История мировой литературы и искусства

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов всех форм обучения

направления 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Краснодар

Составители: канд. филол. наук, доц. С.В. Акулова

УДК 378.147.02

История мировой литературы и искусства: методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения направления 42.03.01 Реклама и связи с общественностью / Сост.: С.В. Акулова; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. русского языка. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2014 - 23 с.

Представлены материалы для написания курсовых работ по учебной дисциплине «История мировой литературы и искусства», содержащие нормативы написания обязательных составных частей курсовой работы, оформления титульного листа, а также примерный перечень тем курсовых работ.

Предназначены для студентов 1 курса направления 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.

Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

Рецензенты: канд. пед. наук, доц. кафедры рус. языка КубГТУ

О.А. Гордиенко;

д-р ист. наук, проф. завкафедрой истории, политологии

и социальных коммуникаций КубГТУ Н.А. Чугунцова

© КубГТУ, 2014

Содержание  
Введение…………………………………………………………………
1 Нормативные ссылки……………………………….………………...
2 Общие требования к выполнению курсовой работы………….……
2.1 Выполнение курсовой работы……………………………………..
2.2 Контроль за ходом выполнения курсовой работы……………….
3. Структура курсовой работы ………………………………………...
3.1 Общая структура пояснительной записки………………………...
3.2 Титульный лист……………………………………………………..
3.3 Задание ……………………………………………………………...
3.4 Реферат………………………………………………………………
3.5 Содержание………………………………….....................................
3.6 Введение……………………………………………………………..
3.7 Основная часть……………………………………………………...
3.8 Заключение………………………………………………………….
3.9 Список использованных источников……………………………...
3.10 Приложения………………………………………………………..
4 Требования к оформлению текста…………………………………..
4.1 Общие требования …………………………………………………
4.2 Деление текста…………………….……………….……………….
4.3 Нумерация страниц…………………………………………………
4.4 Перечисления……………………………………………………….
4.5 Примечания…………………………………………………………
4.6 Приложения…………………………………………………………
4.7 Сокращения………………………………………………………....
4.8 Оформление цитат и ссылок…………………………………….....
4.9 Таблицы……………………………………………………………..
4.10.Оформление списка использованных источников……………...
5 Язык и стиль курсовой работы………………………………………
Список литературы………………….………………………………….
Приложение А (обязательное) Форма титульного листа курсовой работы…………………………………........................  
Приложение Б (обязательное) Реферат………………………………..
Приложение В (справочное) Примерные темы курсовых работ…………………………………….……………………  


Введение

Курсовая работа является самостоятельной творческой работой студента и выполняется на основе знаний, умений и навыков, полученных при освоении дисциплины «История мировой литературы и искусства», предусматривающей получение определенного уровня знаний о русской и зарубежной литературе и искусстве.

Оформление курсовой работы – одна из важнейших стадий работы, имеющая первостепенное значение, оно должно соответствовать общепринятым требованиям.

В настоящих методических указаниях излагаются требования по оформлению курсовых работ в соответствии с действующими стандартами.

Методические указания состоят из пяти разделов.

В первом разделе указан список стандартов, на основании которых оформляется курсовая работа.

Во втором разделе даются общие требования к курсовой работе, сведения о контроле за ходом ее выполнения.

В третьем разделе рассматриваются структура курсовой работы,общая структура пояснительной записки, оформление титульного листа, получение задания, написание реферата, содержания,введения,основной части,заключения, подбор использованных источников,приложений.

В четвертом разделе рассматриваютсятребования к оформлению текста, в том числе общие, деление текста, правила нумерации страниц, перечислений, примечаний, сокращений, оформления цитат и ссылок, таблиц, списка использованных источников.

В пятом разделе пишем о языке и стиле курсовой работы.

Кроме того, в методических указаниях даются форма титульного листа курсовой работы, примеры оформления рефератов, использованных источников, списка общепринятых сокращений.

Соблюдение правил позволит студентам оформить работу в соответствии с требованиями современных стандартов делопроизводства, что будет способствовать повышению общей профессиональной культуры и совершенствованию логического мышления.

Нормативные ссылки

В данных методических указаниях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 1.5 – 2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 7.0.5 - 2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления

ГОСТ Р 7.0.12 - 2011 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращения слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ 7.9-95 СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования

ГОСТ 7.80-2000 СИБИД. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления

2 Общие требования к выполнению курсовой работы

Выполнение курсовой работы

Курсовая работа по специальным дисциплинам - самостоятельное творческое исследование, посвященное актуальным вопросам литературы и искусства.

