Основы освещения и рендеринга. Источники света

Основы освещения и рендеринга. Источники света

1.1.Принципы распространения света в реальном мире и его моделирование на компьютере в 3d-программах.

Разбор тестовой сцены.

Свет. Работаем с освещением. Все, что нужно знать об освещении – как добиться реализма, как придать нужное настроение, как наблюдать и анализировать свет.
   

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru

Введение


Для всех творцов иллюзии реальности очень важно иметь хорошее представление о том, как ведет себя свет.

В книгах по 3D в лучшем случае тема света сводится к описанию нескольких классических схем освещения. В итоге – множество ужасных примеров бездарного использования этого инструмента в 3D. Фотографы и художники лучше понимаю свет, но это не только их инструмент, это элемент любого искусства, и 3D не исключение. Без него трудно достичь реализма, а тем более передать нужную атмосферу.

Часть 1. Основы.



Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


На этом рисунке изображен солнечный день. Здесь три источника света – солнце, небо и отраженный свет.

Солнце (Sunlight на рисунке) излучает яркий белый свет. Это очень маленький по геометрическим размерам источник света, другими словами это точечный источник света. Он формирует тени с четкой границей (жесткая тень). Небо (Skylight на рисунке), наоборот, более слабый источник света, но геометрически он огромен. Поэтому он формирует тени с размытыми краями (мягкие тени). В данном случае эта тень не видна, она “убита” прямым солнечным светом. Чуть дальше я расскажу более детально о слабых источниках света и о тенях, которые формируются от подобных источников света. Сейчас просто запомните, что чем меньше по своим геометрическим размерам источник света, тем жестче от него тень.

Небо окрашивает практически всю сцену в голубые тона. Тень на полу и неосвещенная часть сферы приобретают голубой оттенок из-за того, что они не освещены солнечным светом и основной источник света для них небо.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


И, наконец, отраженный свет. Часть света отражается от шара и слегка увеличивает яркость в центре тени. А часть света отражается от пола и освещает нижнюю часть сферы. Чем ближе поверхности друг к другу, тем больше влияние отраженного света. Именно поэтому нижняя часть шара светлее, чем центральная.

Если внимательно посмотреть на рисунок, то можно отметить две самые темные области. В первую очередь, это область тени, расположенная непосредственно под шаром. Вторая область расположена на самой сфере, это граница между освещенной и неосвещенной солнечным светом областями. Эта зона называется разделительной (Terminator на рисунке). С тенью вроде бы все ясно – в эту область не попадает ни солнечный свет, ни свет от неба. Отраженный свет тоже практически не действует в этой области.



   

Отраженный свет


Цвет отраженного от поверхности света зависит от цвета отражающей поверхности. Белые предметы отражают все световые волны, черные объекты полностью поглощают свет. При попадании белого света на красный предмет синие и зеленые волны поглощаются, а красные отражаются (я рассказываю только об основных цветах для простоты описания). Поэтому красный предмет будет освещать соседние предметы красным отраженным светом. Это явление называется рефлекс.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Деревянные жалюзи отбрасывают рефлекс на стену.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Отраженный от лепестков мака свет окрашивает брюшко пчелы в характерный красный цвет.


Рефлекс проявляет только при ярком свете, в мягком или тусклом освещении этот феномен исчезает. Если рядом расположены предметы одинакового цвета и они освещены ярким светом, то этот эффект усиливается, рефлекс из-за нескольких переотражений становиться очень насыщенным.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Насыщенный рефлекс за счет нескольких переотражений в ярком дневном свете.

 

Светлые и темные тона


В большинстве случаев свет и тень сбалансированы, т.е. светлых и темных цветов примерно одинаково. Однако в некоторых ситуациях в изображении может преобладать больше светлых или темных оттенков. Иногда это происходит из-за объективных факторов, например, мы изображаем снег или туман (светлые тона), или имитируем ночное освещение (темные тона). А иногда это делается умышленно, чтобы передать нужное нам настроение.

Светлые тона


На изображениях в светлых тонах преобладают белые и светло-серые оттенки, изображение кажется легким и воздушным. Как правило, это мягкие изображения с легкими размытыми тенями.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Фотография с минимальной цветовой палитрой – много белого цвета и немного черного и темно-серого.

Темные тона


Изображения в темных тонах плохо освещены и имеют, как правило, высокий контраст. Подобные изображения создают мрачное настроение у зрителей и обычно используются именно для этого.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Мрачное настроение создано с помощью темных тонов.

