Натюрморт - изображение предметного мира.6 класс.»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла
Итоговая практико-значимая работа
«Сценарные планы уроков музыки/ изобразительного искусства в 5-7 классах (с формулировкой личностных, метапредметных, предметных результатов).
Натюрморт - изображение предметного мира.6 класс.»
Зозули Юлии Андреевны,
учителя изобразительного искусства МБОУ Гимназии №1, г.о. Краснознаменска, Московской области,
слушателя проблемно-тематического семинара 2014/2015 учебного года
«Реализация требований ФГОС ООО на уроках музыки и
Изобразительного искусства в 5 – 7 классах
общеобразовательных организаций»
36 ч.
Руководитель курсов – О.Н. Чернилевская
к.н.п., доцент
Москва 2014
Оглавление
Введение………………………………………………………………………… 3
1. ГЛАВА. Планируемые результаты основного 4
общего образования согласно ФГОС на уроках
изобразительного искусства.
2.ГЛАВА II. НАТЮРМОРТ КАК 6
ЖАНР
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
3.Глава III. Сценарий урока по стандартам ФГОС 7
Заключение……………………………………………………………………13
Литература…………………………………………………………………… 14
Приложение I.Дополнительные сведения о НАТЮРМОРТЕ КАК
ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 16
Приложение II.Репродукции и их описание использованные на уроке Приложение III.Передача равновесия в композиции
"Если хочешь победить весь мир, победи себя."
Ф. М. Достоевский("Бесы")
Введение
Актуальность исследования.В формировании личности ребенка неоценимое значения имеют разнообразные виды художественной деятельности: лепка, аппликация (вырезание фигурок и наклеивание их), создание различных конструкций из природных материалов, и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках, рассказать или передать о том, что увидел, узнал, пережил.
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования разработан в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации
российского образования на период до 2010 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29
декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и
Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №
21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении
федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта
2004 г. № 1089 (стандарт размещен на сайте [1]
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования разработан с учетом основных направлений модернизации
общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он
выстроен как средство развития российского образования, системного
обновления его содержания.
Федеральный компонент – основная часть государственного
стандарта общего образования, обязательная для всех
государственных, муниципальных и негосударственных
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
основные образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный
минимум содержания основных образовательных программ, требования
к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся[5], а также нормативы учебного времени.
ГЛАВА II. НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметные результаты
- освоение стилей, жанров и видов искусства,
- развитие визуально - пространственного мышления,
- формирование основ художественной культуры,
-приобретение опыта, создание художественного образа,
- освоение знаний, умений, навыков.
Личностные УУД:
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные УУД:
- освоение понятий.
Познавательные УУД:
-формировать умение анализировать, оценивать прочитанное,
-отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения предметов,
-осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении.
Регулятивные УУД:
-формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-организация своей деятельности,
-коррекция- внесение необходимых изменений,
познавательные:
- умение структурировать свои знания, применения методов поиска, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание,
коммуниктивные:
- умение выражать свои мысли с помощью изобразительных средств,
-умение слушать и вступать в диалог,
-строить продуктивное воздействие и сотрудничество (со сверстниками и взрослыми)
Личностные результаты:
- воспитание гражданской идентичности (знания культуры истории, традиций, любовь к родине.
Оборудование к уроку:
- для учащихся: краски, кисти, учебник.
- для учителя: репродукции натюрмортов художников (Э.Мане "Завтрак на траве", О.Ренуар "Анемоны", К.А. Коровин "За чайным столом",Поль Сезан "Натюрморт с яблоками и апельсинами", Питер Клас "Завтрак", Амброзиус Босхарт "Цветы в стеклянном сосуде", 100цветов(для игры подбери цветовую гамму "Умница"-"Творчество с пеленок", дидактическая игра "Картины" - подобрать к жанру натюрморт, таблицы с построением натюрморта, натюрморт для учеников, презентация (ИКТ).
Ход урока:
I.Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Мотивация и целеполагание:
Учитель:Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:
Не можешь – узнай,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй, ищи, свершай, достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
Л. Татьяничева
II . Беседа учителя
1.Введение в тему
Учитель: Посмотрите на эти репродукции картин. Художники просто изображают обычные вещи быта, цветы, снедь. Далеко не все угадывают, что кроется за этим.
