Период гуманистических отношений.

К гуманистическим отношениям в отряде можно прийти только через идейное единство, т.е. осознание и утверждение идеи, которую разделяют все. Это - высший тип коллективных отношений, в которых каждый замечен и нужен, каждый необходим и любим всеми.

Внутри коллектива, достигшего высокого уровня развития, возникают такие психологические явления, когда переживания одного ребенка вызывает у остальных не просто сочувствие, а активные альтруистические действия, стремление оказать бескорыстную помощь и содействие.

В основе взаимоотношений лежит признание за каждым членом отряда одинаковых прав и обязанностей, готовность оказывать содействие и поддержку, требовательное отношение и к товарищам по отряду, и к себе, готовность действовать и переживать в отношении любого другого члена отряда так же, как если бы этим являлся он сам.

Поскольку именно коллектив выступает как референтная группав жизни всех своих членов, возникает благоприятная ситуация для социализации: коллектив становится непосредственным звеном между обществом и индивидом, презентуя общечеловеческие ценности в эмоционально подкрепленной форме.

Доминирующая потребность- потребность доказать свои лучшие качества, утвердиться в добрых поступках.

Содержание межличностного общения-забота друг о друге, готовность помочь, взаимовыручка, стремление к непрерывному общению.

Структура - официальная и неофициальная сориентированы. Диагностические исследования в этот период показывают снижение количества «звезд» и отсутствие «отверженных» в отряде.

Основная функция вожатого- добрый, умный, старший друг.Позиция вожатого - активный участник импровизаций, непрерывного праздника общения, тактичный подсказчик. Он умеет увидеть рост каждого, анализирует созданные общие ценности в отношениях и прогнозирует возможности внедрения их в собственную жизнь каждого ребёнка. Оставаясь другом, он выступает как хранитель «присвоенных» ценностей и «исповедником», духовным лидером на итоговом периоде и последействии.

Задачи:

- содействовать укреплению и развитию гуманистических отношений и самоутверждению каждого в этих отношениях;

- стремиться к созданию обстановки непрерывного праздника общения.

В ходе отрядной деятельностидолжна каждому предоставить возможность самовыра­зиться в соответствии с гуманистическими отношениями, предоставить широкое поле общения и возможность совершить поступок, в какой-то степени неожиданный для себя.

Каждому предоставлена возможность сравнить свои знания, умения, возможности. Поэтому все дела - индивидуально-коллективного характера,направлены на осознание себя, своего роста.

Создайте условиядля обозначения и осмысления высокой идеи, когда коллектив отряда для отдельного ребенка на долгое время после смены останется побудительным символом к развитию и саморазвитию. Это могут быть прощальные письма, вечер обмена адресами, написание добрых пожеланий в альбом, памятные подарки.

Показатели успешной деятельности и успешно проведенной смены:

- радость, высокая оценка и самооценка настоящей ситуации и возможностей в будущем;

- все дети осознают себя способными к дружбе, взаимопониманию, добру стремящимися понять мир, себя в нём;

- готовы развивать себя и улучшать окружающую жизнь; быть стойкими и не терять человеческого достоинства при различных обстоятельствах; понимающими, что такое совесть, честь, ответственность за себя и других.

Лагерная смена длится всего 21-25 дней. За этот промежуток времени каждый отряд находится в непрерывном изменении и развитии, но не всегда вектор развития коллектива достигает наивысшего уровня. Во всяком случае, ошибочно утверждать, что если наступил 19-й день смены, то непременно отряд достиг периода гуманистических отношений. Существует другое утверждение, что в условиях 21-дневной смены невозможно подняться до уровня гуманистических отношений. Последнее мы не отрицаем и не беремся спорить, но однозначно считаем, что педагогу, стремящемуся к высокому искусству в своем деле, необходимо знать характеристику высшего типа коллективных отношений в отряде.

Сам процесс развития коллектива не является линейным: отдельные его периоды могут быть свернутыми, неявно представленными в событиях общеотрядной жизни. Поэтому не стоит схему развития коллектива пытаться «натягивать» на схему развития смены. Нельзя устанавливать четкие границы периодов развития коллектива. Например, период скрытых внутренних конфликтов начинается ещё в оргпериоде и своё разрешение должен получить в ходе делового сотрудничества, когда начинается желаемая успешная организационно-коллективная деятельность. Тем не менее, каждый из потенциально возможных этапов развития коллектива характеризуется собственными качественными особенностями, в зависимости от доминирующей потребности.

Процесс продвижения отрядов к гуманистическим отношениям индивидуален. Следует заметить, что отряд может остановиться (точнее медленно продвигаться) на начальных стадиях своего развития, так и не поднявшись на более высокие уровни. В таком отряде отсутствует достаточная сплоченность (психологическая общность), не налажены деловые и личные взаимоотношения, отсутствует структура взаимодействия, нет четкого распределения обязанностей, наблюдается «нездоровый» микроклимат. Совместная деятельность в таком объединении детей малоэффективна, и, как правило, не приносит эмоционального удовлетворения (радости) ни детям, ни педагогу.

Принципиальной системообразующей идеей динамики роста межлич­ностных отношений в отряде, выступает то, что отношения рождаются только в деятельности. А значит деятельность - первична. Ставим задачиформирования отношений и организуем деятельность.

Ты, да я, да мы с тобой

(организация отрядной деятельности)

Деятельность в детском лагере отличается темпом и разнообразием, и характерная черта её в том, что все дела не имеют длительной подготовки в их основе имеющийся у детей опыт и деятельность взрослого наставника, умеющего оказать помощь в творческом саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая организация отрядной деятельности характеризуется, прежде всего, тем, что она освещена воспитательной целью.Планируя организацию какой-либо деятельности, мы должны четко представлятьожидаемый результат - как для педагога (воспитательный результат), так и для детей (условно - предметный результат). Целью коллективной деятельности всегда выдвигается предметный результат. Но воспитательную функцию в организуемом деле играет не цель, а мотив - то, ради чего затеяно дело. Надо основательно продумывать предлагаемые детям мотивировки организованных дел и требуемой работы: зачем идти в музей? Зачем - цветы к памятнику? Зачем - музыкальный конкурс? Зачем слушать Моцарта?

Мотивация в корне изменяет воспитательный результат: одно дело - ёлка, посаженная возле корпуса, «чтобы просто принять участие в экологической акции», и совсем иным делом становится посадка ёлки, «чтобы после нас было красиво в лагере и ребятам было приятно отдыхать в тени».

Педагогическая мотивированность организуемой деятельности базируется на уровне развитости отношений в коллективе. Эгоистов не увлекает открытая альтуристическая мотивировка. Нелюбознательных не захватить идеей широкой образованности. Мотивация повышается с развитием детей. Мотивировки вожатого направляют этот процесс изменения и возвышения. Здесь важно подчеркнуть значимость в работе вожатого педагогической диагностики.

Предметный результат деятельности стоит всегда на втором плане, выполняя роль педагогического средства и ни в коем случае не замещая собою воспитательный результат. Соотношение предметного и воспита­тельного результата является в организации деятельности детей самой тонкой и сложной проблемой. Тонкость её заключается в том, что дети не знают о воспитательных замыслах вожатого, их увлекает предметный результат: они поют, танцуют, рисуют, лепят, пьют чай, ставят спектакли вовсе не для собственного воспитания. Их прельщает непосредственный результат коллективного дела или само действие в его процессуальной протяженности.