   

Баланс белого


Большинство источников света, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, имеют цветовой оттенок, но наш мозг отфильтровывает эту информацию. Если в источнике света присутствуют все три основных цвета, неважно в каких пропорциях, то мы воспринимаем такой свет как белый.

Чтобы продемонстрировать этот феномен, мы взяли цифровую фотокамеру с настроенным на дневной свет балансом белого. Первая фотография сделана в комнате, основной источник света – окно. Погода на улице пасмурная, поэтому освещение практически нейтральное по цвету.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Следующая фотография была сделана при зашторенном окне и включенной лампе накаливания 60 ватт.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Цвет последней фотографии, наверное, вас удивит. Наш мозг отфильтровывает эту цветовую информацию, обычно мы не замечаем цвет, который добавляют лампы накаливания. Последнюю фотографию мы бы увидели с нейтральным цветовым балансам, похожей на первую.

Еще один способ увидеть этот феномен собственными глазами – посмотреть на освещенную лампой накаливания комнату с улицы через окно.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Что-то подобное происходит и в ясный солнечный день на открытой местности. Голубой оттенок теней можно увидеть только отстраненным взглядом, наблюдая всю картину, а не только одну тень.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru

   

Боковое освещение

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Боковое освещение очень хорошо показывает форму, объем и фактуру объекта. На объекте хорошо видны тени, изображение становится контрастным. Боковой свет отбрасывает на поверхности драматические тени. Осветив таким образом стены, можно создать атмосферное окружение в сцене. Этот вариант очень часто можно встретить на фотографиях и в кино. В природе такое освещение встречается утром и вечером.

При использовании бокового освещения некоторые элементы сцены могут попасть в тень и затеряться. Также к недостаткам можно отнести то, что это освещение подчеркивает морщины. При съемке мужчин это становится плюсом, их лица выглядят более фактурными. А вот женские лица в таком освещении стареют. Чтобы уменьшить этот эффект можно использовать более мягкий источник света.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Боковое освещение хорошо показывает форму и фактуру поверхности

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Фактура стены подчеркнута вечерним солнечным освещением

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Длинные боковые тени дают ощущение глубины и пространства

 

Освещение сверху

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Освещение сверху неочень сильно отличается от обычного освещения в пасмурный день. Такое освещение можно встретить на улице в полдень и в закрытых помещениях с искусственным освещением. При использовании мягкого света этот вариант хорошо подходит для показа формы объекта. В жестком свете сцена приобретает мрачное и загадочное настроение. Тени становятся тяжелыми и многие элементы исчезают. Например, на лицах людей вместо глаз будут черные тени.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Мягкий свет сверху – отличительная черта пасмурной погоды

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Жесткий верхний свет придает человеку устрашающий вид

 

Освещение снизу

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Освещение снизу встречается очень редко и выглядит очень необычно. В естественных условиях подобное освещение можно наблюдать, если люди сидят ночью у костра, или человек держит в темноте факел в руках (при этом смотрим на его лицо). Легкий эффект подобного освещения можно наблюдать над водой, когда объекты освещаются отраженным от водной поверхности светом.

Знакомые предметы в таком освещении приобретают странный неправильный вид. Поэтому с помощью такой расстановки света можно сказать зрителю, что это неправильный предмет, а герой неправ. Также можно использовать этот вариант для придания сцене необычности или загадочности.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Освещением снизу можно создать необычные образы

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
С подсветкой снизу взгляд человека становится незнакомым и загадочным. Обратите внимание, как подчеркнута структура кожи. Сравните эту фотографию с лицом, освещенным сверху, - лица абсолютно одинаковы, но совершенно разные ощущения.

   

Полдень

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


В полдень солнце находится в зените, свет имеет максимально белый цвет и максимальную яркость. Контраст очень высок, тени темные, настолько темные, что эмульсия фотопленки воспринимает их абсолютно черными. Человеческий глаз, в отличии от пленки, способен различать детали в подобной тени.

В большинстве случаев сильный контраст делает картинку непривлекательной. Однако это можно использовать для освещения объектов, которые выглядят неконтрастно при обычном освещении. Например, вода очень выигрывает в полуденном освещении. Поэтому, как правило, изображения тропического океана сняты в полдень.