Учитель: К какому жанру живописи можно отнести эти картины?
Учащиеся: натюрморт.
Учитель: Послушайте стихотворение – загадку.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это …(Натюрморт)
Учащиеся: натюрморт.
Учитель:Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших
жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях
его композиционного решения. Вам предстоит самим составить натюрморты.
Художники во все времена любили изображать предметы народного быта,
все, что нас окружает каждый день. В древности люди изображали
конкретный предмет, который характеризовал человека, подчеркивал его
социальное положение и род занятий. Такие предметы мы видим в росписях
Древнего Египта, например, жезлы рыцарей, оружие воинов, чаши, корзины,
музыкальные инструменты и т.д. Все изображалось для того, чтобы
отобразить в произведениях искусства время, в котором жили мастера.
В Древнем Риме изображениями предметов украшали стены различных
зданий. Это были и корзины с ягодами, и вазы с фруктами, и множество
цветов. Иногда эти предметы имели символическое значение. Каждая эпоха,
каждый народ имел свои предметы, отличные от других, и свои причины для
их изображения.
История натюрморта
Натюрморт в изобразительном искусстве представляет собой изображение неодушевленных предметов, которые объединены между собой в единую композиционную группу. Как правило натюрморт имеет самостоятельное значение, но в некоторых случаях он может быть и составной частью композиции жанровой картины. Через натюрморт художник выражает свое отношение к окружающему миру, раскрывает свое понимание прекрасного.
Натюрморт имел место уже в искусстве Византии. Именно там, на фоне сурового искусства, создавались бессмертные образцы с использованием отдельных предметов. Значительное место занимал натюрморт и в картинах художников XV- XVI вв. Они обратили свое внимание на окружающий мир, стремились передать ценность каждой вещи.
Эпохой развития жанра натюрморта стал XVII в. Предметы начинают занимать в картинах главную роль. Наиболее полно натюрморт развивался во Фландрии и Нидерландах. Возникновение этого жанра было связано с интересом художников к особенностям национального быта, родно природы, различных вещей, хранящих на себе отпечаток жизни древних людей. Одним из мастеров натюрморта является французский художник Густав Курбе. Он был одним из первых, кто в XIX в. создал школу натюрморта
3.Этапы выполнения работы.
Заключение
В современном мире условия в развитии образования, образовательная система пытается "идти" в развитии в ногу со временем. В связи с этим меняется структура урока, написание сценария урока, всесторонне развивает ребенка.
Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса
Назначением государственного стандарта общего образования являетсяобеспечениеравных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.[6]
Вывод
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждение о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера[6]
Литература
Приложения к уроку
Целебный натюрморт
А.Лопатина
Старенький автобус, тяжело буксуя по заснеженной дороге, въехал в город. На автобусе привезли детей, спасённых из блокады. Эти дети не бегали, не шалили и не смеялись. Многие из них даже ходили с трудом, как старички. Под детский дом отдали часть больницы. Тем более, что спасённым детям в первую очередь требовался медицинский уход.
В маленьком городке почти не ощущалось войны. Конечно, хлеба не хватало, но картошку и капусту выращивали все. Поэтому к больнице потянулись люди. Кто вёз на санках мешок картошки, кто нёс ведёрко солёных грибов, кто пучки целебной травы для чая. Ребятишки понемногу начали поправляться.
Однажды в больницу зашёл старичок, директор местного музея, и сказал:
- Хочу тоже ребятишкам вашим помочь.
Медсестра засмеялась:
- Да у вас и своего огорода никогда не было, сами впроголодь живёте, чем же вы нам поможете!?
- Это верно, ответил старичок, - огород завести не было у меня времени. Всю свою жизнь провёл в музее, картины собирал. Но знаете, картины иногда бывают нужнее хлеба.
- Не думаю, - хмыкнула в отрет медсестра. Однако главный врач больницы был другого мнения, и вскоре вереница закутанных ребятишек потянулась за старичком к музею. Только самая маленькая пятилетняя Анечка осталась в больнице. Потому что она не вставала с постели.
