Наружное освещение городских и сельских поселений

7.28 Освещение улиц. дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно табл. 11.

Освещение улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из средней горизонтальной освещенности покрытий проезжей части согласно табл. 11.

Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий - 4 лк и при покрытии низшего типа - 2 лк.

Примечания

1 Категории улиц и дорог городов по функциональному назначению принимаются в соответствии с классификацией главы СНиП 2.07.01.

2 Дорожные покрытия относятся к усовершенствованным, переходным или низшим типам в соответствии с классификацией.

7.29 Средняя яркость покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не менее половины средней яркости покрытия проезжей части этих улиц, дорог и площадей, приведенной в табл. 11.

7.30Отношение минимальной яркости покрытия к среднему значению должно быть не менее 0,4 при норме средней яркости более 0,6 кд/м² и не менее 0,3 при норме средней яркости 0,6 кд/ м² и ниже.

Отношение минимальной яркости покрытия к максимальной по полосе движения должно быть не менее 0,6 при норме средней яркости более 0,6 кд/м2 и не менее 0,4 при норме средней яркости 0,6 кд/м2 и ниже.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

Таблица 11

Категория объекта по освещению Улицы, дороги и площади * Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч Средняя яркость покрытия, кд/м2 Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк
А Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения Св. 3000 Св. 1000 до 3000 От 500 « 1000 1,6 1,2 0,8
Б Магистральные улицы районного значения Св. 2000 Св. 1000 до 2000 От 500 « 1000 Менее 500 1,0 0,8 0,6 0,4
В Улицы и дороги местного значения 500 и более Менее 500 Одиночные автомобили 0,4 0,3 0,2
_____________ * Категория площадей принимается по табл. 18. Примечания 1 Средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается равной 1,6 кд/м² в черте городов и не менее 1,0 кд/м² вне городов на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам. 2. Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, так и на съездах и ответвлениях не менее 0,8 кд/м² или 10 лк. 3. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с покрытием из брусчатки, гранитных плит и других материалов регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности по табл. 11. 4. Уровень освещения улиц местного значения, примыкающих к скоростным дорогам и магистральным улицам, должен быть не менее одной трети от уровня освещения скоростной дороги или магистральной улицы на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания. 5. На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог с интенсивностью движения более 500 ед/ч следует предусматривать нормы освещения не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения пересекаемой проезжей части. Увеличение уровня освещения достигается за счет изменения шага опор, установки дополнительных или более мощных световых приборов, использования осветленного покрытия на переходе и т.п. (Измененная редакция. Изм. № 1).

7.31 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия непроезжих частей улиц, дорог и площадей, бульваров и скверов, пешеходных улиц и территорий микрорайонов в городских поселениях следует принимать согласно табл. 12.

Таблица 12

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
1 Главные пешеходные улицы, непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади
2 Пешеходные улицы:  
в пределах общественных центров
на других территориях
3 Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий:  
А и Б
В 2*
4 Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий
5 Пешеходные мостики
6 Пешеходные тоннели:  
днем
вечером и ночью
7 Лестницы пешеходных тоннелей вечером и ночью
8 Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий (табл. 11):  
А
Б
В
Территории микрорайонов  
9 Проезды:  
основные
второстепенные, в том числе тротуары-подъезды
10 Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках
11 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр
_____________ * Норма распространяется также на освещенность тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В с переходными и низшими типами покрытий.

7.32 На главных пешеходных улицах исторических городов средняя полуцилиндрическая освещенность должна быть не менее 6 лк.

7.33 Среднюю горизонтальную освещенность территорий общественных зданий следует принимать по табл. 13.

Таблица 13

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты, учебные заведения  
1 Групповые и физкультурные площадки
2 Площадки для подвижных игр зоны отдыха
3 Проезды и подходы к корпусам и площадкам
Санатории, дома отдыха  
4 Въезд на территорию
5 Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и подобным зданиям
6 Центральные аллеи парковой зоны
7 Боковые аллеи парковой зоны
8 Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.)*
9 Площадки для настольных игр, открытые читальни
_____________ * Освещенность столов для чтения и настольных игр принимается по нормам освещенности помещений.

7.34Среднюю горизонтальную освещенность территорий парков, стадионов и выставок следует принимать по табл. 14.

Таблица 14

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
общегородские парки районные сады стадионы выставки
1. Главные входы
2. Вспомогательные входы
3. Центральные аллеи
4. Боковые аллеи
5. Площадки массового отдыха, площадки перед входами в театры, кинотеатры, выставочные павильоны и на открытые эстрады; площадки для настольных игр -
6. Зоны отдыха на территориях выставок - - -

7.35 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений следует принимать по табл. 15.

