Особенности международных отношений в межвоенный период

Внешняя политика в 20-егг. -выход из международной изоляции

Врезультате Первой мировой и Гражданской войны в России в Европе складывалась принципиально новая геополитическая ситуация. Окончательно ломается традиционная система европейского равновесия, существовавшая с XVIII до начала XX вв. Поражение Четверного союза, казалось, вернуло европейскую (и мировую) ситуацию к состоянию, близкому к относительной «сбалансированности» довоенного времени. Но это было поверхностное впечатление. В действительности, как утверждали некоторые политики того временен (У. Черчилль, А.Ф. Керенский и др.), двадцатилетие между двумя мировыми войнами было «не столько периодом прочного мира, сколько просто передышкой, перемирием». Мировое равновесие также дестабилизировала победа в России большевизма, ориентировавшегося до середины 20-х гг. на мировую пролетарскую революцию и стимулирующего с этой целью деятельность Коммунистического Интернационала.

Фактором, дестабилизирующим международное равновесие на Востоке было усиление Японии - единственной азиатской страны, избежавшей колониальной и полуколониальной зависимости и вставшей после революции «Мейдзи» (1867-1868 гг.) на путь быстрого развития капитализма. Но несмотря на быстрое экономическое развитие Японии, она и в 20-е гг. отставала в технологическом плане от стран Запада. А потому нуждалась в обширной колониальной периферии, где экспорт продукции японской промышленности был бы ограждён от конкуренции более качественных товаров из западных стран. Это подталкивало обделённую колониями Японию к территориальной экспансии и прежде всего в Китае (т.е. в непосредственной близости от границ СССР).

В общем, несмотря на враждебность мировых держав к СССР, противоречивость их геополитических интересов препятствовала созданию действенной антисоветской коалиции и тем более осуществлению военной интервенции в СССР. Всё это создавало благоприятные условия для действия советской дипломатии.

Внешнеполитическая обстановка толкала советское руководство на изменение основных направлений внутренней политики. Не оправдались надежды на скорое свершение мировой революции и материально-техническую помощь западного пролетариата. К концу 1923 г. стали затухать острейшие классовые битвы в Германии, Болгарии, Польше и в других странах. Вопрос о мировой революции отходит на второй план, а затем (в апреле 1925 г.) и вообще снимается с повестки дня. Большевистские лидеры, видя спад революционной волны в Европе, вырабатывают новую модель поведения "социалистического государства в капиталистическом окружении". Отныне господствующими стали два принципа: 1) принцип пролетарского интернационализма, означающий поддержку революционного, коммунистического и национально-освободительного движения, и 2) принцип мирного сосуществования стран с различными социальными системами. Последний принцип предполагал нормализацию отношений с западными странами. К этой нормализации толкала и необходимость восстанавливать разрушенное хозяйство. Без использования западных машин и технологий сделать это было крайне проблематично.

Главными направлениями советской внешней политики в 20-е гг. были:

- преодоление дипломатической и экономической блокады страны;

- поиск политических и экономических партнёров на Западе и Востоке;

- обеспечение внешнеполитических условий для «социалистических преобразований» в стране;

- дальнейшее продвижение вперёд к «мировой революции».

Улучшению отношений с капиталистическим миром способствовало то обстоятельство, что деловые круги Запада, ощущая негативные последствия выпадения традиционных российских товаров из мировой торговли, стремились восстановить прерванные связи. Заманчивой для них была и перспектива оживления огромного внутреннего рынка Советской России. К тому же некоторые предприниматели односторонне истолковывали сущность новой экономической политики, расценивая её как буржуазное перерождение страны.

Идя по этому пути, Советское государство 18 марта 1921 г. подписало мирный договор с недавним противником - Польшей. В результате активных переговоров в феврале 1921 г. были подписаны мирные договора с Афганистаном и Ираном, в марте - с Турцией, к которой отошли ранее значительные территории бывшей Российской империи, в ноябре установили дипломатические отношения с Монголией. Туда для разгрома белогвардейских войск были отправлены части Красной Армии. К началу 1921 г. были заключены также договора со странами, нывшими ранее в составе Российской империи - с Финляндией, Польшей, Эстонией, Латвией и Литвой. Таким образом, к концу 1921 г. 9 государств установили дипломатические отношения с Советской Россией. Однако подписание этих договоров вовсе не означало выхода из международной изоляции. Большого экономического и политического значения эти соглашения не имели.

Поскольку ведущие западные державы не желали официально признавать Республику Советов, руководители страны решили пойти по пути расширения экономического сотрудничества с тем, чтобы через это добиться и политического признания. В 1921-1922 гг. удалось заключить торговые соглашения с Германией, Австрией, Швецией, Норвегией, Италией и Чехословакией. Это был уже определённый успех.

Советское правительство выступило с идеей проведения международной конференции для урегулирования всех спорных вопросов между Советской Россией и странами Антанты с целью последующего





заключения мирного договора. Это предложение было принято Верховным Советом Антанты, который пригласил весной 1922 г.советскую делегацию на конференцию в Генуе.Советское руководство решило использовать конференцию, на которой присутствовали делегации 34 стран и сотни журналистов, прежде всего в пропагандистских целях. Советское государство должно было предстать в роли борца за мир и международную безопасность. Этим проблемам был посвящен и доклад наркома по иностранным делам Г.В. Чичерина. Однако руководителей Антанты эти проблемы мало волновали, они потребовали от России уплаты всех старых государственных долгов, возвращения иностранным предпринимателям национализированной собственности, либо возмещения нанесённого ущерба. Всё это оценивалось в 18,5 млрд. золотых рублей. В ответ советская делегация выдвинула контртребование странам Антанты - возместить потери от интервенции и экономической блокады в размере 39 млрд. золотых рублей. Естественно, подобное требование не могло быть принято.

Но советская делегация всё-таки добилась успеха. Получив отказ, советские представители быстро договорились с другим изгоем Европы -Германией и между ними в Рапалло (пригороде Генуи) был заключён мирный и торговый договор. Его заключение было расценено участниками конференции как попытка пересмотреть европейские принципы послевоенного устройства, в основе которых лежало ущемление статуса Германии и дипломатическая и иная изоляция России. Альянс двух больших и значимых стран настораживал.

Опасаясь дальнейшего сближения РСФСР и Германии, западные страны приступили к созданию так называемого «санитарного кордона»,используя для этого Польшу и прибалтийские государства. Проверкой «на прочность» стала в мае 1923 г. и нота министра иностранных дел Великобритании лорда Керзона, в которой советское правительство обвинялось в разжигании антианглийских настроений и содержалось требование отозвать своих представителей из Афганистана и Ирана. Но советское руководство ответило отказом, англичане пошли на попятный, ультиматум был отозван.

По мере того как власть Советов крепла, стабилизировалось и положение СССР на международной арене. 1924-1925гг. вошли в историю, как период дипломатического признанияСоветского государства. Начало положили прагматичные англичане. Они установили дипломатические отношения с СССР в феврале 1924 г. В этом же г. Советский Союз признали Греция, Швеция, Норвегия, Китай. Италия, Франция, Мексика. В январе 1925 г. были урегулированы отношения с Японией — японские войска были эвакуированы с северного Сахалина, южная часть острова отошла к Японии. Всего за 1924-1925 гг. Советский Союз заключил более 40 различных договоров и соглашений с капиталистическими странами. Последними, в 1933 г., СССР признали Соединённые Штаты.

Внешнеполитический фактор оказывал заметное влияние на выработку внутриполитического курса. Исчезновение иллюзии скорого совершения мировой революции и помощи пролетариата Запада побудило политическое руководство СССР искать внутренние источники экономической и политической стабилизации.

К концу 20-х гг. европейский и американский рынок оказался перенасыщенным, появились глубокие структурные диспропорции. В результате разразился крупнейший за всю историю капитализма жономический кризис 1929-1933 гг.Объём промышленного производства в капиталистических странах сократился в среднем на 38%, сельского хозяйства - на треть, мировой торговли - на две трети.

Важнейшим способом выхода ведущих держав из мирового экономического кризиса явилось усиление вмешательства государства в экономическую и общественную жизнь. Во многом благодаря обладанию развитой колониальной периферией Англия, и в меньшей степени | Франция, смогли осуществлять структурную перестройку своих экономик более плавно и при мягких политических режимах. Перекачка ресурсов из швисимых стран в имперские центры позволяла не доводить до критической точки кипения в "социальном котле". Но в наибольшей степени кризис поразил США и Германию. США, формально не обладавшие колониями, добились перехода к регулируемой рыночной жономике также при сохранении политических свобод благодаря сильным демократическим традициям и экономическому запасу прочности. Накопленные в период 1-й мировой войны и в 20-е гг. финансовые ресурсы позволили проводить в условиях кризиса достаточно гибкую социальную политику. Кроме того, США постепенно вытесняют Англию из стран Латинской Америки, большинство которых превращаются в экономические полуколонии США. Победить экономический кризис в США сумела администрация президента Ф.Д. Рузвельта. Разработанный и осуществлённый ею Новый курс включал в себя: ужесточение i осударственного контроля за финансовой системой (закрытие и «чистка» панков, расширение функций Федеральной резервной системы, отмена юлотого стандарта и девальвация доллара); принудительное картелирование промышленности; регулирование сельского хозяйства с целью увеличения фермерского дохода, поднятие цен на Особенности международных отношений в межвоенный период - student2.ru сельхозпродукцию; сильную социальную политику (закон о социальном страховании, введение пособий по безработице и пенсий по старости, увеличение роли профсоюзов и пр.).