В музее было так холодно, что дети не стали раздеваться. Старичок директор подвёл их к портрету знаменитого учёного и увлечённо стал рассказывать, как этот известный всему миру человек подарил музею свой портрет. Вдруг он заметил, как один мальчик что-то шепнул другому, и оба они исчезли. Потом ещё несколько человек тихонечко вышли из комнаты. Когда директор закончил свой рассказ, у портрета осталось только несколько ребятишек.
- Не до картин сейчас детям, - вздохнул директор.
Каково же было его удивление, когда он увидел, что в соседнем зале все дети сгрудились перед большим натюрмортом, на котором была запечатлена ваза с фруктами. Дети не отрывали от натюрморта горящих глаз.
- Почему зелёные ягодки светятся? – тихо спросил маленький мальчик.
- Это виноград, и ягодки его светятся от солнца. Они от солнца слаще сахара бывают, - шёпотом объяснила девочка постарше.
- Вот бы нашей Анечке таких, она бы сразу встала с кровати, - мечтательно протянул малыш.
- Молчи, не мешай смотреть, одёрнули его другие ребята.
Дети ещё минут десять постояли перед натюрмортом, а потом сразу стали прощаться.
Через час директор музея с большим пакетом в руках зашёл в комнату больницы, где стояли кровати ребятишек. Все они сгрудились возле постели Анечки и оживлённо разговаривали:
- А виноград от солнца слаще мёда!
- Знаете, а груши от солнца жёлтые. Я их пробовал до войны. Ужас, какие сладкие.
Врач, увидел старичка директора, с благодарностью сказал:
- Спасибо огромное, наших ребятишек не узнать сегодня. Раскраснелись, разговорились, вы просто волшебник.
- Я вот картину принёс, помогите повесить. Конечно, не положено. Да ведь нельзя ребятишкам без фруктов, - ответил директор музея.
Огромный натюрморт повесили на самом видном месте. Н а следующее утро врач зашёл в комнату к детям и увидел, что Анечка вместе с маленьким мальчиком стоит перед картиной и говорит:
- Я опять лимон выбираю.
- Выбери лучше сливу, она знаешь какая сладкая, а лимон кислый. Ты же его уже вчера съела, - уговаривал её малыш.
- Ну и что же, что кислый, зато самый полезный, мне мама говорила. Я его вчера съела, и видишь, у меня ножки крепче стали. Я теперь ходить могу. Поэтому я снова лимон выбираю…
Врач тихонько закрыл дверь и подумал:
«Хорошо бы во всех больницах висели картины».[10]
1.2. Дидактическое пособие "Я - подсказка твоя"
[12]
1.3. Дополнительные сведения о НАТЮРМОРТЕ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Приложение II. Репродукции и их описание использованные на уроке.
Амброзиус Боссхарт.
Цветы в стеклянном сосуде
1606. Художественный музей,Кливленд
Анализ картины:
Перед нами один из самых первых в истории натюрмортов. Изображая букет, художник тщательно и любовно выписал каждый цветок, представляя его зрителю с наилучшей стороны. Среди разных мелких растений: гвоздик, незабудок, анютиных глазок, нарциссов, рябчика, шиповника (дикой розы), крокусов, тюрбановых желтых и белой лилий — выделяются крупные чашечки роз, ириса и, конечно, тюльпанов — символа голландского садоводства и предмета отчаянной спекуляции, «тюльпаномании», охватившей всю страну в первой трети XVII столетия. Вместе они составляют целую коллекцию цветущих раритетов из голландского сада начала XVII в. Это было время увлечения садами. Усилиями ботаников на голландскую почву удалось пересадить множество цветов из Южной Европы, Средней Азии, Нового Света и вывести их новые сорта . Мастера цветочных натюрмортов обычно делали аккуратные рисунки пером и акварелью с натуры — в саду, изображая цветы в разных ракурсах, а затем уже в мастерской компоновали букет прямо на картине, перенося туда заранее сделанные зарисовки.
В этом, как и в большинстве других цветочных натюрмортах, рядом с букетом мы видим различных насекомых — бабочек, стрекоз, гусениц, мух. Их присутствие выглядит совершенно естественным: так и в природе цветы привлекают к себе мелких животных и насекомых. Однако в картине они имеют символическое значение. Согласно эмблематам цветочный букет — знак обольстительного, но тленного и скоротечного земного бытия; бабочка и стрекоза являются образом спасенной души или воскресения, вместе с гусеницей и куколкой они символизируют триаду циклов человеческой жизни: земное бытие, смерть, воскресение. Муха — символ греха или грешника, ничтожества человека перед величием Бога («мушка есмь»). Множество насекомых на цветах и фруктах в целом истолковывались как знаки бренности: они портят фрукты, листья и лепестки, ускоряя их гибель.
