Программа курса истории зарубежной драматургии
ПРОГРАММА КУРСА ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ДРАМАТУРГИИ
ДЛЯ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«РЕЖИССЕР ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА»
Семестры, форма отчетности – зачет во 2 семестре
СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
1. Эсхил. Прометей прикованный.
2. Софокл. Эдип-царь.
3. Еврипид. Медея.
4. Аристофан. Лягушки.
5. Менандр. Третейский суд.
6. Плавт. Комедия о горшке (Клад).
7. Теренций. Братья.
8. Сенека. Федра.
9. Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна (Овечий источник). Собака на сене.
10. Шекспир У. Ричард III. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет. Буря.
11. Корнель П. Сид.
12. Расин Ж. Федра.
13. Мольер Ж.-Б. Тартюф. Скупой. Мнимый больной.
14. Бомарше О-П. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.
15. Гёте И-В. Фауст.
16. Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь.
17. Гольдони К. Слуга двух господ.
18. Гоцци К. Король-олень.
19. Бомарше. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.
20. Клейст Г. Разбитый кувшин.
21. Байрон Дж. Г. Каин.
22. Ибсен Г. Пер Гюнт. Кукольный дом.
23. Гауптман Г. Потонувший колокол. Перед заходом солнца.
24. Метерлинк М. Синяя птица. Смерть Тентажиля.
25. Шоу Б. Пигмалион. Профессия миссис Уоренн.
26. Брехт Б. Трехгрошовая опера. Мамаша Кураж и ее дети.
27. Сартр Ж.-П. Мухи.
28. Ануй Ж. Антигона.
29. Беккет С. В ожидании Годо.
30. Ионеско Э. Носорог.
31. О Нил Ю. Любовь под вязами.
32. Уильямс Т. Стеклянный зверинец.
33. Осборн Дж. Оглянись во гневе.
ПРИМЕЧАНИЕ: Пьесы из списка можно читать по любому изданию, в течение семестра должно пройти собеседование по текстам в устной форме, во время зачета. В итоге необходимо прочитать не менее 75 % списка (не авторов, а пьес), на зачет приходить со списком прочитанного и читательским дневником (которым можно пользоваться при ответе).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЛЯ РЕФЕРИРОВАНИЯ
1. Учение Аристотеля о трагедии: «Поэтика».
2. «Поэтическое искусство» Никола Буало о драматическом искусстве.
3. Дени Дидро об актерском искусстве: «Парадокс об актере».
4. Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия.
5. Шлегель А.Ф. и его «Чтения о драматическом искусстве и литературе».
6. «Эстетика» Гегеля Г.-В.-Ф. о драме.
7. Гете И.-В. Правила для актеров.
8. Театральная теория В.Гюго («Предисловие к «Эрнани»).
9. Золя Э. Натурализм в театре.
10. Вагнер Р. Опера и драма.
11. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки.
12. Метерлинк М. Сокровище смиренных. Новая драма.
13. Брехт Б. Об экспериментальном театре. "Малый органон" для театра.
14. Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма.
15. Арто А. Театр и его двойник.
ПРИМЕЧАНИЕ: На зачет должен быть представлен реферат по одной из теоретических работ, названных выше. Реферат представляет собой письменную работу с титульным листом, где обозначена тема, дисциплина, фамилия, имя, отчество студента; содержание работы с указанием названий частей работы и страниц, на которых эти части расположены, основное содержание должно занимать около 10 страниц текста, где материал расположен следующим образом: во введении – название и автор реферируемой работы, время и причина написания, структура работы (главы, части с названиями и краткой характеристикой каждой части или главы); в основной части – основные положения работы с возможными наиболее яркими примерами – цитатами из текста; в заключении – собственные или заимствованные выводы о значимости для истории театра этого теоретического труда; затем нужно указать работу и дополнительную литературу (если была), которая была использована в реферате. На зачете надо быть готовым к устному и краткому (не более 5 минут) изложению основных положений реферата. Формат письменной работы – 10 страниц текста (!) А 4, 14 шрифт, 1,5 интервала.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО «ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО ТЕАТРА»
Тема. «Орестея» Эсхила
1. Биографические сведения об Эсхиле.
2. Мифологическая основа трилогии (тетралогии).
3. Конфликт и развитие действия в трагедии «Агамемнон».
4. Конфликт и развитие действия в трагедии «Хоэфоры».
5. Конфликт и развитие действия в трагедии «Эвмениды».
6. Сквозной конфликт трилогии: противостояние человека року, и способ его разрешения.
7. Основные признаки античной трагедии.
Тема. «Король Лир» У.Шекспира.
1. Биографические сведения о Шекспире.
2. Конфликт и развитие действия в трагедии: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
3. Женские образы и их значение для понимания смысла трагедии.
4. Образ короля Лира.
5. Значение образов Эдгара и Эдмунда.
6. Образ Шута.
7. Основные признаки ренессансной трагедии.
Список учебников по истории зарубежной литературы
Семестр
· Тронский И.М. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1983.
· История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. М.: Высшая школа, 2000.
· История зарубежной литературы XVII века: Учебное пособие для вузов. Под ред. М.В. Разумовской. М.: Высшая школа, 2001.
· История зарубежной литературы XVIII века: Учебное пособие для вузов. Под ред. Л.В. Сидорченко. М.: Высшая школа, 2001.
Семестр
· История зарубежной литературы XIX века / под ред. Дмитриева. М., 2000, 2001
· История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А. Соловьевой. М., 1999, 2000.
· Зарубежная литература второго тысячелетия. М., 2001.
· Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века. Под ред. В.М. Толмачёва. М., 2003
· Зарубежная литература ХХ века. Под ред. Л.Г. Андреева. М.,2000
· Зарубежная литература ХХ века. Под ред. Л.Г. Андреева. М.,2003.
· Зарубежная литература ХХ века. Под ред. В.М. Толмачева. М.,2003.
Примечание: а) можно пользоваться другими изданиями этих учебников; б) рекомендуются только главы, посвященные драматургии.
ПРОГРАММА КУРСА ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ДРАМАТУРГИИ
ДЛЯ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«РЕЖИССЕР ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА»