Введение. Предмет и задачи курса
Теория искусства
Цели и задачи учебной дисциплины
Целью и задачами дисциплины является представление развития теории изобразительного искусства и архитектуры на протяжении античности и XV – XX веков. Курс предполагает обращение к ряду самых известных текстов этих периодов, касающихся следующих вопросов: сущность изобразительного искусства и архитектуры, специфика этих видов искусства, общие законы развития искусства, феномен художественного творчества, проблема восприятия и проблема научного исследования как «истории искусства», так и отдельных произведений.
Особое место в курсе занимает обсуждение вопроса о становлении собственно искусствоведческого взгляда на общие вопросы, связанные с искусством (вторая половина XVIII – XX в.). Как в период своего становления, так и в настоящий момент искусствоведческая наука тесно связана с такими отраслями знания, как философия, эстетика, историческая и социологическая науки, исследование психологии и физиологии визуального восприятия, профессиональное художественное образование, семиология и др. Отсюда обращение к различным по своему подходу источникам теорий искусства в искусствоведении XX в., обсуждение их влияния на возникновение отдельных направлений в искусствоведении и многообразие методов искусствоведческого исследования. В курсе также выявляется и отношение различных опытов теоретического осмысления искусства к актуальным событиям художественной жизни.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- типичные для каждой изучаемой эпохи представления о природе искусства и творчества;
- типичные для каждой эпохи требования к профессиональному образованию художника;
- типичный для каждой эпохи подход к оценке мастерства художника и художественных достоинств произведения;
- основные тезисы теории искусства ренессансного периода в Италии, классицизма в Европе XVII - XVIII вв., романтизма;
- основных теоретиков искусства с периода формирования искусствоведения как научной дисциплины до настоящего времени;
- основные этапы теоретической рефлексии по проблеме красоты и формообразования в искусстве и архитектуре;
- основные этапы теоретического обсуждения проблемы стиля; эволюцию оценки различных стилей и направлений и этапы их конкретно-исторического исследования;
- специфику теоретического обсуждения разных видов художественной деятельности (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство)
- уметь:
-определять форму, задачи и адресата текста по теории искусства;
- отличать теоретическое рассуждение об искусстве от исторического исследования, текста из области художественной критики;
- самостоятельно восстанавливать культурные и научные контексты для изучаемых теоретических источников;
- самостоятельно сопоставлять тексты и художественную практику у художников-теоретиков искусства;
- анализировать отношение теоретической концепции к событиям и явлениям художественной жизни той или иной эпохи, в том числе к стилям и направлениям.
Содержание учебной дисциплины
Введение. Предмет и задачи курса
Определение цели и задач курса. Краткий обзор содержания, основных терминов, а также общей и специальной литературы по курсу.
Основные термины: теория искусства, метод научного исследования
Тема 2. Классицистические теории искусства и становление Академий (конец XVI - XVII век)
Общая характеристика теорий, а также художественной и архитектурной практики конца XVI – XVII века. Великие мастера прошлого как учителя современного художника. Абсолютное превосходство античных художников в области скульптуры. Основание Академий в Италии и Франции и вопросы художественного образования в конце XVI – XVII веке. Теория французского классицизма. Теоретики живописи французского происхождения: Н. Пуссен, Ш. Лебрен. Спор пуссенистов и рубенсистов о колорите. Письмо Н. Пуссена о «модусах» (1647). «Теория экспрессии» Ш. Лебрена (трактат «О методе изображения страстей» (1698). Иерархия жанров в живописи классицизма и специфика трактовки исторического жанра у классицистов. Взаимоотношения теории классицизма с идеалистической философией: «Идея живописца…», доклад Дж. П. Беллори в Академии св. Луки в Риме (1664)
Основные термины: Классицизм, колористическая традиция, академия изящных искусств (художеств), теория выражения/экспрессии, идеализм
Словарь основных терминов
1. Теория искусства — донаучное и научное исследование общих вопросов искусства (архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусств) , творчества, вопросов художественного восприятия
2. Метод научного исследования — специальный подход к предмету исследования, нередко отличающийся определенным порядком научного анализа и терминологией. В гуманитарных науках отдельные методы работают, в основном, с отдельными аспектами изучаемого предмета и требуют комбинаций и согласования. Основные методы современного искусствоведения: исторический и формально-стилистический подходы, социологическое и семиотическое исследование искусства
3. Ренессанс — эпоха в истории культуры и искусства, у некоторых авторов определяемая как позднее средневековье. В истории итальянского искусства и архитектуры Ренессанс разделяют на периоды и датируют второй половиной XIII – XVI вв.