Выполнение курсовой работы позволяет студентам расширить, систематизировать и закрепить теоретические знания по истории мировой литературы и искусства, а также применить эти знания на практике при решении конкретных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В процессе выполнения курсовой работы студенты развивают навыки самостоятельной работы, овладевают методикой литературоведческого анализа, учатся обобщать результаты своей работы, анализировать их, делать выводы.

При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать:

- умение самостоятельно сформулировать проблему своего исследования, доказать актуальность ее разрешения;

- определить объект и предмет исследования;

- поставить исследовательские задачи;

- выдвинуть рабочую гипотезу;

- определить систему методов научного исследования, адекватных поставленным целям и задачам;

- собрать, обработать и проанализировать результаты исследований.

Обязательным требованием к курсовой работе является творческий подход к ее выполнению. Он заключается в умении студента найти свои оригинальные пути решения проблемы, обозначенной в курсовой работе, на основе глубокого изучения и анализа теории и истории вопроса и результатов проведенных им исследований.

Для курсовой работы характерны:

- актуальность тематики;

- изучение и критический анализ специальной литературы по теме курсовой работы;

- изучение и характеристика истории исследуемой проблемы и ее практического состояния в настоящее время;

- четкое определение научного аппарата: проблемы, цели, объекта, предмета, задач, методов, гипотезы, новизны и практической значимости исследования, описание и анализ проведенных автором исследований;

- обобщение результатов, обоснование выводов и практических рекомендаций.

Примерный перечень тем приведен в приложении В.

Объем курсовой работы не менее 20-ти печатных листов.

Структура курсовой работы

Задание

Задание утверждается заведующим кафедрой и выдается руководителем курсовой работы после определения и закрепления темы.

Реферат

Реферат в соответствии с ГОСТ 7.9 отражает содержание курсовой работы, ее цели и задачи, количество страниц и использованных источников, ключевые слова. Образец оформления приведен в приложении Б.

Содержание

В содержании приводятся все заголовки разделов и подразделов курсовой работы и указываются станицы, с которых они начинаются.

Введение

Введение содержит:

- четкое краткое обоснование выбора темы курсовой работы, ее актуальность;

- общую характеристику состояния проблемы на основе критического анализа литературы и изучения практики;

- научный аппарат курсовой работы, в который входят:

а) проблема исследования - она выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено в результате данного исследования;

б) объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Другими словами, объект - это то, на что направлен процесс исследования, т.е. поле научных поисков;

в) предмет исследования - это то, что находится в границах объекта как существенная часть его. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению;

г) цель и задачи исследования: цель, как правило, заключается в решении поставленной проблемы исследования, определяет его задачи; обычно выдвигаются три исследовательские задачи:

1) выявление сущности, признаков, критериев изучаемого процесса, явления и на этой основе его характеристики;

2) обоснование основных путей решения проблемы;

3) формулировка ведущих и корректирующих условий, обеспечивающих эффективность исследования. (формулировки задач обычно начинаются со слов "изучить...", "выявить...", "установить...", проанализировать..." и т. д.);

д) методы исследования, позволяющие получить достоверные результаты и сделать объективные выводы;

е) гипотеза исследования - предположение, предвосхищение желаемых выводов, т.е. предположительный ответ на поставленную проблему. Формальными признаками хорошей гипотезы являются:

- адекватность ответа поставленному вопросу (проблеме) или соотнесение выводов с посылками;

- правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме. Если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории;

- доступность проверке; если не найден способ проверки гипотезы, она не может быть исследована, поэтому уже при формулировке гипотезы нужно предусмотреть способы ее проверки, опираясь и в этом на определенную научную культуру;

ж) новизна исследования; характеризует новые теоретические и практические выводы, которые к данному моменту не были известны и не зафиксированы в литературе.

Курсовые работы студентов не претендуют на фундаментальные научные открытия, в них обычно включаются сравнительно несложные исследования, однако и перед студентами ставится условие четкого представления об уровне достижений современной науки и направлениях ее дальнейшего развития в той или иной области, что необходимо для элементарного, но все же подлинно научного поиска, а не повторения общеизвестных истин;

з) практическая значимость исследования, т.е. возможность использования его результатов для решения конкретных задач.

В зависимости от темы, выбранной для выполнения курсовой работы, введение студент может начать по-разному. Приведем некоторые примеры.

