Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: Д, Т — подчеркните.
Жёлудь
У _ороги лежал _олстый крепкий желу_ь, а ря_ом ую_но расположилось в ямке семечко. После первого _еплого _ождя семечко проросло. _оненький рос_ок _янулся всё выше и выше. А жёлудь не прорас_ал, _олько сильнее бурел. «Почему ты не рас_ёшь, жёлу_ь? _ы не хочешь посмо_реть, ч_о делае_ся вокруг?» — спросило семечко. Жёлу_ь о_ветил: «Я рас_у пока вниз, чтобы крепко врас_и в землю, набра_ься сил. Так учил меня _уб, на ко_ором я вырос». У_ивилось семечко, посмеялось над глупым жалуем. Но вот начался ураган. Сильный ветер по_нимал с земли всё, что было на его пу_и. Ког_а всё с_ихло, жёлудь хо_ел про_олжить разговор, но семечка уже не было. Его унёс ве_ер.
Спишите слова, вставьте пропущенные буквы: Б, П.
_очта, _альма, _улка, _ублик, _аранки, _олотенце, _аспорт, _анка, _арабан, _ыль, _еро, _анан, _ак, _есня, _альто, _атон, _алалайка, _атон, _исьмо, _еченье, _илет, _ак, _локнот, _оезд, _ионер, _еро, _отинки, _абушка, _олото, _ух, _ар, _евец, _очтальон, _атефон, _елка, _орщ, _ирог, _утерброд, _омидор, _омощь, _утылка, _усы, _опутай, _ерёза, _инт, _оловник, _етрушка, _атарея, _ег, _ерет, _аук, _ерец, _ена.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: Б, П — подчеркните.
Ледоход
Маша легко _ере_рыгивала с льдины на льдину и скоро _ыла уже далеко от берега. Вдруг на реке о_разовалась широкая _олынья. Льдину с Машей _онесло к мосту. Это увидел _аренёк. Он быстро _одбежал к _ерегу, рас_ахнул куртку, с_росил рюкзак и оторвал от него лямки, _отом он _ыстро связал ремень и лямки, _рыгнул на лёд и стал осторожно _родвигаться к Маше. У самого края льдины он _росил один конец ремня Маше и крикнул: «Лови, девочка!» Маша _оймала конец ремня, и мальчик стал медленно _одтягивать её к себе, _отом он схватил Машу за руку и _овёл за собой. Так они до_рались до _ерега.
Спишите слова, вставьте пропущенные буквы: Г, К.
_од, _алка, _от, _уры, _олова, _ород, _орова, _олбаса, _араж, _иря, _орох, _остюм, _уртка, _ость, _усь, _орзина, _артофель, _апуста, _рибы, _амак, _лён, _рот, _ласс, _олос, _оры, _азета, _олено, _ачели, _астрюля, _еоргин, _ладиолус, _ран.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: Г, К — подчеркните.
В грозу
Стоял июльс_ий жар_ий день. _осыми жар_ими лучами солнце ж_ло сухую землю. _устая пыль поднималась по доро_е. Обла_а собирались в большую тучу. Про_ремел дальний _ром. И вот уже обла_а начинают за_рывать солнце. Оно вы_лянуло последний раз и исчезло. В природе всё рез_о изменилось. Налетел вихрь. От порывов сильного ветра осин_и и _лёны _нутся до земли. У реч_и _лухо шумит _устой _амыш. Блеснула молния, раздался о_лушительный удар _рома. Упала первая _рупная _апля дождя. Хлынул пото_ воды.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: Л, Н — подчеркните.
Лес
Как хорош _ес осе_ью! С си_его _еба посы_ает сол_це прощаль_ые _учи. Детые, ора_жевые _истья мед_е__о падают и _ожатся _а зем_ю.
Птицы уже у_етели в да_ьние тёп_ые стра_ы.