Качество предметного результата, несомненно, должно быть высоким для данного уровня развития детей. Однако главным всё-таки остаётся результат воспитательный, и поэтому в случае противоречия между этими планируемыми целями вожатый безоговорочно отдаёт предпочтение воспитательному результату. Допустим, отряд готовит театрализованное представление. Можно пригласить мальчика из другого отряда - роль и спектакль от этого выигрывают. Но ради воспитательной цели вожатый отсекает данную возможность, сохранив роль за ребенком, развитие которого нуждается в сценической деятельности. Или другой пример. На танцевальный конкурс вожатый с отрядом готовит сложный танец «ча-ча-ча». У профессионалов-танцоров этот танец вызовет легкий шок. Но здесь дело не в технической правильности исполнения танцевальных движений, а в решении целого комплекса воспитательных задач, в том числе, решение главной задачи для ребенка - достижение маленькой, но величайшей из побед: «победы над собой», а, следовательно, он сумел, он всё может.

Воспитательное дело- это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью. Любое воспитательное дело имеет форму и содержание и, конечно же, имеет название.

Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного дела.

Форма воспитательной работы есть своеобразный образец деятельности, дела, структура определенных средств воздействия, объединенная каким-то внешним выражением, очертанием.

Резервы каждой воспитательной формы огромны, они, в первую очередь, заложены в содержании.

Педагогу следует учитывать, что одна и та же форма может решать несколько воспитательных задач. Все зависит от содержательного компонента. Следовательно, содержание первично.

Если составить перечень названий тех дел, которые проводятся сегодня с детьми, то получится список, насчитывающий несколько сотен пунктов. Но при внимательном изучении этого списка можно обнаружить, что, при всем разнообразии названий, в основе большинства дел лежат одни и те же организационные формы. Еще можно заметить, что в различных по форме делах нередко заключено одно и то же содержание. Например, «аукцион исторических знаний» и «аукцион географических знаний» - это одна и та же форма, наполненная различным содержанием. А «экологический эрудицион» и «экологический десант» - две совершенно разные формы, имеющие сходное содержание.

На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, - утверждает известный педагог С.Шмаков, - а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм новым содержаниемс последующим придумыванием «старым формам с новым содержанием» привлекательных названий. Педагог, усвоивший эту, казалось бы, элементарную истину, находится в более выигрышном положении, чем педагог, не принимающий ее и продолжающий бесконечно-бессмысленный процесс поиска «новых форм воспитательной работы». Нет необходимости владеть методикой организации сотен воспитательных дел, все дела одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму (определенная последовательность действий). Необходимо владеть двумя десятками организационных алгоритмов и технологией «придумывания». Эффективность воспитательной работы в значительной степени также зависит от целесообразного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания.

Умение видеть в каждом деле его форму и содержание - это определенный показатель методической грамотности. Ошибочно отождествлять название с формой, а форму с содержанием. Это приводит к низкой эффективности воспитательной работы, к бесконечному, сумбурному поиску «новых» форм, которых в принципе просто нет. В основе выбора наиболее подходящих форм должна находиться педагогическая целесообразность.

Таким образом, выбор форм организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов. Это, прежде всего, от: содержания и направленности воспитательных задач, возраста детей, уровня их воспитанности и личного социального опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, технических и материальных возможностей лагеря, уровня профессионализма педагога. Главное условие - воспитательные возможности выбираемой формы, соответствие особенностям возраста ребят, их интересам.

Определение названия и темы избранной формы,в которых, с одной стороны, формулируется тема-идея дела, с другой стороны, вносится некоторая интрига, рекламность для привлечения внимания ребят. Формулировка названия не должна содержать штамп, ее звучание требует образности, оригинальности и соответствия намеченному делу, то есть точности по смыслу. Не следует придавать избранным формам громоздких стихотворных названий.

Очень важен старт дела- четкий, красочный, необычный. Что это будет - «живой» эпиграф, линейка, красочный ритуал, общая песня, небольшая интермедия, фрагмент фильма, монолог какого-то персонажа, световой или технический эффект или просто вступительное слово вожатого. Немаловажным является момент встречи участников дела. Встреча обеспечивает настроение ребят.

