Коллектив народного художественного творчества
Коллектив как контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии. Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом:
1) общественно полезная цель деятельности людей данной общности (А. С. Макаренко, А. В. Петровский);
2) общая совместная деятельность, направленная на достижение цели, подчиненная определенной организации.
3) активное участие каждого члена коллектива в деятельности, а так же личная ответственность за результаты такой деятельности;
4) установление специфических отношений между членами коллектива, отражающие не только единство цели деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений, такое отношение выражается во взаимозависимости: рабочее сплочение и моральное единение;
5) наличие организации, общего выборного руководящего органа, единого и авторитетного для всех членов группы, субординация отношений;
6) определенный уровень развития коллективистической психологии — психологии взаимного понимания, сотрудничества помощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности;
7) Определение понятия «коллектив» в психолого-педагогической литературе (К. Платонов, А. В. Петровский, А.С. Макаренко и др.)
Коллектив как субъект формирования и развития гуманистической, коллективистически ориентированной личности, способной всесторонне проявить и утвердить свою индивидуальность; своеобразное социальное и социально-психологическое поле, полигоном для соответствующей самореализации и самоутверждения личности, удовлетворения многих значимых для нее потребностей.
Коллектив, его духовная жизнь, массовая психика и ее отдельные феномены.
Уровни развития коллектива (А.С. Макаренко). Основные показатели развития коллективизма и преобразования группы в коллектив.
Многоуровневая, «стратометрическая концепция» коллектива (А. В. Петровский). Этапы формирования коллектива:
Первый — внешний, эмпатийный уровень.
Второй — более глубинный слой межличностных отношений.
Третий— ядро, база коллективистских отношений и признак, дающий основание говорить о складывании коллектива.
Общие психологические черты (параметры), присущие коллективу:
· достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместных действий;
· нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно коллективистических взаимоотношениях членов коллектива;
· высокая организованность, дисциплинированность, управляемость социальной группы;
· достаточный уровень политической, правовой, в целом социальной зрелости членов коллектива;
· благоприятный и устойчивый морально-психологический климат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфортности.
Социометрическая и коммуникативная структуры малой группы. Структура властных отношений. Модели коммуникативной структуры группы (фронтальная структура, радиальный вариант, иерархическая структура).
Сплоченность коллектива, направления работы по сплочению коллектива. Групповое, коллективное мнение. Групповое настроение. Социально-психологическая общность.
Общность, как свойство психологии и ее уровни:
- Парциальная – характеризуется единством группы людей в одном каком-либо отношении (единство целей, интересов или взглядов).
- Глобальная – это общность на высшем уровне ее развития, когда люди едины во всех основных отношениях.
Основные признаки коллектива как общности людей. Единство целей и воли. Идейная общность. Сотрудничество и взаимопомощь. Руководство и дисциплина.
Мотивация деятельности коллектива и его стимулирование. Методы стимулирования (соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание).
Классификация коллективов народного художественного творчества: кружки начального и повышенного типов, студии, ансамбли, объединения и клубы любителей искусства. Классификация коллективов по возрастным особенностям участников (детские, молодежные, смешанные, коллективы ветеранов и т.д.).
Стиль поведения и деятельности руководителя. Основные стили руководства, поведения и деятельности в зависимости от преимущественной ориентированности человека, руководителя (деловой стиль, коммуникативный стиль; командный, административный, авторитарный; коллегиальный, совещательный, демократический, либеральный, попустительский, анархический; эгоистический стиль, гибкий стиль).
Функции руководителя коллектива народного художественного творчества (педагогические, художественно-творческие, социально-психологические, организационные). Педагогическое руководство развитием и формированием каждого участника и коллектива в целом. Руководство коллективом как организационной единицей в составе учебного заведения. Установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.