Происхождение дымковской игрушки

Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Так, женская фигура символизировала мать-землю, конь, солнце, а водоплавающая птица, водную и воздушную стихии. Действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил. Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением окружающего ребенка быта. Вероятно, вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однопланово. Скорее всего, в древности культовое и игровое ее значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала в более поздней игрушке барыней, девицей, птица - утушкой, курочкой, гусем, солнечный конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера, медведь, также участник древних обрядов, забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла. При раскопках Донецкого городища (в районе Харькова) была обнаружена мастерская XII-XIII вв., где изготовлялись глиняные фигурки. Причем фигурки быка, медведя, собаки, птицы, кошки, человека, найденные здесь, не намного отличались от игрушек более позднего времени. Подобные же фигурки X-XII вв. были найдены в Новгороде, в Киеве. Птицы, коньки, разнообразные свистульки были выполнены крайне примитивно, грубовато и прочно, тогда как фигурки женщины с ребенком на руках сделаны гораздо тщательнее. Некоторые из них имеют ушки для подвески. Все это дает право предположить, что первые служили игрушками, а вторые, очевидно, имели ритуальное назначение, может быть, подвешивались как обереги у входа в дом.

Судя по игрушкам XVI-XVIII в., найденным на территории Москвы, в те времена уже сложился тип русской народной игрушки, несложной, дешевой и забавной. Здесь оказались свистульки, погремушки в виде коньков с всадниками, собак, медведей и птиц. Игрушками служили и миниатюрные кувшинчики, горшочки, кубышки. Фигурки при всем лаконизме изображений выразительны и снабжены конкретными бытовыми деталями; на конях вылеплены сбруя и седла, на медведе - намордник. Видимо, ритуальное значение глиняных фигурок к этому времени было совершенно утрачено. На протяжении долгих лет игрушка не претерпевала сколько-нибудь резких изменений, поэтому мы можем судить по более поздней игрушке о ее прототипах. В то же время в каждой местности, в каждом промысле складывались свои приемы технического исполнения и декоративного оформления, преобладали те или иные наиболее близкие мастерам сюжеты. Так, в XIX в. изображение барынь, кавалеров, галантных сценок чаще встречалось в тех районах, где значительной прослойкой населения было дворянство: на Орловщине, в Курской губернии. На севере, например на Вологодчине, где большую часть населения составляло крестьянство, делали главным образом коньков, медведей, птиц. Сам материал – глина, подсказывал способы выполнения той или иной формы: пластичность позволяла усложнять лепку, натуральная окраска диктовала гамму росписи, расцветки глазури. В производстве глиняной игрушки выработались особые приемы несложной быстрой лепки и росписи. Это давало возможность за короткий срок наготовить для продажи максимальное количество товара, шедшего по крайне низким ценам. В процессе коллективного творчества происходит отбор самых рациональных и наиболее эффективных средств исполнения, которые, совершенствуясь и обновляясь, переходят от поколения к поколению и становятся традиционными. Народные игрушечники достигали зачастую удивительного мастерства, подмечая и обобщая типичные черты своих персонажей, простейшими приемами создавая выразительную юмористическую характеристику человека или зверя. И в старину, и в наши дни постоянно происходит процесс накопления нового, отбор близкого, понятного, интересного самому мастеру и потребителю, отказ от инородного, чуждого лучшим традициям промысла. Возникновению и развитию многочисленных промыслов игрушки на территории нашей страны способствовали разнообразные условия, в первую очередь легкодоступное сырье - глины нужной пластичности, хороший песок для добавок. В большинстве случаев производство глиняных игрушек было подсобным к посудному гончарству. Несложную в исполнении игрушку лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами.





1.2 РАЗНООБРАЗИЕ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства.

Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах - кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время.

Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки.

Наши рекомендации