Динамическая последовательность в построении дела- далеко немаловажный фактор, особенно в ситуации, когда предполагаемая аудитория действующих лиц - это детская среда, с быстро рассеивающимся вниманием. Если в ходе дела дети заскучали, погрустнели, необходимо срочно, если это допустимо, что-то менять в предполагаемом плане, иначе даже самая хорошая затея может остаться так и нереализованной. Помните, включая детей в какой-либо процесс, они должны еще в самом начале четко усвоить правила игры или любого другого действия. Самая сложная информация воспринимается только вначале, потом внимание рассеивается. Чтобы удержать внимание необходимо придерживаться правила: чем ближе к финалу, тем более уместен характер нарастающей динамичности событий. В каждом деле есть кульминационная точка, которая запоминается больше всего.

Помните, и массовая, так называемая «развлекательная» часть,несет высокую воспитательную работу. Ее композицию тоже следует тщательно планировать. Обычно «массовая часть» складывается из таких «блоков»: туры танцев (не более трех в одном туре, разного ритма и содержания), туры игр, аттракционов, забав, «блок» песен (а почему и не попеть всем вместе), сюрпризы (ребята весьма неравнодушны к сюрпризам).

Финал вытекает из содержания и формы дела. Как правило, он запоминается лучше всего и чаще всего оказывается самой слабой частью композиции. Тогда как она должна быть продумана особенно тщательно. Финал - это кульминация, где эмоциональная окраска должна быть особо насыщенной. А ещё конец несет «обратную информацию». Логично в конце проводить награждение отличившихся, финал соревнований, ритуалы прощания, анализ дела, разбор, обсуждение, раскрытие секретов, сюрпризов, отвечать на вопросы, давать задания на будущие дела, принимать решения и т.п.

Не забудьте и о последствии,что будет потом, завтра, далее. Придумать творческое дело, реализовать его - это и есть опыт социальной практики ребят в лагере, который приучает их к мысли: мы все можем.

В методической литературе можно найти рекомендации, как проводить различные формы воспитательной работы, довольно часто публикуются сценарии различных дел. Принципиально важным моментомявляется степень участия и роль детей (и соответственно вожатых) в их подготовке и проведении. Исходя из этого, можно выделить три модели(способа организации) проведения воспитательных дел с детьми.

Согласно первой,вожатый сам организует воспитательное дело, деятельность детей: готовит материал, выступает, ведёт воспитательное занятие. Так, например, проводится беседа, дискуссия, сообщение о чём-либо. Необходимо владеть информацией, продумать цель, задачи, содержание, ход занятия. Хорошее слово авторитетного человека может обладать большой силой. Поэтому вожатый должен уметь информировать детей по любым вопросам, уметь убеждать их, вести за собой. Такую модель хорошо использовать в первые дни смены, в организационный период, когда вожатому необходимо начинать выстраивать отношения, как среди детей, так и с детьми.

Втораямодель предполагает привлечение наиболее активных детей для проведения, скажем, праздника, отрядного дела и т.п. Привлечение детей и других участников воспитательного дела выражается в том, что под руководством вожатого они выполняют различные поручения в его подготовке и проведении. Здесь используется принцип активизации, вовлечения детей в деятельность. Важно при этом, чтобы, во-первых, дети сознательно, а не как заводные куклы, исполняли свою роль, поручение и при этом испытывали удовлетворение. Во-вторых, нельзя, чтобы всегда одни и те же дети выполняли поручения, а другие оставались в стороне, не имея возможности развиваться. Эта модель является переходной от воспитания словом к воспитанию делом, и используется для выработки у детей как чувства ответственности за данное дело, так и чувства сопричастности к происходящему. Оправдывает себя в первые дни основного периода смены.

В полной мере принцип активности детей (воспитания в деятельности) реализует третья модель организации воспитательного дела, которую называют методикой организации коллективного творческого дела (КТД).Её хорошо использовать в основной и заключительный периоды смены.

Все дела творчески. . .

(методикой организации коллективного

Творческого дела (КТД)

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

Идея КТД довольно проста: ребята сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. Это важно.

