Создание безопасного пространства

Самые мудрые слова, которые может сказать фасилитатор: «Я не знаю». Это означает, что, обучая других, мы должны остав­лять им место для обретения силы. Ни у кого из нас нет всей истины, но все вместе мы имеем доступ к ответу на любой вопрос.

Уязвимость

Наша истинная сила целителей состоит в том, что мы мо­жем быть уязвимыми. Именно наша человечность делает нас особенными. Мы должны научиться позволять этому качеству блистать во всех наших деяниях; мы должны открыто при­знавать свои ошибки перед другими людьми. На этом пути то, что воспринимается нами как слабость, скоро станет нашей величайшей силой.

Власть над мыслями

Помните: мы можем не контролировать те мысли, которые приходят к нам в голову, но имеем полную власть над тем, что остается в нашей голове. Это наша обязанность — самим стать хозяевами своих мыслей и помогать достичь этого тем, с кем мы работаем.

11. Движущая сила**

Важно понимать, что основная движущая сила у всех одинакова. По существу, мы все, словно заблудившиеся дети, бродим в темной комнате и ищем дверь, чтобы выйти обратно к свету. Самый простой способ найти Свет, не навредив друг другу, — взяться за руки!

Ответственность

Исцелять других невозможно. Можно лишь создать и предложить им пространство, в котором они, если захотят, смогут исцелить себя сами. Поэтому не берите на себя ответ­ственность за исцеление кого-либо, кроме себя самого. Если чувствуете себя истощенным после работы с пациентами, это потому, что вы берете на себя ответственность за их исцеление. Помните о том, что Ответственность — это то, что уравнове­шивает Силу. Помогите тем, с кем вы работаете, взять на себя ответственность за свое исцеление, и тогда они получат свою истинную силу.

Фасилитация исцеления — это очень высокочтимая рабо­та. Но не будем забывать золотое правило:

Исцели другого — и, возможно, ты изменишь его жизнь. Помоги другому исцелить себя — и ты изменишь Вселенную.

Глава 2

Искусство Мастерства

Как стать хозяином своей жизни через усвоение жизненных уроков

Мастерство — это внутренняя работа.

Все жизненные уроки всегда направлены на внутреннее. Если это жизненный урок Определения***, то он учит опре­делять свои границы, а не чужие. Если это жизненный урок Принятия, он всегда учит принимать не то, что снаружи тебя, но только то, что внутри. Аналогично, благодаря жизненно­му уроку Доверия мы учимся доверять не столько другим, сколько самим себе. Мы все ответственны за самих себя; это и определяет направление любого из наших уроков. Есть такое выражение: нельзя изменить другого, можно изменить только себя. Это не совсем так. Но, как вы увидите, когда будете чи­тать раздел о переопределении роли катализатора, внутренний мир — это единственное пространство, на котором человек может сосредоточить свое намерение, когда дело касается уроков жизни.

Искусство Мастерства

Важно отметить, что все мы работаем над всем этим каж­дый день. Достижение Мастерства не означает, что мы уже больше никогда не будем сталкиваться с теми или иными труд­ностями. А усвоение жизненного урока не означает, что впредь в этой сфере жизни мы будем «ходить по воде». Просто каче­ство, связанное с данным конкретным уроком, перестает быть проблемой в нашей жизни.

Почему бывает так, что некоторые люди, воспитанные чудесными, заботливыми родителями и сами очень честные, часто имеют детей, у которых это качество совершенно от­сутствует? И почему другие люди, у которых явно имеются прекрасные ролевые модели для отработки проблем с честнос­тью, часто вырастают с естественным чувством баланса в этой сфере? Ответ прост: вероятно, последние урок Честности уже усвоили — иначе говоря, достигли в нем Мастерства. Мастер­ство не всегда легко распознать, поскольку суть его в том, что то или иное качество, однажды усвоенное, перестает играть важную роль в последующих жизнях.

Как будет показано в главе 7, когда люди усваивают тот или иной жизненный урок, которому способствует тот или иной энергетический штамп, это освобождает их от задач, связанных с данным уроком. Они или переписывают сценарий и исцеляют энергетический штамп, или изменяют его. Другими словами, когда жизненный урок жизни, поддерживаемый энер­гетическим штампом, усвоен, связанные с ним дурные привыч­ки, проблемы или поведенческие модели покидают человека и его жизнь меняется к лучшему. То же происходит с человеком, работающим с энергетической матрицей, но в этом случае за­ложенное при рождении уже не меняется никогда.

К примеру, люди, работающие с энергетической матрицей над уроком Определения, естественным образом настроены на то, чтобы привлекать в свою жизнь манипуляторов. Если, скажем, такая девушка входит в комнату, полную мужчин, те из них, к которым она почувствует естественное влечение, обя­зательно окажутся сильными манипуляторами. Так вот, даже если она усвоит этот жизненный урок и научится определять свои границы быстро и без усилий, она все равно будет «запро­граммирована» на привлечение манипуляторов. Энергетиче­ская матрица — это на всю жизнь. В чем же смысл усвоения жизненного урока? В том, что девушка хорошо научится рас­познавать манипуляторов и будет знать, что ей нужно делать для того, чтобы изменить эту энергию.

Важно принять во внимание то, что в этом сценарии ни манипуляторы, ни девушка, у которой имеется проблема определения границ, не являются плохими людьми. Про­сто таким образом взаимодействуют их жизненные уроки. Изначально у девушки, что называется, на лбу написано: «У меня слабые границы — подходите, вторгайтесь». После того как девушка овладеет качеством Определения, эта «над­пись на лбу» все равно останется с ней и она будет передавать окружающим то же самое сообщение, но управлять ею теперь будет уже не так-то просто. В следующей жизни слабые гра­ницы больше не будут для нее проблемой, но, возможно, ей придется помогать овладевать качеством Определения свое­му лучшему другу.

Вот что такое Мастерство с точки зрения Группы.

Обычно мы не отрабатываем заново основной жизненный урок после того, как уже усвоили его. Но, поскольку мы — ду­ховные существа, получающие человеческий опыт на планете свободного выбора, вполне возможно, что, даже достигнув Мастерства в том или ином жизненном качестве, мы можем иногда снова возвращаться к старым моделям. Впрочем, чаще всего, когда мы делаем такой шаг назад, этот шаг небольшой и заметить его легко. Ситуация, когда человек проводит целую жизнь, заново проходя урок, который он уже усвоил, встреча­ется крайне редко.

Когда мы помогаем людям распознать их жизненные уроки и связанные с ними контракты, очень важно, чтобы фасилитатор мог противостоять искушению сделать поспешные выводы, основанные на одном или двух случаях, о которых рассказывает клиент.

Из всех, кому я помог распознать жизненные уроки, труд­нее всего было с людьми, уже достигшими определенной сте­пени Мастерства. А среди них гораздо легче было распознать человека, работающего с энергетической матрицей, чем того, кто имел дело с энергетическим штампом.

Согласно Группе, Мастерство — это когда ты принимаешь что-либо отрицательное и используешь это положительным образом. К примеру, представьте себе линию жизненной энер­гии, довольно прямую линию, пересекающую вашу временную линию человеческого опыта. Мы тратим много энергии на то, чтобы эти энергетические линии оставались прямыми. По­скольку успех (или здоровье) выражается в виде постоянной прямой линии энергии жизненной силы, мы чувствуем себя неуютно, когда эта линия делает зигзаги или изгибы.

Нас, фасилитаторов, учат видеть болезнь, расстройство и недомогание как знаки того, что что-то неправильно. Двенад­цать принципов фасилитации* учат нас тому, что болезнь — это всего лишь процесс. Рассуждая логически, если мы можем помочь процессу, то можем помочь и пациенту. Возвращаясь к нашему примеру с энергетическими линиями: когда мы наблю­даем колебания на линии энергии пациента, мы немедленно спешим на помощь, чтобы вернуть эту линию в естественное здоровое положение. Обычно это весьма медленный процесс, и в конечном счете сделать это может только сам пациент.

Вот одна подсказка, которая может помочь фасилитаторам: надо рассматривать каждый зигзаг на линии энергии пациента как возможность достижения Мастерства в чем-то. Другими словами, гораздо полезнее было бы не пытаться вернуть линию энергии пациента в «нормальное положение», а показать ему то место, где отрицательная ситуация может быть использова­на положительным образом. Видеть каждое эмоциональное состояние, болезнь, энергетический спад или регресс как по­тенциальную возможность Мастерства — прекрасный способ увеличить нашу полезность как фасилитаторов.

