Школьный фестиваль научного творчества «День детских изобретений»
Цель: ознакомление детей с научным творчеством, повышение мотивации творческой самореализации школьников, поддержка детской инициативы.
Форма проведения: экскурсии, классные часы, мастер-классы, дискуссии, стендовые доклады с презентациями результатов детского социального, научного и технического творчества.
В результате у детей сформируется ценностное отношение к научному творчеству, появится положительный образец, т.е. мы закладываем определенную перспективу развития для ребенка.
День Художественного Творчества
Цель: повысить мотивацию творческой самореализации школьников, поддержать детскую инициативу.
Форма проведения: концерт, конкурс.
Мастер-классы, обучающие занятия, тренинги
Цель: развитие творческого потенциала школьников потенциал
Выставки, концерты, конкурсы
Цель: стимулирование творческой активности школьников, презентация результатов детского творчества.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
Количество наименований различных проектов, мероприятий (мастер-классы, конференции, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.) творческого развития, реализуемых вожатым по разным видам творчества: социальное, научное, техническое, художественное.
Количество и наименования проектов (обучающих и развивающих программ, мастер-классов, тренингов и т.д.) в сотрудничестве с различными специалистами (психологами, руководителями дополнительных образовательных программ, педагогами и т.д.)
Количество детей в разных возрастных группах (младший, средний, старший школьный), участвующих в различных проектах, занимающихся творческой деятельностью в РДШ по разным видам творчества: социальное, научное, техническое, художественное.
Количество разновозрастных детских проектов (мастер-классы), где наставниками являются более старшие школьники.
Отражение этапов творческих процессов в социальных сетях (размещение фото, отзывы детей на личных страницах).
Удовлетворенность школьников своим участием в проектах, самооценка их творческого развития (анкета участников РДШ).
Уровень удовлетворенности групповыми отношениями.
Мотивация творческой деятельности школьника:
· активность (количество проектов, в которых участвует)
· вовлеченность (сколько времени тратит на творческое развитие, участие в различных проектах).
Творческое портфолио школьника (анкеты, дневники, фотографии, грамоты, отзывы).
ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
Модель проведения мероприятия по направлению деятельности «Творческое развитие» (школьный уровень).
Подготовительный этап.
Информирование.
Подготовка к любому мероприятию начинается не менее чем за месяц до начала мероприятия, и начинается с информирования школьников, учителей и родителей о мероприятии, об основной идее мероприятия, о возможностях ребенка раскрыть свой потенциал, продемонстрировать свои способности. Информирование должно идти одновременно по нескольким каналам. Для этого может быть использован сайт РДШ, сайт школы и другие информационные платформы, используемые вожатым.
Информирование обучающихся: необходимо использовать информационный канал, пользующийся наибольшим доверием детей: учителя, родители, сверстники, сайт школы. Возможно использование для этой цели старшеклассников, которые расскажут более младшим детям о возможности участия в мероприятии. Также можно использовать в информировании победителей предыдущих мероприятий, чье мнение и оценка будут для детей важным и покажет перспективы их участия.
Информирование учителей: возможно привести точку зрения (высказывание) какого-нибудь авторитетного лица по поводу тематики мероприятия, чтобы заинтересовать учителей, включить их в подготовку и проведение мероприятия. Сбор информации о творческих способностях детей.
Информирование родителей: работу с родителями лучше проводить в момент родительских собраний, необходимо четко нарисовать перспективы развития детей, участвующих в мероприятиях РДШ. Сбор информации о творческих способностях детей.
2. Отбор и подготовка участников.
В результате проведения информационной кампании заинтересованные школьники обращаются к вожатому за более подробной информацией.
- Необходимо проанализировать возраст отобранной группы детей, для того, чтобы наиболее эффективно планировать мероприятие, учитывая возрастные особенности детей;
- в процессе общения с детьми (и основываясь на информации от учителей и родителей) выявить круг творческих способностей детей, что позволит более содержательно проводить любое мероприятие, используя возможности самих детей.
