Наружное освещение городских и сельских поселений
7.5.1 Освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать, исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно таблице 13.
Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий — 4 лк и при покрытии низшего типа — 2 лк.
Таблица 13
Категория объекта по освещению | Улицы, дороги и площади * | Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч | Средняя яркость покрытия, кд/м2 | Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк |
А | Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения | Св. 3000 Св. 1000 до 3000 включ. От 500 “ 1000 “ | 1,6 1,2 0,8 | |
Б | Магистральные улицы районного значения | Св. 2000 Св. 1000 до 2000 включ. От 500 “ 1000 “ Менее 500 | 1,0 0,8 0,6 0,4 |
Окончание таблицы 13
Категория объекта по освещению | Улицы, дороги и площади * | Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч | Средняя яркость покрытия, кд/м2 | Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк |
В | Улицы и дороги местного значения | 500 и более Менее 500 Одиночные автомобили | 0,4 0,3 0,2 | |
* Категория площадей принимается по таблице 21. | ||||
Примечания 1 Средняя яркость покрытия скоростных дорог, независимо от интенсивности движения транспорта принимается равной 1,6 кд/м² в черте городов и не менее 1,0 кд/м² — вне городов на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам. 2 Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, так и на съездах и ответвлениях не менее 0,8 кд/м² или 10 лк. 3 Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с покрытием из брусчатки, гранитных плит и других материалов регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности по данной таблице. 4 Уровень освещения улиц местного значения, примыкающих к скоростным дорогам и магистральным улицам, должен быть не менее 1/3 от уровня освещения скоростной дороги или магистральной улицы на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания. 5 На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог с интенсивностью движения более 500 ед/ч следует предусматривать увеличение нормы освещения не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения пересекаемой проезжей части. Увеличение уровня освещения достигается за счет изменения шага опор, установки дополнительных или более мощных световых приборов, использования осветленного покрытия на переходе и т. п. |
7.5.2 Средняя яркость покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не менее половины средней яркости покрытия проезжей части этих улиц, дорог
и площадей, приведенной в таблице 13.
7.5.3 Отношение минимальной яркости покрытия к среднему значению должно быть не менее 0,4 при норме средней яркости более 0,6 кд/м2 и не менее 0,3 — при норме средней яркости 0,6 кд/м2 и ниже.
Отношение минимальной яркости покрытия к максимальной по полосе движения должно быть
не менее 0,6 при норме средней яркости более 0,6 кд/м2 и не менее 0,4 — при норме средней яркости 0,6 кд/м2 и ниже.
7.5.4 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия непроезжих частей улиц, дорог и площадей, бульваров и скверов, пешеходных улиц и территорий микрорайонов в городских поселениях следует принимать согласно таблице 14.
Таблица 14
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
1 Главные пешеходные улицы, непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади | |
2 Пешеходные улицы: | |
в пределах общественных центров | |
на других территориях | |
3 Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах: | |
категорий А и Б | |
категории В | 2* |
4 Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий |
Окончание таблицы 14
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
5 Пешеходные мостики | |
6 Пешеходные тоннели: | |
днем | |
вечером и ночью | |
7 Лестницы пешеходных тоннелей вечером и ночью | |
8 Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам (таблица 13): | |
категории А | |
категории Б | |
категории В | |
Территории микрорайонов | |
9 Проезды: | |
основные | |
второстепенные, в том числе тротуары-подъезды | |
10 Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках | |
11 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр | |
* Норма распространяется также на освещенность тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В с переходными и низшими типами покрытий. |
7.5.5 На главных пешеходных улицах исторических городов средняя полуцилиндрическая освещенность должна быть не менее 6 лк.
7.5.6 Среднюю горизонтальную освещенность территорий общественных зданий следует принимать по таблице 15.
Таблица 15
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты, учебные заведения | |
1 Групповые и физкультурные площадки | |
2 Площадки для подвижных игр зоны отдыха | |
3 Проезды и подходы к корпусам и площадкам | |
Санатории, дома отдыха | |
4 Въезд на территорию | |
5 Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и подобным зданиям | |
6 Центральные аллеи парковой зоны | |
7 Боковые аллеи парковой зоны | |
8 Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т. д.) |
Окончание таблицы 15
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
9 Площадки для настольных игр, открытые читальни* | |
* Освещенность столов для чтения и настольных игр принимается по нормам освещенности помещений. |
7.5.7 Среднюю горизонтальную освещенность территорий парков, стадионов и выставок следует принимать по таблице 16.
Таблица 16
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк | |||
Общегородские парки | Районные сады | Стадионы | Выставки | |
1 Главные входы | ||||
2 Вспомогательные входы | ||||
3 Центральные аллеи | ||||
4 Боковые аллеи | ||||
5 Площадки массового отдыха, площадки перед входами в театры, кинотеатры, выставочные павильоны и на открытые эстрады; площадки для настольных игр | — | |||
6 Зоны отдыха на территориях выставок | — | — | — |
7.5.8 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений следует принимать по таблице 17.