Мы все слышали истории о психологах, которые выбрали эту профессию из-за плохого отношения к себе, которое ис­пытали в детстве. Или о детях, решивших стать врачами, когда их матери умирали от рака. Это — прекрасные примеры Ма­стерства как использования негативного опыта в позитивном ключе. У Мастерства много аспектов, и, когда работаешь с пациентом, важно отыскать все из них.

Появляется Учитель

Как только человек достигает уровня Мастерства в усвое­нии какого-либо жизненного урока, он обязательно начинает в той или иной форме учить других. Здесь есть два примечатель­ных момента. Во-первых, такие люди редко учат чему-то, свя­занному с их жизненным уроком, но избирают какую-то другую важную для них сферу жизни. Во-вторых, это стремление учить редко приобретает формализованный или хотя бы осознанный характер. В большинстве случаев ученики появляются «сами по себе». Люди просто «тянутся» к Мастеру и проявляют же­лание быть рядом с ним, чтобы чему-то научиться. Выглядит это так, как будто, когда человек достиг определенного уровня овладения своим конкретным уроком, внутри него естествен­ным образом появляется Учитель.

Изменение роли катализатора

Другая вещь, которая происходит с нами при достижении Мастерства, — перемена в отношениях с катализатором нашей жизни. Возьмем для примера историю некой Ли. Эта женщина, несомненно, работала над уроком Доверия*. Ее отец, который обращался с ней плохо как в физическом, так и в эмоциональном плане, был отрицательным катализатором ее жизни. Теперь Ли всегда говорит о своем отце с грусть. Эта грусть — не о себе. Напротив, у них с отцом очень сильная связь, которая выходит за пределы любого события этой жиз­ни. Можно сказать, что Ли не только любит отца безусловной любовью, но и знает его лучше, чем он сам. Грустит же она по поводу неверных выборов, которые делал в своей жизни ее отец, и еще из-за того, что он никогда не мог выразить эту любовь словами (хотя Ли знает, что отец действительно ее любит). После двух браков и двух разводов Ли усваивает свой урок Доверия. Как и все жизненные уроки, он направлен во­внутрь. После того как на протяжении всей жизни ей приходи­лось «иметь дело с ненадежными людьми», Ли наконец учится доверять себе. Возможно, она не отдает себе отчета в том, что положение вещей для нее меняется, но она больше не сомне­вается, когда нужно взять на себя контроль над ситуацией, до­верять своим решениям и не бояться ошибок. Впервые в жизни Ли берет на себя ответственность за то, что с ней происходит, и чувствует себя при этом хорошо.

Ли отдалена от своих родителей. После первого развода она не только обнаружила, что ей очень тяжело находиться рядом с ними долгое время, но и почувствовала, что ей важно обращать внимание в первую очередь на свои нужды. В по­следние два года они общались очень редко и всегда лишь по нескольку минут.

Когда она решила доверять себе и не бояться действовать на основании этого доверия, ее жизнь начала быстро меняться. В один прекрасный день ни с того ни с сего отец Ли позвонил ей и сказал, что скучает, хотел бы поговорить, и пригласил ее пообедать вместе. Хотя это было очень необычно, Ли решила согласиться и послушать, что он скажет. Возможно, с воз­растом он начал смягчаться, думала она, и теперь чувствует сожаление и хочет исправиться. Она знала, что он не может заставить себя сказать, что любит ее, так что, возможно, это было просто лучшее, на что он был способен. Однако, когда они встретились за обедом, отец Ли просто болтал на разные темы, как обычно, будто они расстались вчера, и только когда при­шла пора прощаться, он шокировал ее, сказав: «Люблю тебя, милая» — так, словно он говорил ей эти слова всегда.

Так вот, если вы спросите Ли и ее отца, что произошло в той ситуации, скорее всего оба скажут, что изменился дру­гой. Фактически же произошло следующее: когда Ли начала усваивать свой жизненный урок Доверия, она также начала переопределять роль отца в своей жизни. Поскольку ей уже больше не требовалось, чтобы он действовал как катализатор, неведомо для себя и для него она освободила его от необходимости играть прежнюю роль, хотя ни он, ни она этого не осознавали.

Переопределение в искусстве Мастерства означает пере­оценку нашего отношения ко всем потенциально негативным ситуациям. Если мы будем бесстрашно искать благоприятный потенциал во всех ситуациях, то сможем быстро преобразо­вать любую из них. А если всячески стараться использовать отрицательное событие в положительном ключе, это коренным образом изменит нашу жизнь к лучшему!

Глава 3

Семь стадий жизни

Наши рекомендации