- составление подробного плана проведения мероприятия, включающего разные формы и методы проведения, учитывая возрастные особенности участников;
- ознакомление детей с разными видами творчества, с личностями знаменитых ученых, писателей, художников, с практическим применением научных открытий. Это наиболее важно для младших школьников, т.к. у детей сформируется ценностное отношение к творчеству, появится положительный образец, т.е. мы закладываем определенную перспективу развития для ребенка. Форма проведения: экскурсии, классные часы, дискуссии и т.д.
- Мотивация детей к участию в мероприятии должна сочетать как социальную, так и материальную мотивацию. Надо учитывать, что возраст ребенка определяет характер мотивации. Чем младше ребенок, тем более активная роль взрослого в поддержании мотивации. Необходимо стремиться к приоритету социальной мотивации, это задача для детей среднего и старшего возраста.
- Координация работы заключается не только в привлечении детей к участию в мероприятии, но и работу с учителями и родителями, назначение ответственных по каждой возрастной группе, подбор экспертной комиссии для оценки участия детей в мероприятии из числа учителей, руководителей творческих кружков, и т.д.;
- Подбор заданий для каждой возрастной группы
· Для младших школьников задание должно носить более конкретный характер, т.к. они сами еще не могут доработать и развить его самостоятельно;
· Для средних школьников задание не должно носить жестко регламентированный характер, оно скорее неопределенное, что дает возможность детям проявить творческую активность.
· Для старших школьников задание имеет более высокий уровень сложности (по сравнению со средними школьниками) и неопределенности.
- Ознакомление участников с критериями оценки должно проходить заранее. Критерии зависят от характера мероприятия: если важно продемонстрировать правильность выполнения какого-либо творческого навыка, то это будет одним из основных критериев. Чем старше дети, тем больший вес будет иметь такой критерий как самостоятельность выполнения, особенности презентации. Если, например, мероприятие связано с воплощением на практике какой-то творческой идеи, то в качестве критерия можно использовать практическую значимость изобретения.
- оформление места проведения мероприятия должно проводиться совместно с детьми и учителями, это поможет создать особое настроение перед проведением мероприятия, снимет конфликты между детьми и учителями, научит детей совместной работе.
3. Проведение данного мероприятия должно опираться на возрастные особенности детей.
Ученики младших классов
Форма проведения: может быть организована система мастер-классов (например, Занимательная биология, Занимательная химия, занимательная физика и т.д.), которые помогут сформировать у детей творческие навыки, необходимые для дальнейшей творческой активности ребенка. Для проведения мастер классов необходима координационная работа вожатого по привлечению учителей, преподавателей ВУЗов-партнеров, научных работников для проведения мастер-классов.
Роль взрослого: поскольку возможности младших школьников по самостоятельной творческой деятельности ограничены, то включенность взрослого в творческий процесс этой возрастной группы максимальный, взрослый выступает как руководитель.
Ученики средних классов
Форма работы для обучающихся может быть как индивидуальная, так и групповая.
Роль взрослого в группе – помощник, советник.
Результат: дети учатся работать в группе, формулировать свою идею, отстаивать ее необходимость, практическую значимость. Важным моментом будет презентация творческого результата. Для оценки результатов творческой деятельности детей можно привлекать экспертов (учителей, преподавателей ВУЗов-партнеров, научных работников), ориентируясь на точку зрения профессионалов. Оценивается оригинальность идеи, ее практическая значимость, эффективность работы в группе, презентация результата.
Ученики старших классов
Форма работы как индивидуальная, так и групповая.
Роль взрослого: оценка результата.
Результат: особое внимание стоит уделить анализу каждого этапа работы, это обеспечивает развитие здорового соперничества, стимулирует активность, инициативу, самодеятельность учащихся, позволяет выявить способности и таланты каждого воспитанника, содействует развитию его творческой индивидуальности.