1. Для того чтобы раскрыть образ «мира-театра» в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», прежде всего, необходимо учесть особенности биографии писателя и эпохи, в которую он жил и творил.

2. «Потерянное поколение» - молодые люди, ушедшие на войну прямо со школьной скамьи. Они не видели счастья в своей юности, вместо любви и прогулок под луной им достались окопы и атаки. Это люди, потерявшие веру в хорошее, уверенные в том, что все заканчивается смертью. В то же время их молодость и жизнелюбие защищают их, оставляют в них какую-то частичку романтизма, желания жить.

3. В процессе освоения социального мира индивид включается в специфический вид творческой деятельности. Ее особенностью являются креативные установки, в результате которых в процессе деятельности возникают вещи и предметы, которых ранее не существовало. Обращаясь к одному и тому же явлению культуры в процессе общения с ним, реминисценции используют различную стратегию переработки получаемой информации. И это явление предстает как процесс возникновения реминисценции.

Не все методы научного исследования могут быть использованы при написании курсовой работы по нашей дисциплине. Наиболее часто используются общенаучный метод сбора и анализа теоретической информации по проблеме, методы классификации, систематизации, сравнения, метод интерпретации межтекстовых связей, практические, такие, как выборка материала, анализ, в определенной мере статистические (обработка данных).

Основная часть

В основной части, которая обычно состоит из двух-трех разделов, излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы, конкретизируются все основные понятия, отраженные в теме курсовой работы, описывается ход проведения исследования, дается всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала, обобщаются полученные результаты, подводятся итоги и делаются выводы. В тексте следует помещать необходимый графический и иллюстративный материал, но не перегружать им основную часть курсовой работы. Обязательным элементом основной части курсовой работы является аналитический обзор литературных источников по теме исследования.

Основные требования к тексту аналитического обзора:

- полнота и достоверность информации;

- наличие критической оценки использованной информации;

- аргументированность выводов;

- обязательные ссылки на авторов.

Построение и содержание основной части курсовой работы зависит от выбранной темы, задания, выданного научным руководителем, научных пристрастий самого студента. Приведем пример построения основной части работ на тему: «Смысл названия и художественный мир романа

П. Зюскинда "Парфюмер".

Первый вариант:

Творчество Патрика Зюскинда

1. Роман «Парфюмер» - книга, которая пахнет.

2.Экранизация романа «Парфюмер».

3. Художественный мир романа П. Зюскинда «Парфюмер».

4. Связь сюжетных линий романа «Парфюмер» с произведениями мировой литературы.

Второй вариант:

1. Биография и творчество П. Зюскинда.

1.1 Жизненный путь писателя П.Зюскинда.

1.2 Литературное творчество Патрика Зюскинда.

2. Роман «Парфюмер».

2.1 Смысл названия романа «Парфюмер».

2.2 Художественный мир романа «Парфюмер».

2.3 Связь сюжетных линий романа «Парфюмер» с произведениями мировой литературы.

Заключение

Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указывается практическая и теоретическая их значимость, возможности внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы работы над темой. Важнейшее требование к "Заключению" - его краткость и обстоятельность, не следует повторять содержание введения, основной части работы и выводы, сделанные по главам.

Приложения

Приложения включают в себя отобранные для анализа и пронумерованные материалы.

4 Требования к оформлению текста

4.1 Общие требования

Курсовая работа выполняется на листах белой бумаги формата А4 с помощью набора текста на компьютере, используя текстовый редактор Times New Roman, шрифт 14 пунктов, через 1,5 интервала.

Поле слева - 30 мм, справа -15 мм, сверху - 15 мм, снизу - 25 мм.

Текст оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.

Деление текста

Общий план построения текста курсовой работы, разбивка на разделы, подразделы, пункты должны отвечать требованиям логики и иметь заголовки. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Заголовки структурных элементов курсовой работы и разделов основной части следует располагать с абзацного отступа без точки в конце и печатать строчными буквами, начиная с первой прописной, не подчеркивая.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками структурных элементов курсовой работы и разделов основной части и текстом – двойной интервал (одна пробельная строка).

К формулировкам заголовков (названий) глав, разделов курсовой работы предъявляются следующие основные требования:

- краткость, четкость и разнообразие;

- последовательное и точное отражение внутренней логики содержания курсовой работы.

Пункты и подпункты основной части следует печатать с абзацного отступа.

Разделы, подразделы, пункты, подпункты курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами.

