Чувственные элементы восприятия
В раннем индуистском трактате «Прана‑упанишаде» написано: «Силы, которые удерживают тело в целостности и поддерживают его в течение жизни, – это эфир, воздух, огонь, вода и земля». Эти пять великих первоэлементов описываются во всех древних метафизических системах. К сожалению, современная наука неправильно поняла первоначальный смысл и значение этих пяти элементов, как и их тонкие связи с микрокосмом и макрокосмом. С появлением атомной теории и разделением науки на многочисленные отрасли пять великих первоэлементов потеряли для ученых всякий смысл. В индуистском медицинском трактате «Сушруте‑самхите» сказано: «Пять основных принципов – эфир, воздух, огонь, вода и земля – входят в состав всех субстанций. Преобладание одного из этих принципов определяет свойство той или иной субстанции». Согласно йогическим текстам, стихия эфира связана с утонченностью и разреженностью, воздух – формообразованием и движением, огонь – теплом и расширением, вода – сцеплением и сжатием, земля – плотностью и отвердением. Стихия эфира определяет слух, воздуха – осязание, огня – зрение, воды – вкус и земли – обоняние.
Согласно тантрическому представлению о человеческом микрокосме, внутренние огонь и вода представляют собой взаимодополняющие элементы, связанные с расширением и сжатием. В даосизме эти силы обозначаются как ян и инь. Чувства зрения и вкуса, согласно тантрическому учению, являются выражением космических принципов расширения и сжатия, которые характеризуют мужской и женский половые органы в состоянии возбуждения. Изначальная оргазмическая природа элементов огня и воды служит мощным символом трансцендентального эротизма. Согласно тантрической космологии, элемент воды играет важную роль в формировании мира, охлаждая огонь до такой степени, чтобы смогли зародиться жизненные формы. При сексуальном соитии происходит гармонизация внутреннего огня и внутренней воды, что создает потенциал для зарождения жизни.
Согласно тантрическому учению, при сексуальном соитии действительно происходит зарождение пяти первоэлементов. В буддийском тексте «Хеваджре‑тантре», датируемом примерно IX веком, написано: «Гармонизация мужского и женского половых органов создает твердость и эрекцию, из чего возникает стихия земли. Истечение сексуальных выделений порождает стихию воды, а из страсти и трения при половом контакте развивается стихия огня. Стихия воздуха зарождается из движений любви, а стихия эфира (пространства) соотносится с экстатическим блаженством».
Каждый из пяти великих первоэлементов связан с определенным цветом и формой, звуком и вкусом. Визуализация этих атрибутов помогает пробудить и сконцентрировать соответствующую стихию, что влечет за собой изменения в психической системе. Согласно таким йогическим текстам, как «Йога‑сутры Патанджали», «Гхеранда‑самхита» и «Шива‑самхита», паранормальные способности могут быть развиты путем сосредоточения определенных стихий в сердечной чакре. Стихии могут фокусироваться с помощью визуализации и контролируемого дыхания, направляться в определенные части физического или Тонкого Тела. В приведенной ниже таблице отражено соответствие пяти великих первоэлементов их атрибутам.
«Пять тонких элементов, эго, рассудок, ум, пять органов чувств и их объекты составляют феноменальный мир».
«Бхагавадгита»
Согласно тантрическому учению, дыхание заключает в себе тонкие аспекты пяти великих первоэлементов. Мысленно фокусируясь на цвете, форме и звуке элементов, можно сознательно извлекать их из воздуха. Если при сексуальном взаимодействии чувства никак не сдерживаются и не ограничиваются, дыхание естественным образом уравновешивает элементы в теле. В текстах по восточной медицине написано, что состав сексуальных выделений может меняться в соответствии с преобладанием определенного элемента. Экстатическое половое взаимодействие гармонизирует и приводит к равновесию все существо, наделяя его способностью самоисцеления.
В «Шива‑самхите» сказано: «Внутренняя сущность имеет пульсирующую природу, то расширяясь, то сокращаясь, и состоит в основном из смеси Потенциированной Пустоты и Творческой Энергии, пребывающей в Храме Физического Тела». Чувственные элементы питают и трансформируют внутреннюю сущность, благодаря чему возможна эволюция. Человеческое тело содержит все элементы, необходимые для осознания внутреннего потенциала. И нет никаких ограничений для реализации этого потенциала, когда он осознан.
«Небо и земля проходят периоды открытия и закрытия; начала инь и ян развиваются друг из друга. Человечество сформировано на основе инь и ян, воплощает в себе смену времен года и элементов. Тот, кто воздерживается от сексуального единения, не дает возможности развития своему духу, поскольку у него не происходит взаимообмена между инь и ян. Чувственные наслаждения при сексуальном соитии приносят огромное благо, обеспечивая замену старых элементов новыми».
«И‑синь‑фан»