Яркий свет выбеляет все цвета, поэтому в полдень изображение выглядит менее насыщенным, чем в другое время суток. Еще один недостаток – яркий свет и геометрически малые тени "убивают" объем предметов. Большинство фотографов стараются не снимать в это время суток. Но это не значит, что нужно ставить крест на таком освещении, нетривиальные решения приводят к необычным и творческим результатам.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Типичное полуденное фото – песок на переднем плане практически белый, тени абсолютно черные

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Водные фото только выигрывают от полуденного освещения

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Контраст этой фотографии получен за счет полуденного освещения и усилен инфракрасным фильтром при съемке.

   

Ранний вечер

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


В это время суток солнце опускается к горизонту, свет становится более теплым, приобретает желтый оттенок, цвет неба насыщается.

Вечернее освещение выглядит очень привлекательно, теплые тона и мягкий контраст приятны глазу. Пик этого эффекта наступает за час до заката, фотографы называют этот час золотым.

К преимуществам можно добавить эстетически приятное сочетание теплых желтых оттенков освещенных частей с холодными голубыми оттенками теней.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Трубы электростанции окрашены в желтые цвета вечерним солнцем

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Желтые блики вечернего солнца на шерсти собаки

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Вечернее освещение может добавить привлекательности самым простым объектам

sg 28.01.2008 17:23

Закат

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Во время заката солнечный свет приобретает оранжево-красный оттенок. Сила солнечного света ослабевает, контраст становится еще ниже. Влияние неба усиливается и тени принимают насыщенный голубой цвет.

Небо на закате бывает необычайно красивым. Если в это время на небе есть облака, то они подсвечены снизу, они также приобретают оранжевые или красные оттенки. В подобных условиях облака влияют на небо, а соответственно и на цвет теней. Затемненные части могут приобретать розовый или фиолетовый оттенок.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Блики цвета апельсина и пурпурные тени

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Изображение имеет низкий контраст – по яркости солнце и небо примерно одинаковы

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Закаты длятся недолго, сцена, подобная этой в природе продлится буквально несколько минут.

   

Сумерки

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Это очень специфическое время суток с непредсказуемым, но очень часто с очень красивым освещением. Так как солнца уже нет на небосклоне, единственным источником света остается небо. В результате мы имеем очень мягкое освещение с небольшими тенями, слабым контрастом и спокойными цветами.

В ясный день сразу после заката восточная часть неба окрашена в розовые тона. Этот эффект называется Alpenglow и он может окрашивать светлые поверхности (белые стены, песок, воду) в розовые тона. Этот свет очень слаб, поэтому он не может повлиять на более темные поверхности.

Однако, этот эффект может проявляться не только розовыми тонами. Это могут быть и желто-оранжевые цвета из-за отраженного свет от только что зашедшего солнца.

Если смотреть на небо в это время суток через окна из закрытого помещения (особенно если в этом помещении горят лампы накаливания), то небосвод будет казаться темно голубым, розовые оттенки наш глаз не сможет различить.

В пасмурный день небо также остается голубым, для эффекта Alpenglow нужно ясная погода.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Характерный розовый небосвод

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Розовые отблески на лодке и воде

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Сумерки в пасмурный день

   

В тени

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


В тени основным источником света является небо, все предметы окрашены в голубые тона, тени очень мягкие.

В подобных световых условиях возможно проявление рефлекса. Например, находясь в тени густого леса можно ощущать зеленые рефлексы от листвы деревьев.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Обратите внимание на голубые оттенки на лестнице

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Растение в тени

   

Пасмурный день

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Освещение в пасмурную погоду может варьироваться от толщины облаков и времени суток. Но вопреки популярному мнению, освещение в пасмурный день может быть интересным. Весь небосклон действует как один неяркий источник света, освещение мягкое, тени очень легкие. Контраст низкий, цветовая насыщенность обычно высока.

Пасмурное освещение обычно связывают со скучным настроением. Но это освещение можно очень интересно использовать. Мягким освещением можно удачно подчеркнуть объем, структуру и цвет объектов. Хорошо смотрятся в таких условиях отражающие поверхности (например, вода, автомобили).

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Низкий контраст и относительный нейтралитет по цвету освещения в пасмурный день позволяет хорошо показать цвета листьев. В яркий солнечный день цвета были бы бледнее.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Освещение подчеркивает форму, хорошо видны теневые стороны, цвета насыщены.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Пасмурное небо позволяет получить прекрасные серебристые отражения на воде.