Разделы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части и обозначаться арабскими цифрами без точки например, 1, 2, 3 и т. д.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например, 1.1, 1.2, 1.3 или 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т. д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например, 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.

Нумерация страниц

Нумерацию страниц курсовой работы выполняют арабскими цифрами. Соблюдают сквозную нумерацию по всему тексту курсовой работы. Номер страницы проставляют в правом нижнем углу без точки в конце.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц курсовой работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц курсовой работы.

Нумерация страниц текста курсовой работы и приложений должна быть сквозной.

Перечисления

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример:

- существование модели;

- возможность выбора;

- процесс коммуникации;

- интерпретация ответа.

а) работы Н.А. Соловьевой, Б.И. Колесникова, Н.А. Дьяконовой и др.;

б) сборники статей по творчеству Байрона и Шелли;

в) различные интернет-ресурсы и фактические данные.

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Примечания

Примечания приводят в курсовой работе, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.

Примечания не должны содержать требований.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания, и печатать с прописной буквы с абзаца. Если примечание одно, то после слова "Примечание" ставится тире и "Примечание" печатается тоже с прописной буквы. При наличии только одного примечания его не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Примеры:

П р и м е ч а н и е - Приам, по греческим мифам, - последний царь Трои, глубокий старец. В древности это имя стало нарицательным для обозначения человека, много испытавшего.

П р и м е ч а н и я

1 Эвонский бард. – Так называют Шекспира, родившегося в Страдфорде-на-Эвоне.

2 Немезида – в греческой мифологии богиня возмездия.

Приложения

Приложения оформляют как продолжение курсовой работы на последующих листах. В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте курсовой работы.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы, с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с "А", за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Текст каждого приложения, при необходимости, может иметь разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.

Сокращения

В тексте допускается применять стандартизированные сокращения (с. - страница, ст. - статья, и т.п. - и тому подобное, и т.д. - и так далее, и др. - и другие). Вводимые автором символы и малоупотребимые сокращения и обозначения необходимо пояснять. При первом упоминании об этих терминах и обозначениях их наименование пишется полностью, в скобках указывается принятое сокращенное обозначение.

Оформление цитат и ссылок

Необходимым элементом написания студенческой научной работы является цитирование. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка. Умение правильно, с соблюдением чувства меры, к месту цитировать источники - один из самых необходимых в научной работе навыков.

Наиболее распространенная форма цитаты - прямая. Это означает, что приводимое высказывание из литературного источника оформляется внутри текста по существующим правилам цитирования. То есть вначале идут так называемые «слова автора» - часть предложения, в которой сообщается, кто и в какой работе, по какому поводу написал то, что вы собираетесь процитировать. Эта часть предложения еще относится к вашему собственному тексту. Далее ставится двоеточие, открываются кавычки и с большой буквы приводится целиком авторское высказывание. После того как закроются кавычки, ставится точка. Если цитируемое высказывание представляет собой авторский вопрос или восклицание, вопросительный или восклицательный знак, поставленный автором, остается внутри кавычек. Все знаки препинания внутри цитаты должны в точности воспроизводить авторскую пунктуацию. В тех случаях (в научных текстах довольно редких), когда стилистические или какие-то другие соображения требуют поставить слова автора после цитаты или в середине цитируемого текста, разорвав его, знаки препинания ставятся согласно существующим правилам. Приведем ряд примеров:

И. Кант писал: «На изящное искусство надо смотреть как на природу, хотя и сознавать, что оно искусство».

«Померанцевый цвет – оранжевый, рудожелтый, жаркой», - читаем у В.И. Даля. «Нехорошо описывать ярость, - отмечал Анандавардхана, - совсем без сложных слов».

Такой способ цитирования не очень удачен в смысле маневренности, так как не позволяет встраивать цитату в ваше собственное предложение. Если того требует текст, вы можете начать цитату не с начала предложения автора, а с нужной вам его части, и эту часть встроить в собственные рассуждения:

По мнению Артура Сайсмонса, «мир Бердслея – мир призраков, в которых желание усовершенствования человеческих чувств, желание бесконечности превзошло человеческие границы».

В тех случаях, когда вас непосредственно интересует только часть высказывания автора, которая находится в глубине цитируемого предложения, вы можете выпустить ненужные вам подробности, поставив внутри цитаты многоточия. Произвольно сокращать цитату, не обнаруживая сокращения соответствующими знаками, не разрешается.