4. Трактат — традиционное, восходящее к римской античности название для научных сочинений, ставящих перед собой цель детального и всестороннего анализа отдельного предмета (например, «трактат о живописи»).
5. Манера — в современном искусствоведении и художественной критике — индивидуальные стилистические особенности работы того или иного мастера. В эпоху итальянского Ренессанса — также стиль больших исторических периодов или поколений художников (например, «манера древних»)
6. Учение о перспективе — один из разделов профессиональной подготовки художника и архитектора, предлагающий разные варианты изображения пространства на плоскости и особенно ценимый в эпоху Ренессанса
7. Учение о пропорциях - один из разделов профессиональной подготовки художника и архитектора, соприкасающийся с математикой и концепцией гармонии. В случае мастера изобразительного искусства — также с реальным натурным изучением человеческого тела.
8. Пластическая анатомия - один из разделов профессиональной подготовки художника-скульптора и живописца, изучающий поверхностную анатомию человека и отдельные аспекты моторики тела.
9. Стиль — одно из центральных понятий искусствоведения, относительное единство формальных законов искусства и архитектуры на протяжении какого-то временного периода, в ряде регионов и др. Кроме формальных аспектов, в определение отдельных стилей обычно включают устойчивую идейную специфику, устойчивые подходы к задачам художественной деятельности, определенные трактовки жанров и тому подобное. На всем протяжении развития теории искусства и искусствоведения стиль, его определение, вопрос о его возникновении и этапах эволюции — является одной из самых обсуждаемых и полемических тем.
10. Классицизм — стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, наиболее актуальный в XVII - XIX вв. Основной тезис классицистических программ — сохранение и развитие творческого метода греческой и римской античности, в том числе и при помощи специальной образовательной системы (см. Академия изящных искусств (художеств).
11. Колористическая традиция — техническое и метастилистическое явление в европейской живописи XVI - XXI вв. Опирается на способ изображения на плоскости, который в профессиональной подготовке художников называется работа пятном (в отличие от работы линией) и отталкивается от живописных экспериментов Тициана и других представителей венецианской школы Высокого и Позднего Ренессанса
12. Академия изящных искусств (художеств) — важнейший культурный институт эпохи классицизма, образовательный и исследовательский центр для художников и теоретиков искусства, а также учреждение, осуществляющее практическое взаимодействие между профессионалом-художником и властью. Образцовое учреждение — Королевская Академия изящных искусств в Париже (была основана в 1648 г.)
13. Теория выражения/экспрессии — одна из сфер наблюдения и изучения человеческого тела в области изобразительного искусства и художественной педагогики, исследующая преимущественно связь между эмоционально-физиологическими состояниями и мимикой. Вопросы теории выражения были в целом разрешены в XVI — XVII вв.
14. Идеализм — философские направления разных эпох, отталкивающиеся от рассуждений Платона о мире идей - пробразов объектов и ситуаций реального физического мира.
15. Рококо — стиль архитектуры и искусства в Европе XVIII в., первоначально появившийся в рамках придворной французской культуры.
16. Эпоха Просвещения — идейные направления в культуре ряда стран Европы второй половины XVIII в., направленные на социальные, моральные и иные реформы, связанные с усилением социальной и культурной роли европейской буржуазии
17. Живописцы эпохи Просвещения — ряд французских художников, в творчестве которых воплотились идеи французских и европейских просветителей — с точки зрения выбора сюжета, интереса к определенным жанрам или их трактовкам, формальной ориентации на искусство Голландии XVII в. и тому подобное. Основные представители: Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Грёз.
18. Неоклассицизм в изобразительном искусстве — первоначально: отклик на пересмотр и переоценку античности в археологии и теории искусства XVIII в., который привел к изменению работы с пропорциями и мимикой человеческого тела, новому отношению к жанру исторической картины и др. Характерные представители: А. Р. Менгс, Ж. М. Вьен, А. Кауфман, А. Канова.
19. Романтизм - эпоха в культурной истории Европы (конец XVIII — первая треть XIX в.), связанная с окончательным переходом от аристократической культуры к буржуазной.