   

Ночь

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Главным источником света ночью остается солнце, хотя его уже нет непосредственно на небосводе. Свет от него поступает либо рассеиванием через атмосферу, либо в виде лунного света. Звезды светят очень слабо, поэтому их влияние можно не учитывать.

При имитации ночного освещения нужно помнить, что яркость земли и предметов должна быть меньше яркости ночного неба (если конечно в сцене не присутствует искусственное освещение). Посмотрите на изображения ниже: слева - правильный вариант, справа – физически невозможный вариант, т.к. свет на ландшафт попадает неизвестно откуда.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Лунный свет – это отраженный солнечный свет, он повинуется тем же законам, что и солнце. Собственная поверхность луны имеет серый цвет. Это хорошо видно на фотографиях с астронавтами на луне, они кажутся черно-белыми, пока не разглядишь на скафандрах цветные элементы. Поэтому сама луна не изменяет цвет освещения и ведет себя подобно солнцу: у горизонта она имеет красный или желтый цвет, в зените – белый.

Ночью при отсутствии луны освещение и тени мягкие, с луной – жесткие. В общем, все тоже самое, что и днем, одно отличие – освещение намного слабее дневного. И еще одна деталь – размер луны невелик в жизни и всегда есть соблазн сделать ее больше.

sg 28.01.2008 17:31

Что касается цветовой насыщенности, то она остается примерно такой же, как и днем. Однако наши глаза не воспринимают цвета в низкой освещенности, мы ночью видим практически все бесцветным. А фотопленка "видит" ночные цвета. Если на фотоаппарате поставить выдержку побольше, то можно получить практически дневную фотографию. В кино часто ночные сцены снимают днем с недоэкспозицией и синим фильтром, чтобы создать иллюзию ночи.

Еще один фактор ночного освещения – присутствие светового "шума". Даже если вы находитесь в сельской местности, на небе будут хорошо видные отсветы ближайших крупных городов.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Без искусственного освещения наземные объекты темнее неба

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Ночные цвета на фотографии насыщеннее, чем это видит наш глаз

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Луна у горизонта имеет красно-коричневый оттенок

   

Цвет неба


Порой небо может выглядеть безумно красивым. Если ежедневно наблюдать за небом, то можно встретить удивительные цвета очень широкого спектра. Множество факторов влияют на цвета, которые мы видим на небе и облаках. Поэтому и предсказать, что мы увидим сложно.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Цвет неба непредсказуем

   

Вода

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Мы встречаем воду везде, - в виде дождя, росы, рек, озер, морей. Водные поверхности хорошо отражают и преломляют свет. Например, роса, преломляя и отражая утренние лучи света, покрывается множеством ярких бликов. Можно встретить и полностью зеркальные отражения, например, на спокойных водных поверхностях. И, наконец, вода – причина таких красивых атмосферных эффектов как радуга и ореолы.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
На каплях воды видны яркие блики даже в пасмурный день

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Зеркальные отражения на асфальте говорят нам о том, что он мокрый

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Влага на ягодах дает сильный блик и подчеркивает форму

   

Освещение из окон

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


В данном случае мы имеем источник естественного освещения в закрытом помещении. Окно – слабый, но геометрически большой источник света, поэтому свет и тени как правило очень мягкие. Цвет освещения зависит от многих факторов: в пасмурный день – цвета белые, серые или голубые, в ясный солнечный день – белые, желтые или красные в зависимости от времени суток. Если прямой солнечный свет попадает в помещение через окно, то из-за переотражений он влияет на все - и на пол, и на потолок, и на стены, и на предметы.

Нужно учитывать все эти факторы, чтобы имитировать подобное освещение. Для начала рекомендую взять за основу самый простой вариант – за окном пасмурный день. В этом случае окно – слабый мягкий источник света белого цвета. Используя как отправную точку, эту схему можно усложнять, добавляя нужные световые акценты.

В прошлом художники, не имея надежного искусственного освещения, старались свои студии располагать в комнатах с окнами, выходящими на север. В такие помещения не попадает прямой солнечный свет и они освещены равномерным рассеяным светом практически весь день. Подобное освещение художники называют Северным (North Light).

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Прямой солнечный свет непосредственно освещает только часть комнаты, все остальное пространство освещено отраженным светом.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Пример мягкого освещения

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Мягкий свет из окна столетиями использовали художники, применяют современные фотографы. Потому что это красиво, предсказуемо и доступно.

