Художественно-образное моделирование предметного мира

От идеи через модель к вещи • Особенность дизайнерского мышле­ния • Что помогает найти нетривиальное решение • От смыслооб-разования к формообразованию • Различные точки зрения дизайне­ра на вещь • Использование в дизайне «культурного образца»

От идеи через модель к вещи

Предметным миром мы обычно называем свое материальное окружение, но не все, а только ту совокупность вещей, которые созданы человеком и для человека — для его безопасности, его комфорта, его удовольствия. В пределы предметного мира по умолчанию не входят нетронутые природные объекты: леса, озера, каменные валуны. Ручей — природный объект, а фонтан — эле­мент предметного мира, так же как и высеченный из камня монумент. Все эти фрагменты материальной реальности созданы людьми и для людей — в данном случае для их душевного комфорта и эстетического наслаждения.

Любой фрагмент или отдельный элемент предметного мира сначала всегда возникает в чьем-то сознании в виде бесплотного образа, проектного за­мысла, идеи — то есть в своей идеальной форме.Идея эта всесторонне об-думывается: она конкретизируется, проверяется на уместность и своевре­менность в сложившейся ситуации — именно это и придает свободному образу, фантому реальную социально-культурную осмысленность.На этом этапе не может не рассматриваться, конечно, и практическая возможность воплощения идеи, то есть ее соответствие уровню развития технологий, до­пустимым финансовым затратам и т. д. И только затем, если все складыва­ется удачно и все условия соблюдены, начинается процесс вывода идеи из потаенности. Происходит ее материализация— сначала в виде проекта, раз­работки его с помощью приемов композиционного формообразования,а потом — и самой новой вещи, нового элемента предметного мира.

Этот путь от идеи к окончательному ее воплощению, казалось бы, слишком оче­виден, чтобы специально говорить о нем. Но именно последовательное прохож­дение этого пути и выделяет любой объект предметного мира из всего природно­го материального окружения человека. По какому алгоритму формируется весь остальной, нерукотворный, мир, нам пока уразуметь не дано. Но, возможно, то, как это делаем мы, люди, и действительно - «по образу и подобию». Во всяком случае, еще древний философ Платон полагал, что где-то «в умном месте» суще­ствуют идеи всех вещей, какие только могут возникнуть в этом мире, в котором они воплощаются по мере надобности. А материализуются они в сегодняшней дей­ствительности через сознание проектировщика.

Процедура моделирования обычно предвосхищает всякое сложное деланье.

Грл Моделирование призвано помочь избежать ошибок в окончательном вари-И*г& анте, когда уже включены все ресурсы. Моделируют самолеты и автомобили ^У^з (в каких-то случаях это занятие становится самоцелью и обретает ценность в себе самом — и тогда люди посвящают свое время и свой талант созданию моделей как таковых). Моделируют, имитируя подлинные материалы, и мо­делируют в материалах будущего объекта, в уменьшенном масштабе и в ре­альном, для испытаний и для презентаций. С развитием цифровых техноло­гий стало возможным моделировать с помощью компьютера и проводить испытания на виртуальных моделях. Но моделируют не только объекты пред­метного мира, но и протекание социальных или экономических процессов, природные катаклизмы, и на этих моделях учатся управлять ими. Существу­ют методы математического моделирования, в которых удается охватить ог­ромное количество параметров, существуют статистические методы, учиты-ва ю щ ие вероятностные процессы, и т. д., и т. д.

От всего перечисленного принципиально отличается метод художественно-об­разного моделирования,традиционно применяемый в дизайне. Рассуждая о многообразии знаковых функций вещи, об «имиджах» и «социальных ролях», о типологиях адресатов дизайн-проекта, мы не могли не затронуть этого вопроса. Но теперь перенесем акцент с особенностей восприятия объекта его ад­ресатом на специфику мышления дизайнера, порождающего этот объект.

На определенном этапе дизайнерской разработки практикуется, конечно, и соз­дание материальных или виртуальных моделей будущих объектов, но это всего лишь то, что объединяет дизайн-процесс с любым иным проектированием вещей -инженерным, конструкторским и тем более архитектурным. Но художественно-образное моделирование реальности роднит дизайн также и с творчеством в лю­бом виде «высокого» искусства: в живописи, в литературе, в театральном или ки­ноискусстве. Здесь вновь дизайн заявляет себя как явление пограничное,в данном случае между сугубо прагматичной деятельностью,решающей насущные, в том числе рыночные, проблемы — и созданием объектов, определяющих(одновре­менно и выявляющих, и задающих) стиль и образ жизни людей.И знаменатель­но, что связь с универсальным творческим мышлением проявляется как раз в об­ласти профессиональной методики поиска образа.

Художественно-образное моделирование дизайн-проекта происходит не в мастер­ских и не на компьютере, оно разворачивается в сознании дизайнера — в его фанта­зии, его воображении, совмещающем в себе энергию созидания нового с интуици­ей предвиденья и способностью отражать и систематизировать наблюдаемое.


Наши рекомендации