20. Историзм — один из аспектов романтической культуры, научное изучение и творческое художественное переосмысление всего спектра культурных событий всемирной истории, прежде всего, стилей (архитектуры, искусства, литературы и др.).
21. Философия искусства — термин, обычно обозначающий рассуждение о вопросах искусства и творчества, предпринятое с философских позиций. Например, «Философия искусства» Шеллинга — случай идеалистической интерпретации целей и задач художника. Наоборот, у И. Тэна «философия искусства» - условный термин, появление которого связано с неустойчивой научной терминологией, и концепция этого автора не имеет отношения к каким-либо философским учениям.
22. Искусствоведческий очерк — форма искусствоведческого текста, нацеленная на задачу популяризации каких-либо художественных явлений или доступного изложения научной проблемы, профессиональной дискуссии. Аналитические аспекты при этом могут присутствовать в изложении, однако автор очерка опускает строгую аргументацию своей позиции, позволяет себе субъективные и эмоциональные высказывания и др. Становление этой формы связано с деятельностью Дж. Рёскина (например, «Прогулки по Флоренции»). Одно из важнейших требований к очерку — литературные достоинства изложения
23. Проблема формы — одна из ключевых проблем теории искусства, комплекс вопросов, связанных с формообразованием в природе и искусстве, визуальной красотой, зрительным и художественным восприятием, коммуникативными возможностями различных видов визуальных искусств. В интерпретации многих авторов «проблема формы» включает в себя также обсуждение всей проблематики стиля. Само выражение становится актуальным во время развития формализма в немецкоязычном искусствоведении конца XIX — начала XX века (например, книга А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве»).
24. Формализм в искусствоведении — течение первоначально в немецкоязычном искусствоведении конца XIX — начала XX века, сосредоточенное на вопросах стиля, формообразования, зрительного восприятия и т. д. Формализм может трактоваться также и более узко, в зависимости от конкретных авторов. Благодаря вниманию формалистов к данной проблематике окончательно формируются современные научные представления о задачах формально-стилистического метода исследования и требованиях к нему. Представители течения: А.Ригль, А. Гильдебранд, Г. Вёльфлин.
25. Интерпретация произведения искусства — иначе: интерпретация символики, истолкование смысла произведения. Особая задача в искусствоведении, направленная на всестороннее исследование выдающихся произведений, как правило, включает в себя восстановление всевозможных идейных контекстов, иконографическое и формальное исследование памятника.
26. Иконология Э. Панофского — концепция интерпретации произведения, имеющая особую последовательность работы и выдвигающая на первый план иконографический и исторический анализ.
Источники
- Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. - М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры. Том 1, 1935. - 392 с. Том 2, 1937. - 800 с.
- Беллори Дж.П. Идея живописца, скульптора и архитектора… // Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб.: Андрей Наследников, 2002. - С. 209 - 222
- Бернштейн Б. Пигмалион наизнанку. К истории становления мира искусства. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 256 с.
- Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. 5 книг. - М.: Терра, 1994. - 3340 с.: ил.
- Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. - М.: Искусство, 1977. - 264 с.
- Ван Мандер К. Книга о художниках. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 608 с.
- Варбург А. Великое переселение образов. - СПб.: Азбука-Классика, 2008.- 416 с.
- Вёльфлин Г. Классическое искусство. - СПб.: Алетейя, 1999. - 326 с.
- Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб.: Издательство В. Шевчук, 2009. - 330 с.: ил.
- Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. - СПб.: Азбука- Классика, 2004. - 288 с: ил.
- Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.: ил.
- Виньола Дж. да. Правило пяти ордеров архитектуры. - М.: Архитектура-С, 2005. - 168 с.
- Витрувий Поллион Марк. Десять книг об архитектуре. - М.: КомКнига ,2011. - 320 с.
- Воррингер В. Абстракция и одухотворение // Современная книга по эстетике. Антология. - М.: Иностранная литература, 1957. - С. 459 – 475
- Гейнзе В. Ардингелло и блаженные острова. М. - Л.: Academia, 1935. - 596 с.
- Гердер И. Г. Избранные сочинения. М. - Л.: Гослитиздат, 1959. - 392 с.
- Гёте И. В. Об искусстве. - М.: Искусство, 1975. - 624 с.
