В коллективе народного художественного творчества
Функции организации как функции управления. Планирование деятельности как умение установить порядок действий:
1) установить, куда ведет выбранный курс или спрогнозировать его;
2) определить желаемые конечные результаты или установить цели;
3) решить, как и когда достичь цели, то есть разработать стратегию.
4) установить приоритеты, последовательность и временные интересы шагов или составить программу действий;
5) выделить ресурсы или составить бюджет;
6) стандартизировать методы, то есть установить процедуры;
7) принимать постоянно действующие решения по важным, часто встречающимся вопросам, то есть сформировать линию поведения.
Умение построить работу для эффективного выполнения цели, а именно:
1) создать устав или установить организационную структуру;
2) определить линии связи для облегчения координации, то есть описать взаимоотношения;
3) определить взаимоотношения, ответственность и полномочия, то есть создать описания должностей;
4) определить квалификацию специалистов на каждую должность, то есть установить квалификацию должностей.
5) работа с кадрами;
6) действия, направленные на достижение желаемого результата:
7) установить ответственность и точную отчетность по результатам;
8) мотивировать – это убеждать и вдохновлять людей на принятие желательных действий;
9) координировать, что означает наиболее эффективно комбинировать деятельность сотрудников;
10) стимулировать творчество и инновации для достижения целей, т.е. управлять изменениями.
Умение контролировать:
1) определить какие данные необходимы, т.е. установить систему наблюдения;
2) установить какие условия необходимы для исполнения ключевых обязанностей, т.е. образовать стандарты исполнения;.
3) определить степень отклонения от целей и стандартов, т.е. измерить результаты;
4) откорректировать план, дать консультацию по соблюдению стандартов, спланировать заново и повторить цикл, т.е. предпринять корректирующие действия;
5) вознаградить или наказать, т.е. оценить.
Сущность и основные этапы организаторской деятельности руководителя коллектива:
1 этап – подготовительный: сбор и анализ исходной информации, выявление потенциальных участников коллектива, изучение их потребностей, интересов, вкусов, мотивации участия в коллективе и других личностных особенностей.
2 этап – педагогическое проектирование: разработка модели деятельности будущего коллектива (целей, задач, содержания, форм и методов педагогического процесса в коллективе) и модели его организационной структуры.
3 этап – реализация проекта.
4 этап – диагностика эффективности педагогического процесса в коллективе (на основе изучения динамики личностных качеств участников и анализа результатов и художественно-творческой деятельности).
5 этап – корректировочный: внесение изменений в стратегию и тактику педагогического руководства коллективом с учетом результатов диагностики его эффективности.
Системный подход к организации коллектива. Учет в процессе организации коллектива национально-культурных и культурно-исторических традиций региона, реальных художественных интересов и потребностей различных групп населения.
Взаимосвязь процессов организации и самоорганизации, управления и самоуправления в любительском коллективе.
Документация коллектива (план учебно-воспитательной работы, репертуарный план и др.), отражение в ней цели, задач педагогического руководства коллективом и путей их реализации.
Педагогический процесс в коллективе
народного художественного творчества
Педагогический процесс— специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели и субъекты педагогического процесса. Компоненты педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса. Сущностная характеристика педагогического процесса. Условия успешного освоения опыта. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств. Системообразующий фактор педагогического процесса.
Главное свойство педагогического процесса как динамической системы. Целостность педагогического процесса.
Управление педагогическим процессом, проверка эффективности его функционирования. Внешняя обратная связь (контроль педагога) и внутренняя обратная связь (самоконтроль ученика).
Контроль в педагогическом процессе. Виды и формы контроля Методы контроля как способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности.
Критерии и показатели эффективности педагогического процесса. Методы диагностики (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, психологические тесты).
Группы методов:
1) организационные методы;
2) эмпирические способы добывания научных данных;
3) приемы обработки данных;
4) интерпретационные методы,
Основные методы (наблюдение, беседа, эксперимент).
Планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдениеза деятельностью воспитанников и участников коллектива. Виды наблюдения (срез, лонгитюдное, выборочное и сплошное, включенное наблюдение). Общая процедура наблюдения:
1) определение задачи и цели;
2) выбор объекта, предмета и ситуации;
3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;
4) выбор способов регистрации наблюдаемого;
5) обработка и интерпретация полученной информации.
Самонаблюдение его виды (непосредственное, отсроченное).
Беседа. Виды беседы. Требования к беседе как методу (непринужденность, личный контакт с опрашиваемым, подготовленность, четкость вопросов и др.).
Интервью и анкетирование. Сущность методов, требования к их использованию. Методика проведения интервью. Разработка анкет. Группы вопросов для анкетирования (открытые, закрытые, полуоткрытые).
Тест – особый вид экспериментального кратковременного исследования. Графические тесты, цветовые, вербальные и др.
Продукты творческой деятельности участников коллектива.
Значение научно-обоснованных результатов диагностики эффективности педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества для дальнейшего совершенствования его деятельности.
Контроль эффективности воспитательной работы. Характеристики, по которым можно судить об эффективности учебно-воспитательной работы и педагогического процесса в целом.