Таблица 15

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
1 Главная улица, площади общественных и торговых центров
2 Улицы в жилой застройке:  
основная
второстепенная (переулок)
проезд
3 Поселковая дорога
Примечания 1 Средняя освещенность основных проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов должна быть 2 лк, остальных проездов - 1 лк. 2 На территории блоков хозяйственных построек и сараев, расположенных вне селитебной зоны сельских поселений, средняя освещенность проездов между рядами построек должна быть 1 лк.

7.36 Освещенность участков автомобильных дорог обшей сети в пределах сельских поселений следует принимать как для улиц категории Б в зависимости от типа дорожного покрытия по табл. 11 или в соответствии с п. 7.28 настоящих норм.

7.37 В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях улиц или проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть, лк:

в городах и поселках.......................... 2

в сельских населенных пунктах ......... 1

В проектах наружного освещения улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать освещение участков неосвещенных примыкающих улиц и дорог (по нормам освещения этих улиц и дорог) длиной 100 м.

7.38 Норма освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц. должна соответствовать норме освещения улицы. Средняя горизонтальная освещенность обособленного трамвайного пути должна быть 6 лк.

7.39Средняя горизонтальная освещенность дорожного покрытия проезжей части городских транспортных тоннелей длиной более 60 м следует принимать в дневном режиме по табл. 16, а в вечернем и ночном режимах равной 50 лк.

Таблица 16.


Длина тоннеля, м Скорость движения, км/ч Система освещения Средняя горизонтальная освещенность (лк) покрытия проезжей части на расстоянии от начала въездного портала, м
10 - 30 500 и более
61-100 встречная                    
встречная                    
встречная                    
более 100 встречная
встречная
встречная
симметр.
симметр.
симметр.

Примечание: В табл. 16 ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя.

В тоннелях длиной более 100 м при значительном экранировании небосвода над въездным порталом в поле зрения водителя окружающей застройкой, естественными возвышениями и др., а также при интенсивности движения менее 600 транспортных единиц в час следует снижать максимальную величину средней горизонтальной освещенности на въезде на одну ступень с пропорциональным уменьшением остальных освещенностей въездной зоны. Средняя горизонтальная освещенность внутренней зоны тоннелей постоянна и составляет во всех случаях 50 лк: в тоннелях с односторонним движением до выездного портала, а при движении в обоих направлениях - между концами обоих въездных зон.

Во въездной зоне тоннелей с односторонним движением должна использоваться система “встречного освещения”, а с движением в обоих направлениях - система “симметричного освещения”.

При длине тоннеля до 60 м средняя горизонтальная освещенность должна быть 50 лк во всех режимах.

Транспортные тоннели длиной более 100 м должны оборудоваться световыми указателями запасных выходов и направлений движения к ним.

В транспортных тоннелях, имеющих одну стену с открытыми проемами, занимающими более 0,25 % ее площади, а также в тоннелях местного значения, предназначенных для проезда одиночных средств личного и общественного транспорта, средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в дневное время должна соответствовать требованиям табл. 17.

Таблица 17.

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м
100 и более
Тоннель местного значения
Тоннель с проемами в одной стене

В транспортных тоннелях любого типа с криволинейной трассой радиусом в плане 350 м и менее в зоне въезда на протяжении 75 м от портала величина вертикальной освещенности стены большего радиуса или стены, имеющей проемы, на высоте 2 м от покрытия проезжей части должна быть не менее: 0,5 величины горизонтальной освещенности при интегральном коэффициенте отражения менее 0,4. При любом профиле тоннеля в горизонтальной плоскости величина вертикальной освещенности на стенах на высоте до 2 м во въездной зоне на протяжении не менее 200 м от портала должна составлять не менее 0,5 величины горизонтальной освещенности покрытия проезжей части.

Допускается предусматривать автоматическое регулирование искусственного освещения въездной части тоннеля в зависимости от уровня естественной наружной освещенности начиная от 10000 лк и ниже, исходя из отношения величины искусственной освещенности в начале въезда к естественной 1:10 и сохранении снижения искусственной освещенности во всей въездной зоне по табл. 16 и табл. 17.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

7.40 Средняя горизонтальная освещенность покрытия проездов под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть не менее 30 лк при длине проезда до 40 м, а при большей длине принимается по нормам освещения тоннелей согласно п. 7.39.

7.41На подъездах к местам заправки и хранения транспорта, а также на открытых автостоянках на улицах нормы средней горизонтальной освещенности должны соответствовать требованиям табл. 18.

Таблица 18.

Освещаемы объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
Топливозаправочные пункты и автозаправочные станции
1.Подъездные пути с улиц и дорог:  
категорий А и Б
категорий В
2. Места заправки и слива нефтепродуктов
3.Остальная территория, имеющая проезжую часть
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава
1.Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц.
2.Открытые стоянки в микрорайонах.
3.Проезды между рядами гаражей боксового типа

(Измененная редакция. Изм. № 1).