Прекрасе_ _ес и в зим_ий мороз_ый де_ь. Рых_ый с_ег покрыл все тропи_ки в _есу. Чудесе_ _ес и _етом. Зелё_ым ковром покрыта зем_я. Свежо и прохад_о под се_ью _ип и к_ёнов. Мож_о до_го г_ядеть сквозь ветки в прозрач_ое си_ее _ебо.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: Б, Д.
Грибы
Со_ирать гри_ы мы _ыли _ольшими охотниками. К о_еду полные кошёлки на_ерём, отнесём их в _еревню, выложим на _ольшой стол. Отец все гри_ы, что растут по_лизости, сам со_ерёт. Вот _ольшая ель. Гри_ов не ви_но. Я ещё раз огля_елся по сторонам и о_мер: ещё два _елых почти ря_ом растут, а немного по_альше ещё о_ин. Свою чу_есную нахо_ку я положил поверх _ругих гри_ов. _ень кончался, на запа_е разгоралась яркая, уже по-осеннему прохла_ная заря.
Спишите слова, вставьте пропущенные буквы: Ц или Ч.
_асы, _еловек, _апля, _ирк, _емодан, _етыре, _арапина, _етверг, _уб, _емент, _иферблат, _асть, _епь, _ыган, _айник, _ерепаха, _едра, _ебурек, _ена, _ек, _айка, пле_о, ов_а, бо_ка, по_та, паль_ы, ре_епт, ко_ка, ру_ка, по_ка, каль_ий, ули_а, тигри_а, бабо_ка, коле_ко, колоколь_ик, кон_ерт, больни_а, зая_, мя_, клюю_, оте_, огуре_, гра_, коне_, вра_, кала_, мудрее_, холоде_, кирпи_.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы: Ц, Ч.
Цветочные часы
Многие _веточные растения открывают и закрывают вен_ики своих _ветков по определённому расписанию. Дневные _веты пробуждаются, когда _уть на_инается рассвет. Открывает голубые звёздо_ки своих _ветов _икорий, расправляет широкие лепестки шиповник, раскрывают лепестки нар_исы. К шести часам утра на_инают тянуть к солне_ным лу_ам жёлтые головки одуван_ики. Солн_е уже заливает ярким светом лес, поле и реку. Тогда раскрывает свой вен_ик лилия. Дневные _веты обы_но первыми и засыпают. Кон_ается летний день, солн_е опускается всё ниже. И тут на_инают оживать но_ные _веты.
VII. Расширение объёма слухоречевой памяти,
укрепление слухоречевых следов.
Повторение речевых рядов.
Логопед произносит ряд слогов,
Пациент внимательно слушает и повторяет.
Повторение начинают с двух слогов, затем с трех, четырех и более.
То же самое и при повторении ряда слов — от трёх слов с постепенным наращиванием ряда до шести, семи слов.
Следующий вид работы — повторение ряда слов через определённый промежуток времени.
Повторите слоги.
Да-ба; ла-на; за-жа; ка-ча; ла-ха; ра-жа; ша-ца.
Га-ла-за; жа-на-та; са-ца-ха; ва-па-ша; на-да-ха.
За-на-ца; ба-да-фа; ра-ма-на; ха-ка-ща; та-да-ла.
Ра-га-ла-жа; ца-за-ха-са; да-ма-на-та; фа-ра-та-ва.
Ла-са-ча-на-ха; за-ша-ча-ца-да; да-ма-ча-ва-ка.
Ча-за-ша-ха-ца; ва-та-фа-ра-га; та-на-жа-ка-ча.
Ба-ма-фа-ва-та-да; жа-ка-за-ча-ца-ща; са-за-ца-ча-та-ша.