- Гёте И. В. Собрание сочинений. Том десятый: Об искусстве и литературе. М: Художественная литература, 1980. - 511 с.
- Гиберти Л. Commentarii (Комментарии). - М.: Изогиз, 1938. - 104 с.
- Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / А. Гильдебранд ; пер.: Н. Б. Розенфельд, В. А. Фаворский ; авт. предисл. А. С. Котляров. - Москва : Логос, 2013. - 105 с.
- Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы. Морфология и история. - М.: Новое издательство, 2004. - 348 с.: ил.
- Дворжак М. История искусства как история духа. - СПб.: Академический проект, 2001. - 336 с.
- Дидро Д. Салоны: в 2 т. - М.: Искусство, 1989. - Т. 1. - 267 с.: ил. - Т. 2. - 398 с.: ил.
- Дидро Д. Собрание сочинений. Т. 6: Искусство. - М., 1946. - 640 с.: ил.
- Дюбо Ж. Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. - М.: Искусство, 1976. - 768 с.
- Дюрер А. Трактаты, дневники, письма. - СПб.: Азбука, 2000. - 704 с.: ил.
- Зедльмайр Г. Искусство и истина. - СПб.: Axioma, 2000. - 276 с.
- Земпер Г. Практическая эстетика. - М.: Искусство, 1970. - 320 с.
- Кандинский В. Избранные труды по теории искусства. В 2 томах. Том 1. 1901-1914. - М.: Гилея, 2008. - 432 с.: ил.
- Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. - Санкт-Петербург : Азбука, 2015. - 238 с.
- Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. - СПб.: Азбука-Классика, 2010. - 224 с.
- Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. - М.: Гослитиздат, 1957. - 519 с.
- Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в семи томах. - М.: Искусство, 1965 – 1970
- Мириманов В. Б. Императив стиля. - М.: Изд-во РГГУ, 2004. - 200 с.
- Моррис У. Искусство и жизнь. - М.: Искусство, 1973. - 512 с.
- Муратов П.П. Образы Италии. - М.: Сварог и К, 2005. - 464 с.
- Палладио А. Четыре книги об архитектуре. - М.: Архитектура, 2007. - 352 с.
- Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб.: Андрей Наследников, 2002. - 240 с.
- Панофски Э. Перспектива как «символическая форма». - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - 336 с.
- Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. - СПб.: Азбука- Классика, 2006. - 640 с.
- Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. - СПб.: Академический проект, 1999. - 400 с.
- Паперный В. Культура два. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 408 с.
- Пруст М. Памяти убитых церквей. - М.: Согласие, 1999. - 164 с.
- [Пуссен Н.]. Письма Пуссена. М. – Л.: Искусство, 1939. - 208 с.
- Пэйтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2006. - 400 с.
- Раппапорт А. 99 писем о живописи. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 344 с.
- Рёскин Дж. Законы Фиезоло. Истинные законы красоты. - Либроком, 2011. - 152 с.
- Рёскин Дж. Искусство и действительность. - М.: Типография тов-ва И. Кушнарев и К, 1900. - 319 с.
- Рёскин Дж. Камни Венеции. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 368 с.
- Рескин Дж. Лекции об искусстве : пер. с англ. / Д. Рескин ; пер. П. С. Коган ; ред. Е. Кононенко. - Москва : Б.С.Г. - Пресс, 2013. - 318 с.
- Рёскин Дж. Прогулки по Флоренции. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 248 с.
- Рёскин Дж. Семь светочей архитектуры. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 384 с.
- Рёскин Дж. Современные художники: Общие принципы и правда в искусстве. - М.: Типография Товарищества А. И. Мамонтова, 1901. - 476 с.
- Рубенс П.П. Письма. Документы. Суждения современников. - М. - Л.: Искусство,1977. - 480 с.: ил.
- Русские эстетические трактаты первой трети XIX века в 2-х томах. - М.: Искусство, 1985. - 1056 с.
- Спор о древних и новых. - М.: Искусство, 1985. - 472 с.
- Стендаль. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 6: История живописи в Италии. - М.: Правда, 1959. - 560 с.
- Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства: Избранные статьи и очерки. - М.: Советский художник, 1987. - 320 с.
- Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. - 352 с.
- Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М.: Советский художник, 1988. - 588 с.
- Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. - М.: Аст, 2009. - 320 с.
- Форстер Г. Избранные произведения. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1960. - 632 с.
- Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. - СПб.: Классика искусствознания, 2001. - 206 с.
- Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Изобразительное искусство. 1996. – 280 с.
- Фюзели Г. Афоризмы, относящиеся главным образом к изящным искусствам // Шестаков В. Генри Фюзели: Дневные мечты и ночные кошмары. - М., 2002. - С. 199 – 271
- Херберт З. Варвар в саду. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. - 328 с.
- Хогарт У. Анализ красоты. - Л.: Искусство, 1987. - 256 с.: ил.
- [Челлини Б.].Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим. - М.: Зарубежная классика, 2002. - 544 с.
- Ченнини Ч. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. - М.: БиблиоПолис, 2008. - 304 с.
- Шапиро М. Стиль // Советское искусствознание. Вып. 24. 1988. - С. 385 – 429
- Шеллинг Ф. Философия искусства. - М.: Мысль, 1999. - 608 с.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. - М.: Искусство, 1983. - 926 с.
- Эстетика Винкельмана и современность. Сб. ст.: РАХ. - М., НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1994. - 244 с.
- Эстетика немецких романтиков. Антология. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 576 с.
Другая литература
1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с.
2. Виппер Б.Р., Ливанова Т.Н. (ред.) История европейского искусствознания. - М.: Наука, 1963 – 1969
3. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. - СПб.: Алетейя, 2000. - 656 с.
4. Петракова А. Е. История изобразительного искусства Древней Греции и Рима в отечественных трактатах второй половины XVIII — начала XIX вв. // Из истории архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сб. ст.: СПбГУКИ. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. - С. 6 - 30
5. Шестаков В. П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с.
http://gen.lib.rus.ec/– Библиотека научных публикаций
Задание
Будет уточнено в следующем году по обстоятельствам: зачет в форме собеседования либо предъявление конспектов лекций
+ обязательно домашнее задание (чтение одного источника из списка ниже). Ответ в устном виде!
- Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. - М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры. Том 1, 1935. - 392 с. Том 2, 1937. - 800 с. Читать «3 книги о живописи»
- Беллори Дж.П. Идея живописца, скульптора и архитектора… // Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб.: Андрей Наследников, 2002. - С. 209 – 222 Для специально изучающих классицизм
- Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. 5 книг. - М.: Терра, 1994. - 3340 с.: ил. Или другие издания. Найти и прочесть вводную (теоретическую) часть
- Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. 5 книг. - М.: Терра, 1994. - 3340 с.: ил. Или другие издания. Выбрать и прочесть 4-5 биографий знаменитых мастеров живописцев и скульпторов (например, Донателло, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело) и разобраться, какие профессиональные требования предъявлялись к их умениям (или за что Вазари их хвалит).
- Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. - М.: Искусство, 1977. - 264 с. «Сердечные излияния монаха…»
- Ван Мандер К. Книга о художниках. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 608 с.
- Вёльфлин Г. Классическое искусство. - СПб.: Алетейя, 1999. - 326 с.
- Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб.: Издательство В. Шевчук, 2009. - 330 с.: ил.
- Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. - СПб.: Азбука- Классика, 2004. - 288 с: ил.
- Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.: ил. «История искусства древности»
- Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.: ил. «Мысли о подражании..» «О Бельведерском торсе»
- Витрувий Поллион Марк. Десять книг об архитектуре. - М.: КомКнига ,2011. - 320 с.
- Гёте И. В. Собрание сочинений. Том десятый: Об искусстве и литературе. М: Художественная литература, 1980. - 511 с. Все об архитектуре, художника--живописцах
- Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / А. Гильдебранд ; пер.: Н. Б. Розенфельд, В. А. Фаворский ; авт. предисл. А. С. Котляров. - Москва : Логос, 2013. - 105 с.
- Дидро Д. Собрание сочинений. Т. 6: Искусство. - М., 1946. - 640 с.: ил. «Опыт о живописи»
- Дюбо Ж. Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. - М.: Искусство, 1976. - 768 с.
- Дюрер А. Трактаты, дневники, письма. - СПб.: Азбука, 2000. - 704 с.: ил.
- Зедльмайр Г. Искусство и истина. - СПб.: Axioma, 2000. - 276 с. Часть, посвященная интерпретациям
- Земпер Г. Практическая эстетика. - М.: Искусство, 1970. - 320 с.
- Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. - Санкт-Петербург : Азбука, 2015. - 238 с.
- Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. - СПб.: Азбука-Классика, 2010. - 224 с. Или любое другое издание О живописи
- Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в семи томах. - М.: Искусство, 1965 – 1970 Европейские авторы 17 – 18 века (болонские академисты, французский классицизм, Хогарт, Рейнольдс).
- Муратов П.П. Образы Италии. - М.: Сварог и К, 2005. - 464 с.
- Палладио А. Четыре книги об архитектуре. - М.: Архитектура, 2007. - 352 с.
- Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. - СПб.: Академический проект, 1999. - 400 с.
- Пэйтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2006. - 400 с.
- Рёскин Дж. Лекции об искусстве : пер. с англ. / Д. Рескин ; пер. П. С. Коган ; ред. Е. Кононенко. - Москва : Б.С.Г. - Пресс, 2013. - 318 с.
- Рёскин Дж. Прогулки по Флоренции. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 248 с.
- Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. - 352 с.
- Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. - СПб.: Классика искусствознания, 2001. - 206 с.
- Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Изобразительное искусство. 1996. – 280 с.
- Фюзели Г. Афоризмы, относящиеся главным образом к изящным искусствам // Шестаков В. Генри Фюзели: Дневные мечты и ночные кошмары. - М., 2002. - С. 199 – 271
- Херберт З. Варвар в саду. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. - 328 с.
- Хогарт У. Анализ красоты. - Л.: Искусство, 1987. - 256 с.: ил.
- Ченнини Ч. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. - М.: БиблиоПолис, 2008. - 304 с.
Теория искусства
Цели и задачи учебной дисциплины
Целью и задачами дисциплины является представление развития теории изобразительного искусства и архитектуры на протяжении античности и XV – XX веков. Курс предполагает обращение к ряду самых известных текстов этих периодов, касающихся следующих вопросов: сущность изобразительного искусства и архитектуры, специфика этих видов искусства, общие законы развития искусства, феномен художественного творчества, проблема восприятия и проблема научного исследования как «истории искусства», так и отдельных произведений.
Особое место в курсе занимает обсуждение вопроса о становлении собственно искусствоведческого взгляда на общие вопросы, связанные с искусством (вторая половина XVIII – XX в.). Как в период своего становления, так и в настоящий момент искусствоведческая наука тесно связана с такими отраслями знания, как философия, эстетика, историческая и социологическая науки, исследование психологии и физиологии визуального восприятия, профессиональное художественное образование, семиология и др. Отсюда обращение к различным по своему подходу источникам теорий искусства в искусствоведении XX в., обсуждение их влияния на возникновение отдельных направлений в искусствоведении и многообразие методов искусствоведческого исследования. В курсе также выявляется и отношение различных опытов теоретического осмысления искусства к актуальным событиям художественной жизни.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- типичные для каждой изучаемой эпохи представления о природе искусства и творчества;
- типичные для каждой эпохи требования к профессиональному образованию художника;
- типичный для каждой эпохи подход к оценке мастерства художника и художественных достоинств произведения;
- основные тезисы теории искусства ренессансного периода в Италии, классицизма в Европе XVII - XVIII вв., романтизма;
- основных теоретиков искусства с периода формирования искусствоведения как научной дисциплины до настоящего времени;
- основные этапы теоретической рефлексии по проблеме красоты и формообразования в искусстве и архитектуре;
- основные этапы теоретического обсуждения проблемы стиля; эволюцию оценки различных стилей и направлений и этапы их конкретно-исторического исследования;
- специфику теоретического обсуждения разных видов художественной деятельности (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство)
- уметь:
-определять форму, задачи и адресата текста по теории искусства;
- отличать теоретическое рассуждение об искусстве от исторического исследования, текста из области художественной критики;
- самостоятельно восстанавливать культурные и научные контексты для изучаемых теоретических источников;
- самостоятельно сопоставлять тексты и художественную практику у художников-теоретиков искусства;
- анализировать отношение теоретической концепции к событиям и явлениям художественной жизни той или иной эпохи, в том числе к стилям и направлениям.
Содержание учебной дисциплины
Введение. Предмет и задачи курса
Определение цели и задач курса. Краткий обзор содержания, основных терминов, а также общей и специальной литературы по курсу.
Основные термины: теория искусства, метод научного исследования