Коллективно творческое дело это:

Дело,потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.

Оно - коллективное,потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и их вожатых, как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение, (анализ) совместных действий. Хотя это не во всем и всегда строго обязательно.

Оно - творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается. Следует подчеркнуть, что творчество - это не абсолютная новизна или создание чего-то уникального, никогда ранее не существовавшего (хотя может встречаться и такое). Скорее это отступление от инерционного, типового, единообразного. Это новое в старом опыте, старое - в новом деле, это субъективное творчество - изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят. Личное творческое начало.

Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:

- совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

- его социальный характер (для кого это нужно?),

- высока мотивация создателей.

КТД - форма работы, которая направлена на:

- Развитие творческих способностей.

- Развитие интеллектуальных способностей.

- Реализацию коммуникационных потребностей.

- Обучение правилам и формам совместной работы.

Мы уже упоминали о мотивации ребенка для участи в каком – либо деле. КТД не исключение Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).

Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.

- Потребность в коммуникации;

- Выполнение данного КТД, для того, что бы принимать участие в других делах;

- Желание выиграть (дух соревнования);

- Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных);

- Осознание развивающей роли КТД;

- Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив не основанный на отрицательных эмоциях.

Главные принципыКТД таковы:

- воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;

- обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

Ребята в отряде обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием.

Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:

- участник,

- генератор идей,

- участник - организатор,

- организатор.

Участник коллективно-творческого дела получает какое либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, что бы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника.

Генератор идей - это роль, которую может выполнять, (а может быть и не способным к этому) и участник и организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли. Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.

Организатор - человек способный на организацию данного дела полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.). Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами. Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли в отряде: участник, участник-организатор и др.

Участник-организатор - такой человек, который не потерял интереса к практической деятельности (выполнения задач самому), но уже способен на определение некоторых задач самостоятельно. Участник-организатор, как правило, не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.

При работе с отрядом вожатому важно определить для себя роли ребят: не требовать от них невозможного (участник не способен выполнять роль организатора), но подталкивать ребят к новой, более серьезной роли - предлагать сделать что-либо из другой роли, но при этом подстраховывая и подсказывая. Распределение ребят по ролям, очень часто связано с их возрастом: участник это, как правило, младшие ребята (5-6 класс), а организатор - старшие (9-11 класс).

Работа над подготовкой коллективно-творческого дела нужно помнить о некоторых возрастных и психологических особенностях ребят. Младшие ребята (5-6 класс) нуждаются в двигательной активности, поэтому долго сидеть и заниматься продумыванием или изготовлением чего-либо им трудно. Если предстоит долго работать - час и более, то запланируйте маленькую игровую переменку или дайте задание младшим ребятам сбегать куда-нибудь.

Любой человек нуждается в смене деятельности - распределяйте подготовку так, чтобы не заниматься долго какой-нибудь постоянной деятельностью, чередуйте придумывание сценки с репетициями, изготовлением газеты и т.д.

Вожатый и сам должен найти свое место в КТД: он может быть лидером, может быть членом совета дела, может руководить КТД, может не принимать в нем участие, а только наблюдать за ходом развития событий. Какую роль себе выбрать подскажет возраст детей, обстоятельства, выбранное коллективное творческое дело.

Организация КТД имеет следующие этапы:

1. Предварительная работа коллектива.Возникновение инициативы, замысла.Основное требование: не высасывать из пальца «давайте сделаем хоть что-нибудь». Если нет конкретного и насущным образом возникшего замысла - все остальное останется формализмом и школой лицемерия. На этом этапе определяются педагогические цели КТД (для педагога-организатора (вожатого) и социальные цели (для ребят). То есть, необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога). Что к лучшему измениться в этом мире (в отряде, в лагере) после этого дела. Кому оно вообще нужно? (для ребят). На этом этапе руководитель и члены коллектива определяю конкретные задачи данного КТД, намечаю свои действия, необходимые для выполнения этих задач (что лучше сделать? когда? где? кто будет участвовать? кто будет организатором?).