Повторите ряд слов (то же самое — повторение ряда слов через определённый промежуток времени),
— дом — лес — ночь
— кот — сом — река
— мак — дуб — роща
— стол — ручка — окно — диван
— яблоко — вода — лимон — вишня
— сирень — груша — сад — забор — беседка
— ручка — альбом — книга — журнал — тетрадь
— зеркало — лампа — торшер — ковёр — бра
— лук — хлеб — соль — дыня — салат — арбуз
* * * *
— ночь — луна — подъезд — фонарь — аптека — машина
— лиса — волк — змея — гусь — сорока — лев
— лето — озеро — камыш — лодка — утки — свет
— работа — власть — карьера — экзамен — день — сон
— врач — строитель — художник — учитель — садовник — рыбак
— город — театр — музей — улица — метро — фонтан
— весна — погода — шум — река — лето — дорога
— небо — луг — степь — радуга — озеро — горы
— море — парус — лодка — ветер — берег — волны — кит
— дорога — дом — луна — соловей — роща — гром — сосна
* * * *
— вяжет — моет — режет — бежит — читает — идёт
— любит — говорит — несёт — ждёт — слушает — звонит
— красный — белый — пёстрый — чистый — новый — плохой
— синий — розовый — зелёный — частый — мелкий — молодой
— Калуга — Тула — Харьков — Омск — Новосибирск — Рязань
— Берлин — Москва — Рим — Варшава — Париж — Киев — Сочи
— Некрасов — Пушкин — Байрон — Фет — Шекспир — Есенин — Блок
— США — Чили — Европа — Азия — Австралия
— Арктика — Африка — Антарктида — Англия
Повторите ряд чисел.
14 — 5 — 1—3
9 — 4 — 20 — 6
7—11—32—18 — 40
16 — 34 — 5 — 61 — 13
12—17 — 20—150 — 38 — 6
23 — 14 — 67 — 9 — 54—10
0,6 — 0,1 — 0,5 — 0,4
0,7 — 0,9 — 0,2 — 0,8 — 0,5
0,5 — 0,7 — 0,9 — 0,2 — 0,8 — 4
502 — 303 — 600 — 70 — 200 — 1000
120 — 63 — 820 — 1300 — 900 — 1
720 — 410 — 69 — 5000 — 106 — 3
Повторение 2-х и 3-х словосочетаний.
Логопед произносит сразу два словосочетания,
Пациент слушает и повторяет.
Логопед называет сразу три словосочетания,
Пациент повторяет и т.д.
То же самое с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением.
Повторите два словосочетания.
— ветка сирени — летний вечер
— берег реки — новая сумка
— синие глаза — белые розы
— соломенная шляпа — красная косынка
— морской прибой — гнездо ласточки
— запах жасмина — пение соловья
— холодная вода — темная туча
— спелая вишня — лесной зверь
Повторите три словосочетания.
— яркое солнце — кудрявый мальчик
— лесное озеро — новый дом
— грустная песня — спелое яблоко
— большая удача — высокие скалы
— сосновая роща — чистая вода
— весенний день — долгий путь
— гремит гром — говорит диктор
— падают листья — шумит машина
— бежит ручей — сверкает роса
— яркая птица — кожаный мяч
— выходной день — звонкий голос
— чёрные перчатки — белая метель
— звуки свирели — ночной звонок
— лист клёна — весёлая прогулка
— аромат лугов — каштановые волосы
Повторите предложения (повторить предложения через определённый промежуток времени).
— В саду поспевают груши.
— За лесом находится озеро.
— В театре много зрителей.
— Под горой журчит ручей.
— В саду цветут вишни и сливы.
— Над лесом летает могучий орёл.
— Ветер поднимает огромные волны.
— Охотник шёл по следу и увидел лису.
— Узкая тропинка огибает болото и ведёт к селу.
— Взошёл молодой месяц и осветил посёлок и рощу.
— Перед домом на клумбе распустились красные тюльпаны.
— Под крышей нашего дома ласточка свила гнездо и вывела птенцов.
— Весной на тополях появились зелёные листочки, в саду распустилась сирень.
— На столе стояли цветы, лежали хлеб, сыр и ветчина.
— Прогулка в лес оказалась удачной: мы набрали полные лукошки малины.
— Была осень, жёлтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели на солнце.
— Солнце медленно поднималось над заливом, золотые блики скользили по волнам, слепили глаза.
— На жердях под потолком висели пучки сухой полыни, зверобоя, мяты и ромашки.