7.42 Отношение максимальной освещенности к средней должно быть при норме средней освещенности: св. 6 лк - не более 3:1, от 4 до 6 лк - не более 5:1, менее 4 лк - не более 10:1.

7.43 Нормы освещения разрешается увеличивать в столицах суверенных республик, городах-героях, исторических, курортных и портовых городах республиканского значения, а также в крупнейших и крупных городах:

а) на 0,2-0,4 кд/м2 - для осветительных установок улиц, дорог и площадей категорий А и Б с усовершенствованными типами покрытий;

б) до 20 лк - для осветительных установок непроезжих чается площадей категорий А и Б и предзаводских площадей, главных входов стадионов и выставок;

в) до 10 лк - для осветительных установок улиц и дорог категории Б с переходными типами покрытий и главных входов общегородских парков.

7.44В ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,4 кд/кв. м или средней освещенности более 4 лк путем выключения не более половины светильников, исключая при этом выключение подряд расположенных, либо без отключения светильников с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления в установке до уровня не ниже 50 % ее нормируемого уровня наружного освещения.

Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения:

на 30 % при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины;

на 50 % при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины.

На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/м2, или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное пли полное отключение освещения в ночное время не допускается.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

7.45 На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей категорий А и Б показатель ослепленности для осветительных установок не должен превышать 150.

Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной или полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна приниматься по табл. 9.

На улицах категорий А и Б установки наружного освещения всех видов не должны создавать на окнах жилых зданий вертикальную освещенность, превышающую:

- 7 лк при норме средней яркости проезжей части 0,4 кд/м²;

- 10 лк при норме 0,6-1,0 кд/м²;

- 20 лк при норме 1,2-1,6 кд/м².

На улицах категории В, на пешеходных улицах вне общественного центра, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартир жилых зданий и палат спальных корпусов не должна превышать 5 лк.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

7.46 В установках наружного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света высокого давления, в том числе для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением - преимущественно с натриевыми лампами высокого давления.

7.47 Высота размещения световых приборов на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением должна приниматься согласно СНиП 2.05.09.

7.48Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путеводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам без применения специального инструмента.

7.49 В транспортных тоннелях должны применяться светильники с защитным углом не менее 10°. Сила света светильников в плоскости, параллельной оси проезжей части не должна превышать под углами 75°, 80°, 85° и 90° соответственно 50, 20, 10 и 0 кд на 1000 лм.

Высота расположения светильников на стенах тоннеля должна быть не менее 4 м.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

7.50 В пешеходных тоннелях должны использоваться светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными и призматическими рассеивателями:

- с лампами ДНАТ (ДНАС) мощностью до 110 Вт;

- с лампами ДРИ мощностью 70 Вт;

- с лампами ДРЛ мощностью до 125 Вт;

- с люминесцентными лампами суммарной мощностью до 80 Вт, -

- а также протяженные световоды с лампами мощностью до 400 Вт.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

7.51. На территории открытых рынков и торговых ярмарок средняя горизонтальная освещенность площадок, проездов, проходов между рядами павильонов, палаток, контейнеров и др. должна быть не менее 10 лк вне зависимости от их категории и занимаемой площади.

Отношение вертикальной освещенности к горизонтальной должно быть не менее 1:2. При этом вертикальная освещенность определяется в поперечной плоскости к оси проезда на высоте 1,5 м; горизонтальная освещенность - на уровне покрытия.

После закрытия рынка или торговой ярмарки допускается снижать уровень средней горизонтальной освещенности до 4 лк. При этом минимальная освещенность не должна быть менее 2 лк”.

7.52. В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть 2 лк.

7.53. На территории автозаправочных станций и автостоянок, прилегающих к улицам и дорогам с транспортным движением, светильники рассеянного света должны устанавливаться на высоте не менее 3 м при световом потоке ламп до 6000 лм и не менее 4 м при световом потоке более 6000 лм. Для освещения указанных объектов не допускается применять прожекторы, расположенные на крышах и навесах и направленные в сторону улицы или дороги.

7.54. При использовании для освещения больших площадей и транспортных развязок, в том числе и в нескольких уровнях, опор высотой 20 м и более, устанавливаемые на них световые приборы должны иметь максимум силы света под углом не более 65° к вертикали. Высота светильников над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.

7.55. Над каждым входом в здание или рядом с ним должны быть установлены светильники, обеспечивающие уровни средней горизонтальной освещенности не менее:

- на площадке основного входа - 6 лк;

- запасного или технического входа - 4 лк;

- на пешеходной дорожке длиной 4 м у основного входа в здание - 4 лк;

у запасного или технического входа - 2 лк.

Пункты 7.51 - 7.55 (Введены дополнительно. Изм. № 1).

Наши рекомендации