Как можно организовать исследовательскую деятельность учащихся при изучении свойств диагоналей прямоугольника?
А.И. Савенков определяет исследовательскую деятельность обучающихся как деятельность, связанную с решением учащимися творческих исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающих наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированных, исходя из принятых в науке традиций:
· постановка проблемы;
· изучение теории, посвящённой данной проблематике;
· подбор методик исследования и практическое овладение ими;
· сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы
Главный смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Это обозначает, что его главной целью является развитие личности, а не объективно новый результат.
При организации учебной исследовательской деятельности важным аспектом является учет возрастных особенностей: темы исследования выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним, соответствовать возрасту ребенка, а также быть интересна ему и нести в себе познавательный заряд.
Основной задачей изучения геометрического материала в начальной школе является формирование у учащихся первоначальных понятий о геометрических фигурах (точке, прямой, линии, отрезке прямой, ломаной линии, угле, многоугольнике, круге, окружности). При этом система упражнений и задач геометрического содержания и методика работы над ними должны способствовать развитию у детей пространственных представлений, а также умения наблюдать, сравнивать, обобщать. При непосредственной работе с геометрическими фигурами ребенок экспериментирует, выдвигает гипотезы, доказывает, что предполагает использование исследовательских методов обучения.
При изучении раздела «Многоугольники. Четырехугольники» исследовательские задания позволяют учениками самостоятельно «открывать» основные свойства геометрических фигур. Эта работа осуществляется поэтапно.
На первом этапе — помощь учителя максимальна, так как ученики только начинают овладевать этой деятельностью. На данном этапе большую роль играет тетрадь на печатной основе, где представлены задания учебно-поискового характера, позволяющие прийти к обобщению. Изучение свойств начинается с темы «Параллелограмм».
На втором этапе логика исследования уже знакома младшим школьникам, но основные действия все же указаны - тема «Ромб». В ходе выполнения заданий учащиеся выполняют измерения, фиксируют результаты и формулируют выводы о том, что все стороны ромба равны и противолежащие углы в ромбе равны.
На третьем этапе исследовательская деятельность учащихся становится более самостоятельной. Им предлагается выполнить построение прямоугольника, установить родовидовые отношения его с параллелограммом и проверить несколько уже сформулированных гипотез. Например: «Диагонали прямоугольника равны», «Противолежащие стороны прямоугольника равны», «Диагонали точкой пересечения делятся пополам».
На заключительном этапе ученикам необходимо самостоятельно сформулировать свойства квадрата, которые выступают в качестве гипотез, и проверить их состоятельность. Для проверки они используют уже освоенные методы — измерение, сравнение, обобщение.
60. Вы готовитесь к родительскому собранию, на котором необходимо рассказать родителям о требованиях к знаниям и умениям учащихся. Приведите конкретные примеры заданий-измерителей по одной из выбранных Вами тем курса.
В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:
устный или письменный опрос
карточки
краткая самостоятельная работа
практическая или лабораторная работа
тестовые задания
Тестовое задание по теме «Животные» УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс.
Вопрос № 1
К какой группе животных относится тритон?
Земноводные.
Пресмыкающиеся.
Рыбы.
Вопрос № 2
Почему некоторых животных заносят в Красную книгу?
Они не умеют защищать себя.
Они редкие и исчезающие.
Они очень красивые.
Вопрос № 3
К какой группе животных относится кит?
Пресмыкающиеся.
Рыбы.
Млекопитающие.
Вопрос № 4
Дополни предложение. О какой группе животных идёт речь?
Тело покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем -
Земноводное.
Пресмыкающиеся.
Рыбы.
Вопрос № 5
Дополни предложение. Тело покрыто чешуёй и слизью -
Звери.
Рыбы.
Птицы.
Вопрос № 6
К какому животному относится белка по типу питания?
Хищники.
Травоядные.
Всеядные
Вопрос № 7
Найди зверя, который занесён в Красную книгу.
Слон.
Зубр.
Олень.
Белый медведь.
Вопрос № 8
Найди лишнее животное.
Гусь.
Пингвин.
Летучая мышь.
Чайка.
Вопрос № 9
У животного 6 ног, тело разделено на голову, грудь и брюшко.
Паукообразные.
Насекомые.
Пресмыкающиеся.
Вопрос № 10
Выбери названия зимующих птиц.
Ласточка.
Снегирь.
Клёст.
Грач.
Дятел
61. Вам предложили выступить на методическом объединении, рассказав о различиях в концепциях существующих УМК по курсу «Окружающий мир». Сделайте сопоставительный анализ УМК на примере представления содержания и организации работы учащихся по одной из тем одного из УМК.
Сопоставительный анализ на примере темы о России | |
УМК «Школа России» Плешаков А. | УМК «Школа 2100» Вахрушев А. |
«Родная страна» Материал представлен в следующей последовательности: вопросы на актуализацию знаний по теме, основной материал: название страны, значение слова «федерация», государственные символы (герб, флаг, гимн), знакомство с понятием многонациональности, традициями некоторых народов; вопросы на закрепление, | «Россия – наша родина» Материал представлен в следующей последовательности: определение целей урока, диалог-вводное слово героев УМК, вопрос на актуализацию, основной материал учебника: значение слова «федерация», государственные символы, территориальное расположение, полезные ископаемые, народности, города России; вопросы на закрепление |