Контроль за ходом выполнения курсовой работы
2.2.1 Курсовая работа студента выполняется под контролем руководителя, который:
- контролирует правильность принимаемых студентом решений;
- дает рекомендации по ходу выполнения курсовой работы в соответствии с выданным заданием;
- направляет исследование на решение проблемы, обозначенной в нем;
- осуществляет контроль за соблюдением плановых сроков выполнения определенных этапов.
2.2.2 Сроки контроля за ходом выполнения курсовой работы устанавливаются деканатом и доводятся до сведения студентов. В указанные контрольные сроки студенты в обязательном порядке представляют выполненный объем курсовой работы, который оценивает руководитель.
2.2.3 Выполненная курсовая работа подписывается руководителем на титульном листе курсовой работы.
Структура курсовой работы
Общая структура пояснительной записки
Курсовая работа содержит следующие структурные элементы:
- титульный лист (приложение А);
- задание на курсовую работу (выдается руководителем);
- реферат (приложение Б);
- содержание;
- введение (в объеме 2-3 страниц);
- нормативные ссылки;
- термины и определения;
- сокращения;
- основную часть:
а) теоретическую;
б) практическую или научно-исследовательскую;
- заключение (в объеме 2-3 страниц);
- список использованных источников;
- приложения (если необходимо).
Каждый структурный элемент курсовой работы отражает строго регламентированную информацию.
3.2 Титульный лист — первая страница работы, которая выполняется в соответствии с приложением А и содержит следующие сведения:
- полное наименование министерства, вуза, факультета, кафедры;
- название темы курсовой работы;
- сведения об исполнителе;
- сведения о научном руководителе;
- сведения о допуске курсовой работы к защите;
- наименование места и года выполнения курсовой работы.
Задание
Задание утверждается заведующим кафедрой и выдается руководителем курсовой работы после определения и закрепления темы.
Реферат
Реферат в соответствии с ГОСТ 7.9 отражает содержание курсовой работы, ее цели и задачи, количество страниц и использованных источников, ключевые слова. Образец оформления приведен в приложении Б.
Содержание
В содержании приводятся все заголовки разделов и подразделов курсовой работы и указываются станицы, с которых они начинаются.
Введение
Введение содержит:
- четкое краткое обоснование выбора темы курсовой работы, ее актуальность;
- общую характеристику состояния проблемы на основе критического анализа литературы и изучения практики;
- научный аппарат курсовой работы, в который входят:
а) проблема исследования - она выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено в результате данного исследования;
б) объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Другими словами, объект - это то, на что направлен процесс исследования, т.е. поле научных поисков;
в) предмет исследования - это то, что находится в границах объекта как существенная часть его. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению;
г) цель и задачи исследования: цель, как правило, заключается в решении поставленной проблемы исследования, определяет его задачи; обычно выдвигаются три исследовательские задачи:
1) выявление сущности, признаков, критериев изучаемого процесса, явления и на этой основе его характеристики;
2) обоснование основных путей решения проблемы;
3) формулировка ведущих и корректирующих условий, обеспечивающих эффективность исследования. (формулировки задач обычно начинаются со слов "изучить...", "выявить...", "установить...", проанализировать..." и т. д.);
д) методы исследования, позволяющие получить достоверные результаты и сделать объективные выводы;
е) гипотеза исследования - предположение, предвосхищение желаемых выводов, т.е. предположительный ответ на поставленную проблему. Формальными признаками хорошей гипотезы являются:
- адекватность ответа поставленному вопросу (проблеме) или соотнесение выводов с посылками;
- правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме. Если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории;
- доступность проверке; если не найден способ проверки гипотезы, она не может быть исследована, поэтому уже при формулировке гипотезы нужно предусмотреть способы ее проверки, опираясь и в этом на определенную научную культуру;
ж) новизна исследования; характеризует новые теоретические и практические выводы, которые к данному моменту не были известны и не зафиксированы в литературе.
Курсовые работы студентов не претендуют на фундаментальные научные открытия, в них обычно включаются сравнительно несложные исследования, однако и перед студентами ставится условие четкого представления об уровне достижений современной науки и направлениях ее дальнейшего развития в той или иной области, что необходимо для элементарного, но все же подлинно научного поиска, а не повторения общеизвестных истин;
з) практическая значимость исследования, т.е. возможность использования его результатов для решения конкретных задач.
В зависимости от темы, выбранной для выполнения курсовой работы, введение студент может начать по-разному. Приведем некоторые примеры.
1. Для того чтобы раскрыть образ «мира-театра» в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», прежде всего, необходимо учесть особенности биографии писателя и эпохи, в которую он жил и творил.
2. «Потерянное поколение» - молодые люди, ушедшие на войну прямо со школьной скамьи. Они не видели счастья в своей юности, вместо любви и прогулок под луной им достались окопы и атаки. Это люди, потерявшие веру в хорошее, уверенные в том, что все заканчивается смертью. В то же время их молодость и жизнелюбие защищают их, оставляют в них какую-то частичку романтизма, желания жить.
3. В процессе освоения социального мира индивид включается в специфический вид творческой деятельности. Ее особенностью являются креативные установки, в результате которых в процессе деятельности возникают вещи и предметы, которых ранее не существовало. Обращаясь к одному и тому же явлению культуры в процессе общения с ним, реминисценции используют различную стратегию переработки получаемой информации. И это явление предстает как процесс возникновения реминисценции.
Не все методы научного исследования могут быть использованы при написании курсовой работы по нашей дисциплине. Наиболее часто используются общенаучный метод сбора и анализа теоретической информации по проблеме, методы классификации, систематизации, сравнения, метод интерпретации межтекстовых связей, практические, такие, как выборка материала, анализ, в определенной мере статистические (обработка данных).
Основная часть
В основной части, которая обычно состоит из двух-трех разделов, излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы, конкретизируются все основные понятия, отраженные в теме курсовой работы, описывается ход проведения исследования, дается всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала, обобщаются полученные результаты, подводятся итоги и делаются выводы. В тексте следует помещать необходимый графический и иллюстративный материал, но не перегружать им основную часть курсовой работы. Обязательным элементом основной части курсовой работы является аналитический обзор литературных источников по теме исследования.
Основные требования к тексту аналитического обзора:
- полнота и достоверность информации;
- наличие критической оценки использованной информации;
- аргументированность выводов;
- обязательные ссылки на авторов.
Построение и содержание основной части курсовой работы зависит от выбранной темы, задания, выданного научным руководителем, научных пристрастий самого студента. Приведем пример построения основной части работ на тему: «Смысл названия и художественный мир романа
П. Зюскинда "Парфюмер".
Первый вариант:
Творчество Патрика Зюскинда
1. Роман «Парфюмер» - книга, которая пахнет.
2.Экранизация романа «Парфюмер».
3. Художественный мир романа П. Зюскинда «Парфюмер».
4. Связь сюжетных линий романа «Парфюмер» с произведениями мировой литературы.
Второй вариант:
1. Биография и творчество П. Зюскинда.
1.1 Жизненный путь писателя П.Зюскинда.
1.2 Литературное творчество Патрика Зюскинда.
2. Роман «Парфюмер».
2.1 Смысл названия романа «Парфюмер».
2.2 Художественный мир романа «Парфюмер».
2.3 Связь сюжетных линий романа «Парфюмер» с произведениями мировой литературы.
Заключение
Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указывается практическая и теоретическая их значимость, возможности внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы работы над темой. Важнейшее требование к "Заключению" - его краткость и обстоятельность, не следует повторять содержание введения, основной части работы и выводы, сделанные по главам.