Таблица 17
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
1 Главная улица, площади общественных и торговых центров | |
2 Улицы в жилой застройке: | |
основная | |
второстепенная (переулок) | |
проезд | |
3 Поселковая дорога | |
Примечания 1 Средняя освещенность основных проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов должна быть 2 лк, остальных проездов — 1 лк. 2 На территории блоков хозяйственных построек и сараев, расположенных вне селитебной зоны сельских поселений, средняя освещенность проездов между рядами построек должна быть 1 лк. |
7.5.9 Освещенность участков автомобильных дорог общей сети в пределах сельских поселений следует принимать как для улиц категории Б в зависимости от типа дорожного покрытия по таблице 13 или в соответствии с 7.5.1.
7.5.10 В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов
к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях улиц или проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть, лк:
— в городах и поселках — 2;
— в сельских населенных пунктах — 1.
В проектах наружного освещения улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать освещение участков неосвещенных примыкающих улиц и дорог (по нормам освещения этих улиц и дорог) длиной 100 м.
7.5.11 Норма освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должна соответствовать норме освещения улицы. Средняя горизонтальная освещенность обособленного трамвайного пути должна быть 6 лк.
7.5.12 Средняя горизонтальная освещенность дорожного покрытия проезжей части городских транспортных тоннелей длиной более 60 м следует принимать в дневном режиме по таблице 18,
а в вечернем и ночном режимах — равной 50 лк.
В транспортных тоннелях длиной более 100 м при значительном экранировании небосвода над въездным порталом в поле зрения водителя окружающей застройкой, естественными возвышениями и др., а также при интенсивности движения менее 600 транспортных единиц в час следует снижать максимальную величину средней горизонтальной освещенности на въезде на одну ступень с пропорциональным уменьшением остальных освещенностей въездной зоны. Средняя горизонтальная освещенность внутренней зоны транспортных тоннелей постоянна и составляет во всех случаях 50 лк:
в тоннелях с односторонним движением — до выездного портала, а при движении в обоих направлениях — между концами обеих въездных зон.
Во въездной зоне транспортных тоннелей с односторонним движением должна использоваться система встречного освещения, а с движением в обоих направлениях — система симметричного освещения.
При длине транспортного тоннеля до 60 м средняя горизонтальная освещенность должна быть 50 лк во всех режимах.
Транспортные тоннели длиной более 100 м должны оборудоваться световыми указателями запасных выходов и направлений движения к ним.
В транспортных тоннелях, имеющих одну стену с открытыми проемами, занимающими более 25 % ее площади, а также в тоннелях местного значения, предназначенных для проезда одиночных средств личного и общественного транспорта, средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в дневное время должна соответствовать требованиям таблицы 19.
Таблица 18
Длина тоннеля, м | Скорость движения, км/ч | Система освещения | Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м | |||||||||||||
10–30 | 500 и более | |||||||||||||||
От 61 до 100 включ. | Встречная | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |||||
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |||||||
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |||||||
Более 100 | Встречная | |||||||||||||||
Симметричная | ||||||||||||||||
Примечание — В таблице ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя. |
Таблица 19
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м | ||||
100 и более | |||||
Тоннель местного значения | |||||
Тоннель с проемами в одной стене |
7.5.13 В транспортных тоннелях любого типа с криволинейной трассой радиусом в плане 350 м
и менее в зоне въезда на протяжении 75 м от портала величина вертикальной освещенности стены большего радиуса или стены, имеющей проемы, на высоте 2 м от покрытия проезжей части должна быть не менее 0,5 величины горизонтальной освещенности при интегральном коэффициенте отражения менее 0,4. При любом профиле тоннеля в горизонтальной плоскости величина вертикальной
освещенности на стенах на высоте до 2 м во въездной зоне на протяжении не менее 200 м от портала должна составлять не менее 0,5 величины горизонтальной освещенности покрытия проезжей части.
Допускается предусматривать автоматическое регулирование искусственного освещения въездной части тоннеля в зависимости от уровня естественной наружной освещенности, начиная от 10 000 лк
и ниже, исходя из отношения величины искусственной освещенности в начале въезда к естественной 1:10 и сохранении снижения искусственной освещенности во всей въездной зоне по таблице 18
и таблице 19.
7.5.14 Средняя горизонтальная освещенность покрытия проездов под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть не менее 30 лк при длине проезда до 40 м, а при большей длине принимается по нормам освещения транспортных тоннелей согласно 7.5.12.
7.5.15 На подъездах к местам заправки и хранения транспорта, а также на открытых стоянках
автомобилей нормы средней горизонтальной освещенности должны соответствовать требованиям таблицы 20.