Для современников Боссхарта букет был полон многозначных символов, зашифрованных в цветах. Розовые и красные розы — символы чувственной любви, Венеры, тюльпаны означают пустую суету вокруг земных благ. Они большие и сразу же привлекают взгляд, но увлечение ими гибельно. Их противоположностью выступают не столь броские, скромные цветы с положительной символикой. Ирис (мечевидная лилия) — традиционный символ скорбей Девы Марии, водосбор (аквилегия) — знак даров Святого Духа, гвоздики — знаки страстей Христовых, незабудки и анютины глазки — напоминание о любви к Богу, рябчик — добродетель и христианское смирение. Особенно значительным выглядят два цветка у подножия вазы, в качестве которой художник использовал типичный голландский рёмер — бокал для вина. Белая роза — символ чистоты и непорочности Девы Марии, красный анемон — символ пролитой на кресте крови Христовой. Вместе они — знаки спасения христианина для жизни вечной, и не случайно на этих цветах изображены бабочка и стрекоза — образы Воскресения. (Журнал искусство, специальный выпуск "Натюрморт",август,2006).
Музей Орсэ, Париж
Анализ картины
Натюрморт Сезанна по видимости очень близок классическим композициям старых голландцев. Почти дословно повторяет художник смятую салфетку, пеструю ковровую скатерть, наклонно поставленное блюдо с яблоками. И тем разительнее контраст. Фрукты Сезанна лишены запаха и вкуса, исчезает индивидуальная фактура предметов — они все созданы из одной — живописной — материи, принадлежат художественной, а не окружающей реальности. В картине французского мастера предстает структура классического голландского натюрморта, результат ее внимательного, вдумчивого анализа.
Художника интересует лежащая за внешней оболочкой геометрическая основа формы, построение объемов сгустками чистого цвета. Поскольку натюрморт был для Сезанна одним из путей открытия в предмете, природе, мире вневременных, исконно существующих сущностей, он писал его с момументальной основательностью, так, что геометризованные складки скатерти очертаниями начинали походить на горные хребты. Но натюрморт для такого художественного исследования предоставлял наибольшее удобство, в результате чего он превратился для художника в первейшую творческую лабораторию. Даже модель он стремился уподобить неподвижной натуре, говоря человеку: «сиди, как яблоко». (Наталия МАРКОВА, заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С, Пушкина, искусство, специальный выпуск,16 августа 2006)
Питер Клас. Завтрак
Приложение III. Передача равновесия в композиции
В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции (ил. 66, 67).
Равновесие в композиции
В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.
Посмотрите, как изменилось впечатление от рисунка (ил. 68), когда мы увидели его зеркальное изображение! Это свойство нашего зрения тоже необходимо учитывать в процессе поиска равновесия в композиции.
Тюльпаны в вазе (верхнем углу – композиционные схемы)
Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.
69. Уравновешенная композиция. 70. Неуравновешенная композиция.
71. Схема равновесия в композиции
Рассмотрите рисунки на этой странице и расскажите, с помощью каких средств достигается равновесие в композиции.
Композиция натюрморта: а – уравновешенная по цвету, б – неуравновешенная по цвету
Посмотрите, как из одних и тех же предметов можно составить уравновешенную и неуравновешенную по цвету композиции.
(Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство. Основы композиции: Учебник для уч. 7 кл. - Обнинск: Титул, 2008. - 80 с:цв.ил.)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла
Итоговая практико-значимая работа
«Сценарные планы уроков музыки/ изобразительного искусства в 5-7 классах (с формулировкой личностных, метапредметных, предметных результатов).
Натюрморт - изображение предметного мира.6 класс.»
Зозули Юлии Андреевны,
учителя изобразительного искусства МБОУ Гимназии №1, г.о. Краснознаменска, Московской области,
слушателя проблемно-тематического семинара 2014/2015 учебного года
«Реализация требований ФГОС ООО на уроках музыки и