 

Рестораны, магазины

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Освещение подобных заведений очень разнообразно и направлено в первую очередь на создание настроения. В ресторанах, как правило, используют приглушенный свет, чтобы создать нужную атмосферу. При этом используют самые разнообразные виды источников света – от бра до свечей. Вряд ли можно найти два одинаковых по освещению ресторана. Хороший способ найти интересное освещение для сцены – это походит по настоящим ресторанам и понаблюдать. Хотелось бы отметить еще одну характерную для ресторанов деталь – большое количество отражений. Множество локальных источников отражается в посуде и хромированных элементах отделки.
При освещении магазинов также уделяют внимание атмосфере, но все же первостепенное правило – максимально ярко и презентабельно осветить продаваемый товар.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Типичный ресторан с множеством небольших источников света.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Обратите внимание на количество бликов на бокалах.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Классический торговый центр с ярким освещением. Обратите внимание на тени от стульев.

   

Лампы дневного света

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Лампы дневного света обычно использует тогда, когда хотят сэкономить, это более дешевый вид освещения. Его используют в основном в общественных местах. Хотя наш мозг старается отфильтровывать цветовой оттенок этого света, мы все равно чувствуем этот неприятный зеленый цвет.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Эта фотография сделана с нейтральным цветовым балансом.

   

Смешанное освещение

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Часто можно наблюдать смесь естественного и искусственного освещения. Это рождает интересные сочетания цветов.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru

  Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru Здание Парламента освещено искусственным и естественным светом.   Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru Сочетание офисного освещения (лампы дневного света) и уличного фонарного освещения (лампы накаливания).   Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru Более жизненный пример – стена возле окна освещена и комнатным светом, и уличным.
   

Студийное освещение

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


Это очень мягкий свет с практически отсутствующими тенями.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru
Фотографы используют подобное освещение при портретной съемке и в рекламе.

Основы освещения и рендеринга. Источники света

1.1.Принципы распространения света в реальном мире и его моделирование на компьютере в 3d-программах.

Разбор тестовой сцены.

Свет. Работаем с освещением. Все, что нужно знать об освещении – как добиться реализма, как придать нужное настроение, как наблюдать и анализировать свет.
   

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru

Введение


Для всех творцов иллюзии реальности очень важно иметь хорошее представление о том, как ведет себя свет.

В книгах по 3D в лучшем случае тема света сводится к описанию нескольких классических схем освещения. В итоге – множество ужасных примеров бездарного использования этого инструмента в 3D. Фотографы и художники лучше понимаю свет, но это не только их инструмент, это элемент любого искусства, и 3D не исключение. Без него трудно достичь реализма, а тем более передать нужную атмосферу.

Часть 1. Основы.



Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


На этом рисунке изображен солнечный день. Здесь три источника света – солнце, небо и отраженный свет.

Солнце (Sunlight на рисунке) излучает яркий белый свет. Это очень маленький по геометрическим размерам источник света, другими словами это точечный источник света. Он формирует тени с четкой границей (жесткая тень). Небо (Skylight на рисунке), наоборот, более слабый источник света, но геометрически он огромен. Поэтому он формирует тени с размытыми краями (мягкие тени). В данном случае эта тень не видна, она “убита” прямым солнечным светом. Чуть дальше я расскажу более детально о слабых источниках света и о тенях, которые формируются от подобных источников света. Сейчас просто запомните, что чем меньше по своим геометрическим размерам источник света, тем жестче от него тень.

Небо окрашивает практически всю сцену в голубые тона. Тень на полу и неосвещенная часть сферы приобретают голубой оттенок из-за того, что они не освещены солнечным светом и основной источник света для них небо.

Основы освещения и рендеринга. Источники света - student2.ru


И, наконец, отраженный свет. Часть света отражается от шара и слегка увеличивает яркость в центре тени. А часть света отражается от пола и освещает нижнюю часть сферы. Чем ближе поверхности друг к другу, тем больше влияние отраженного света. Именно поэтому нижняя часть шара светлее, чем центральная.

Если внимательно посмотреть на рисунок, то можно отметить две самые темные области. В первую очередь, это область тени, расположенная непосредственно под шаром. Вторая область расположена на самой сфере, это граница между освещенной и неосвещенной солнечным светом областями. Эта зона называется разделительной (Terminator на рисунке). С тенью вроде бы все ясно – в эту область не попадает ни солнечный свет, ни свет от неба. Отраженный свет тоже практически не действует в этой области.

   

Наши рекомендации