Если вы цитируете источник, обязательно нужно на него сослаться. В студенческих работах обычно это делается с помощью подстраничных сносок, хотя вообще практикуется и составление примечаний.

Сноски помещаются внизу той страницы, на которой было осуществлено цитирование, под текстом. В конце цитаты ставится арабская цифра, обозначающая порядковый номер сноски на данной странице. Этот же номер ставится внизу страницы.

Например:

«В России, как и на Западе, социологические исследования правовых явлений с самого начала осуществлялись преимущественно силами юристов в рамках юридической пауки и были направлены на приращение научного знания о праве»[1].

Если издание многотомное, то ссылка должна это отражать:

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Соч. - М., 1939, Т. VI. - С. 32.

Ссылка на газетную статью оформляется так:

Кузина С. Смирнова Ю. Солнце разбушевалось // Комсомольская правда. - 2001. - 3 апр. - С. 3.

Если необходимо сослаться на статью, опубликованную в журнале, это будет выглядеть так:

Симкин Л. Правосудие и власть // Новый мир. - 1990. - № 7. - С. 178.

Если на одной странице работы дается цитата еще на один или несколько источников, сноски должны идти в той же последовательности, что и цитаты в тексте. Когда один и тот же источник цитируется на странице несколько раз, название и выходные данные приводятся полностью только первый раз, а затем отмечается:

Там же. - С. 52.

Если цитируется источник на иностранном языке, вместо «там же» пишется: «Ibid».

В случае, если приходится снова цитировать ту же книгу на других страницах вашей работы, указывается только фамилия автора, а вместо заглавия ставится: «Указ. соч.» или - для иностранных источников - «Ор. cit.». Например:

Лапоева В.В. Указ. соч. - С. 172.

Правильный подбор, распределение в тексте и оформление прямых и косвенных цитат во многом определяет облик работы и общее впечатление, возникающее у рецензента при ее чтении.

Таблицы

Название таблицы следует помещать над таблицей вразрядку.

При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена "Таблица 1" или "Таблица В. 1", если она приведена в приложении В.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово "таблица" с указанием ее номера.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении к документу.

Слово “Таблица” указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова “Продолжение таблицы” с указанием номера (обозначения) таблицы.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.

Оформление списка использованных источников

Список использованной литературы составляется по строго определенным правилам (в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5, ГОСТ 7.80, ГОСТ Р 7.0.12), тогда он будет выполнять ту задачу, которая ему предписана.

Сведения об изданиях и других документах должны быть представлены в виде библиографического описания, которое включает основные данные, записанные в строго определенном порядке, и являющиеся «индивидуальным лицом» документа, т. е. поисковым образом документа.

Набор основных данных о документе, в частности – о книге, включает: заглавие; сведения о переиздании (издание); выходные данные, т. е. место издания, издательство (которое можно не указывать), год; количественную характеристику (количество страниц).

Как правило, библиографическое описание начинается с заголовка, содержащего имя индивидуального или так называемого коллективного автора. В качестве коллективного автора указывается организация (коллектив), от имени которого выпущено издание.

Надо знать, что если непериодическое издание, каким является книга, имеет одного, двух или трёх индивидуальных авторов, то в начало записи выносятся фамилии этих авторов. Если же издание имеет более трёх авторов, то библиографическое описание начинается с заглавия (т. е. названия книги).

Этот порядок играет важную роль, так как может определить место издания в списке использованной литературы.

Далее приведём примеры библиографического описания книг.

Книга с одним или двумя авторами

Шапсугов Д. Ю. Проблема теории и истории власти, права и государство. – М.: Юрист, 2003. – 685с.

Книга с тремя авторами

Медведев М. Ю., Самоль М. Н., Хабаров Е. А. Юридический справочник руководителя торгового предприятия. – М.: Приор-издат, 2003. – 320 с.

Книга четырёх и более авторов

Антимонопольная политика и развитие конкуренции финансовом рынке / Л. И. Барон [и др.] – М.: ТЕИС, 2003. – 166 с.

Сборник.

Интернет и российское общество: Сб. – М.: Гендальф, 2002. – 279 с.

Библиографическое описание статьи (т. е. составной части документа) из журнала (периодического издания) или сборника отличается от библиографического описания книги. В такого рода описании после условного разделительного знака // (две косые черты) приводятся сведения о документе: его заглавие, год издания, номер журнала, первая и последняя страница публикации.

Примеры библиографического описания статей:

Статья из журнала

Зайченко В. Ю. Геологическая информация о недрах и рынок недропользования – проблемы и решения // Геоинформатика. – 2002. - №3. – С. 37-42.

