защитников отечества». | 22.02. | ||||
Подготовка к празднику «Женский день» | 24.02. | ||||
Художественная обработка песен, приуроченных к женскому дню. | март | 1.03. | |||
Поздравительное выступление с женским днём. | 3.03. | ||||
Выезд с поздравительным концертом в дом престарелых в д.Кадеркино. | 10.03. | ||||
Шедевры мировой музыки. Прослушивание песни в исполнении Ф.Шаляпина. Анализ прослушанного, краткое сообщение о творчестве великого певца. | 15.03. | ||||
Индивидуальная работа с солистом. | 17.03. | ||||
Выбор нового репертуара. Индивидуальная работа с отдельными членами кружка. | апрель | 5.04. | |||
Выезд в г. Чебоксары с целью посещения театра оперы и балета.. | 8.04. | ||||
Повторение чувашского репертуара, работа с шумовыми инструментами. | 12.04. | ||||
«Маша и медведи». Работа над интонацией. | 15.04. 19.04. | ||||
Подготовка к празднику «День Победы». Разучивание патриотических песен. | 22.04. 26.04. | ||||
Художественная обработка номеров для предстоящего праздника. | май | 3.05. 5.05. | |||
Выступление на митинге. Концерт в СДК | 8.05. | ||||
Постановка музыкальной сказки «Маша и медведи» | 12.05. | ||||
Подготовка к заключительному концерту. | 17.05. | ||||
«Звонкоголосое детство». Заключительный концерт членов кружка. | 24.05. |
Рабочая программа студии «Веселые нотки»
Пояснительная записка
Современное общество характеризуется повышением внимания к нравственному, художественно - эстетическому развитию обучающихся и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В связи с этим на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности, степени его одаренности, начиная раннего детства.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания школьников. Правильно организованное обучение должно привести к воспитанию эстетического отношения к музыке, чтобы музыка вызывала у детей эмоциональный отклик, чтобы любовь и интерес обучающихся к песням народного творчества, русских, советских, зарубежных композиторов переросли в потребность к ней. Занятия в студии позволяют развивать у ребят интерес к вокальному искусству, это повышает не только их музыкальную культуру, но и уровень школьной эстрады.
В программе также предусмотрены постановки детских музыкальных спектаклей и сказок, в которых заняты дети. Занятия музыкально-творческой и концертной деятельностью способствуют развитию исполнительского и актерского мастерства, развитию эстетического вкуса, дают прекрасную возможность для творческой самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала и самоутверждения.
Практическая значимость программы состоит в том, что программа позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся.
К обучающимся, занимающимся в студии «Веселые нотки» приходит уверенность в собственных силах, они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развивать свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Следует отметить, что приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры. Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определённой системе и последовательности. Успех работы зависит от учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.
Наряду с такими важнейшими и взаимообусловленными элементами ансамблевой звучности, как строй, интонация теснейшим образом связанные с вокальной техникой исполнения, все в итоге подчинено единой цели – художественно-выразительному исполнению произведения. Вокально-техническая и художественная работа с первых шагов обучения должна вестись в единстве. На начальном этапе обучения преобладает техническая работа, а на более позднем внимание концентрируется больше на художественной стороне произведения.
Цель программы: создать условия для самореализации обучающихся в области искусства вокала. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
· вовлечь одаренных и талантливых учащихся в студийную деятельность;
· способствовать раскрытию индивидуальных творческих способностей детей на основе исполняемых произведений;
· привить основы художественного вкуса;
· стимулировать общественную активность обучающихся;
· создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого члена студии;
Принципы педагогического процесса при реализации программы:
1) личностный подход в воспитании:
· признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
· добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2) природосообразность воспитания:
· обязательный учёт возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3) гуманизация межличностных отношений:
· уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
· создание ситуации успеха;
· формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
Пути реализации:
· подбор репертуара;
· организация и проведение праздников;
· взаимодействие школы и семьи.
Формы деятельности учащихся: репетиционные занятия—групповые и индивидуальные, прослушивания записей детских эстрадных песен, музыкальные спектакли и театрализованные концерты, конкурсы, праздники, экскурсии, встречи с интересными людьми, фестивали.
Условия реализации программы:
Кабинет или зал, оборудованный музыкальным центром, компьютером, микрофонами.