Таблица 20
Освещаемы объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
Топливозаправочные пункты и автозаправочные станции | |
1 Подъездные пути с улиц и дорог: | |
категорий А и Б | |
категорий В | |
2 Места заправки и слива нефтепродуктов | |
3 Остальная территория, имеющая проезжую часть | |
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава | |
1 Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц | |
2 Открытые стоянки в микрорайонах | |
3 Проезды между рядами гаражей боксового типа |
7.5.16 Отношение максимальной освещенности к средней должно быть при норме средней
освещенности, лк:
— св. 6 — не более 3:1;
— от 4 до 6 включ. — “ 5:1;
— менее 4 — “ 10:1.
7.5.17 Нормы освещения разрешается увеличивать в столице, городах-героях, исторических,
а также в крупнейших и крупных городах:
а) на 0,2–0,4 кд/м2 — для осветительных установок улиц, дорог и площадей категорий А и Б
с усовершенствованными типами покрытий;
б) до 20 лк — для осветительных установок непроезжих частей площадей категорий А и Б
и предзаводских площадей, главных входов стадионов и выставок;
в) до 10 лк — для осветительных установок улиц и дорог категории Б с переходными типами покрытий и главных входов общегородских парков.
7.5.18 В ночное время допускается предусматривать возможность снижения уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,4 кд/м2 или средней освещенности более 4 лк путем выключения не более половины светильников, исключая при этом выключение подряд расположенных, либо без отключения светильников с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления в установке до уровня не ниже 50 % ее нормируемого уровня наружного освещения.
Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения:
— на 30 % — при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины;
— на 50 % — при уменьшении интенсивности движения до 1/5 максимальной величины.
На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/м2 или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.
7.5.19 На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей категорий А и Б показатель ослепленности для осветительных установок не должен превышать 150.
Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной или полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна приниматься по таблице 10.
На улицах категорий А и Б установки наружного освещения всех видов не должны создавать на окнах жилых зданий вертикальную освещенность, лк, превышающую:
— при норме средней яркости проезжей части 0,4 кд/м² — 7;
— то же 0,6 – 1,0 кд/м² — 10;
— “ 1,2 – 1,6 кд/м² — 20.
На улицах категории В, на пешеходных улицах вне общественного центра, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартир жилых зданий и палат спальных корпусов не должна превышать 5 лк.
7.5.20 В установках наружного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света высокого давления, в том числе для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением — преимущественно с натриевыми лампами высокого давления.
7.5.21 Высота размещения светильников на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением должна соответствовать действующим ТНПА на трамвайные и троллейбусные линии.
7.5.22 Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путеводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа
к лампам без применения специального инструмента.
7.5.23 В транспортных тоннелях должны применяться светильники с защитным углом не менее 10°. Сила света светильников в плоскости, параллельной оси проезжей части, не должна превышать под углами 75°, 80°, 85° и 90° соответственно 50, 20, 10 и 0 кд на 1000 лм.
Высота расположения светильников на стенах тоннеля должна быть не менее 4 м.
7.5.24 В пешеходных тоннелях должны использоваться светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными и призматическими рассеивателями:
— с лампами ДНАТ (ДНАС) мощностью до 110 Вт;
— с лампами ДРИ мощностью 70 Вт;
— с лампами ДРЛ мощностью до 125 Вт;
— с люминесцентными лампами суммарной мощностью до 80 Вт;
а также протяженные световоды с лампами мощностью до 400 Вт.
7.5.25 На территории открытых рынков средняя горизонтальная освещенность площадок, проездов, проходов между рядами павильонов, палаток, контейнеров и др. должна быть не менее 10 лк независимо от их категории и занимаемой площади.
Отношение вертикальной освещенности к горизонтальной должно быть не менее 1:2. При этом вертикальная освещенность определяется в поперечной плоскости к оси проезда на высоте 1,5 м, горизонтальная освещенность — на уровне покрытия.
После закрытия рынка или торговой ярмарки допускается снижать уровень средней горизонтальной освещенности до 4 лк. При этом минимальная освещенность должна быть не менее 2 лк.
7.5.26 В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение проездов
к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях проездов. Горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть не менее 2 лк.
7.5.27 На территории автозаправочных станций и автостоянок, прилегающих к улицам и дорогам с транспортным движением, светильники рассеянного света должны устанавливаться на высоте
не менее 3 м при световом потоке ламп до 6000 лм и не менее 4 м — при световом потоке более 6000 лм. Для освещения указанных объектов не допускается применять прожекторы, расположенные на крышах и навесах и направленные в сторону улицы или дороги.
7.5.28 При использовании для освещения больших площадей и транспортных развязок, в том числе и в нескольких уровнях, опор высотой 20 м и более, устанавливаемые на них световые приборы должны иметь максимум силы света под углом не более 65° к вертикали. Высота светильников над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.
7.5.29 Над каждым входом в здание или рядом с ним должны быть установлены светильники, обеспечивающие уровень средней горизонтальной освещенности, лк, не менее:
6 — на площадке основного входа;
4 — на площадке запасного или технического входа, на пешеходной дорожке длиной 4 м у основного входа в здание;
2 — у запасного или технического входа.