Статья из сборника

Войкунский А. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество. – М.: Гендальф, 2002 . – С. 235-250.

Важно помнить, что данные об издании и любом другом документе должны быть записаны правильно, в определённом порядке, иначе информация о них будет искажена, и в списке использованной литературы они будут представлены неверно. После того, как будет составлено библиографическое описание каждого из использованных вами документов, становится возможным составить список.

Список использованной литературы помещается после основного текста работы. Он содержит библиографические записи, расположенные в алфавитном, систематическом или хронологическом порядке. Рекомендуем остановиться на АЛФАВИТНОМ построении списка, как наиболее распространённом и простом способе расположения записей.

Этот способ заключается в том, чтобы расположить библиографические описания по первому слову библиографической записи, т. е. по алфавиту фамилий авторов и названий книг и статей.

Необходимо знать, что работы авторов-однофамильцев располагаются по алфавиту инициалов, а работы одного автора – по алфавиту названий работ этого автора.

Все случаи заимствования той или иной информации должны быть подтверждены отсылкой к списку использованной литературы. Отсылки к библиографическому списку могут быть приведены в форме номера библиографической записи в списке, заключённого в квадратные скобки.

Например: [5, с. 16] или - без указания страниц.

Таким образом, библиографические ссылки обеспечивают чёткую связь текста со списком использованной литературы.

Описание Интернет-ресурсов

При составлении ссылок на электронные ресурсы следует учитывать некоторые особенности.

В затекстовых ссылках электронные ресурсы включаются в общий массив ссылок, и поэтому следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов - [Электронный ресурс].

Электронный адрес и дату обращения к документу приводят всегда. Системные требования приводят в том случае, когда для доступа к документу нужно специальное программное обеспечение, например Adobe Acrobat Reader, Power Point и т.п.

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990. - 543 с. [Электрон й ресурс]URL:http://www.philosophy.ru/library/bahtin

/rable.html#_ftn1 (дата обращения: 05.10.2008).

2. Борхес Х.Л. Страшный сон // Письмена Бога: сборник. - М.: Республика, 1992. - 510 с. [Электронный ресурс]. URL: http://literature.gothic.ru/articles/nightmare.htm (дата обращения: 20.05.2008).

3. Общие ресурсы по лингвистике и филологии: сайт Игоря Гаршина. – 2002. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2008. - URL: http://katori.pochta.ru/linguistics/portals.html (дата обращения: 05.10.2008).

Ссылки на кинофильмы

Если в вашей работе анализируются кинофильмы, ссылка дается следующим образом. При первом упоминании фильма в тексте следует указать название фильма, а в круглых скобках – режиссера фильма и год выпуска.

«Кубанские казаки» (реж. И. Пырьев, 1949).

В случае ссылки на зарубежный фильм указывается также название фильма на языке оригинала:

«Смертельное оружие» (“Lethal Weapon”, реж. Р. Доннер).

Дополнительные сведения о фильме приводятся в отдельном списке.

Если работа построена на анализе большого числа фильмов, они выносятся в конце работы перед списком литературы в виде отдельного перечня.

Список литературы

1. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Анализ произведения искусства»/ Сост: В.А. Леняшин [и др.] С-Пб., 2009. – 21с.

2. Курсовые и дипломные работы. Методические указания для студентов факультета истории искусства/ Сост. Э.Н. Волкова. – М.: Изд-во РГГУ, 2011. – 19 с.

3. Анашкина И.В. Виды учебно-методических пособий: методическое пособие – Тамбов: ООО Орион, 2012. – 19 с.

Приложение А

(обязательное)

Приложение Б

(обязательное)

Реферат

Вариант 1

Курсовая работа: 30 с., 34 источника

МОДЕРНИЗМ, ПОСТМОДЕРНИЗМ, АВАНГАРД, ПОЯВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗМА, ИСКУССТВО XX ВЕКА, ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА, МУЗЫКА

Объектом исследования данной работы являетсямодернизм XX века.

Цель исследования – рассмотреть тенденции в искусстве XX века и выяснить, почему модернизм был доминирующим направлением.

Методами исследования, использованными в работе, являются:

- теоретические (анализ литературы, связанной с исследованиями художественных направлений XX века);

- общенаучные (обобщение, классификация, систематизация, сравнение);

- практические (выборка материала, анализ словарных статей);

- статистические (обработка

Наши рекомендации