2. Коллективное планирование.Планирование проводится в микрогруппах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, тем самым вырабатывается мнение микрогруппы. Каждая группа представляет свой взгляд, после чего формируется мнение всего коллектива.

На этом этапе определяется форма и содержание дела. Форма определяет, как будет проходить это дело. Содержание отвечает на вопрос «Что будет происходить?», это та деятельность, которая будет происходить в течении КТД.

3. Коллективная подготовка. Создание Совета дела(или временной инициативной группы), задача которого организовать всё дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В Совет дела можно избирать, назначать или входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного дела, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей.

На этом этапе проходит разработка сценария дела. Её осуществляет Совет дела, для чего можно использовать метод мозгового штурма. Задача вожатого на этом этапе - разбудить фантазию, инициировать творчество. Если дети научатся коллективно придумывать, выбирать разумные предложения, отстаивать их необходимость, чувствовать добрую реакцию на все придумки, они и относиться к ним будут иначе, с большим уважением и пониманием. Это будет их собственное дело.

На этом же этапе составляется список дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Задача,во-первых, обеспечить успех, для чего всё предусмотреть, приготовить, а во-вторых, вовлечь всех детей.

Далее проходит рабочая подготовка дела. Каждый выполняет полученное задание. Вожатый может помочь детям узнать что-то новое, чему-то научиться, тем самым, способствуя их развитию и воспитанию. На этом этапе действует принцип совместно - разделённой деятельности: взрослые показывают, а делают вместе.

4. Непосредственное проведение самого дела.Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника дела.

5. Коллективное подведение итогов.Происходит оно на общем сборе, на нём говорят о том, понравилось или нет, что получилось, что не получилось и почему, что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей и взаимоотношений в отряде. К другому делу создаётся другой совет дела и различные группы в ходе его подготовки.

6. Ближайшее последействие КТД.Последним шагом является оформление итогов КТД для будущих поколений. На этом этапе вожатый выстраивает дальнейшие перспективы развития и использования КТД.

Таким образом,формирование навыков поведения, умений взаимо­действия, нравственное и социальное развитие при таком способе организации групповой деятельности обеспечиваются вовлечением всех в постоянную и разнообразную творческую работу.

Каким образом сделать так, чтобы задуманное дело стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?

- Задуманное должно обязательно соответствовать возрасту, интересам детей данного возраста.

- Подготовка к делу должна создавать радость в работе, поиск различных решений, возможность развития творческих способностей детей.

- Коллективное творчество должно стать полем для самовыражения личности ребенка.

- Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана, по возможности, принята в том или ином варианте, сегодня или завтра.

- Каждый ребенок должен найти в подготовке к делу и в самом деле для себя место: художника, сценариста, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика (организованного, обученного и подготовленного), игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора.

Рассматривая коллективно-творческое дело можно сказать, что большая часть воспитательных задач решается на уровне подготовки и организации. Бывают случаи, когда при хорошей подготовке и организации внешний результат получается несоответствующим желаемому. Однако это совсем не означает, что поставленные воспитательные задачи не выполнены, наоборот, данная ситуация дает педагогу дополнительную возможность развития в ребятах их аналитических способностей, позволяет им осмыслить случившееся, и сделать для себя выводы на будущее. При этом важно помочь ребятам понять, из-за чего так произошло, и что необходимо сделать, чтобы этого не было впредь. При этом ни в коем случае нельзя их обвинять - у них возникнет депрессивное состояние раскаяния, что не позволит им провести даже самостоятельную аналитическую работу.

Таким образом, при работе с отрядом, главным педагогическим результатом является ПРОЦЕСС подготовки и организации дела, а не его внешний РЕЗУЛЬТАТ.

Давай с тобой поговорим

(методика организации и проведения

Наши рекомендации