Под влиянием глобального экономического кризиса возникла теория государственного регулирования экономики, получившая название «кейнсианство» (по имени её теоретика английского учёного Д.М. Кейнса). Эта теория исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: национального дохода, капиталовложений, занятости, потребления и др. По Кейнсу -решающая сфера воспроизводства - рынок, основные его цели -поддержание «эффективного спроса» и «полной занятости». Экономическая программа кейнсианства включала в себя: всемерное увеличение расходов государственного бюджета, расширение общественных работ, абсолютное или относительное увеличение количества денег в обращении, регулирование занятости и другие мероприятия.

В иных, совсем не демократических, формах осуществлялось вмешательство государства в экономику и вообще во все сферы жизни в Германии. Пришедшие к власти фашисты распустили традиционные профсоюзы, а все рабочие были насильственно объединены в "Германский трудовой фронт" (ДАФ) куда вошли и предприниматели. Так претворился в жизнь лозунг Гитлера о замене классовой борьбы "единением всего народа". В результате каждый немец оказался вовлечённым в ту или иную организацию в зависимости от профессии, возраста и пола. Стремясь установить контроль над экономикой, фашистское правительство создаёт некий координирующий орган - Генеральный совет германского хозяйства. Был принят закон о принудительном картелировании мелких предприятий, согласно которому ликвидировались все общества с капиталом менее 100 тыс. марок и запрещалось образование новых с капиталом менее 500 тыс. марок. По закону от февраля 1934 г. все предпринимательские союзы переходили в подчинение министерства экономики и возглавлялись «фюрером германского хозяйства». Хотя вскоре этот пост был ликвидирован, но принцип фюрерства в экономике остался незыблемым. Была создана общеимперская экономическая палата, которой подчинялись 6 имперских хозяйственных групп (промышленность, банки, торговля, энергетика, страхование и ремесло). Кроме того, было 18 экономических территориальных палат и многочисленные группы и подгруппы. Во главе каждой из этих единиц громоздкой системы управления были поставлены фюреры - крупные монополисты, наделённые неограниченной властью в области форсированного производства вооружений, распределения заказов, сырья, установления цен. Принцип фюрерства был проведён вплоть до предприятия. Все несогласные с фюрерскими порядкам в Германии отправлялись в концлагеря.

Внешняя политика в 30-егг.

В 1933 г., в условиях новой расстановки политических силв

I Европе в связи с приходом к власти в Германии фашистов, в советской внешней политике произошёл существенный поворот. Главной задачей становится создание системы коллективной безопасности в Европе. С тгого момента и до августа 1939 г. советская внешняя политика имела явную антигерманскую направленность. Её главным приоритетом становится стремление к союзу с демократическими странами с целью изоляции Германии и Японии. В 1934 г. СССР принимают в Лигу Наций, где он сразу стал постоянным членом её Совета. Это означало формальное возвращение страны в мировое сообщество в качестве великой державы. В мае 1935 г. заключается договор с Францией о военном союзе.

В борьбе против фашистской угрозы СССР использовал и Коминтерн, ориентируя коммунистические партии на борьбе с фашизмом. Но по настоянию Сталина врагами коммунистов были объявлены и социал-демократы - правые социалисты. И вместо сплочения левых сил фактически был осуществлён их раскол. Проверкой тактики Коминтерна па объединение всех левых сил Европы стала война в Испании(1936-1938 гг.), где пришедшие к власти социалисты сражались с фашистами вместе с многочисленными добровольцами из разных стран. Гражданская война в Испании привела к победе фашистского блока. Но события в Испании показали необходимость объединения усилий в борьбе против набирающего силу фашизма.

Не привели к успеху и предложения СССР в марте 1938 г. о созыве специальной конференции по предотвращению новой войны. Но тогда же Германия оккупировала Чехословакию, благодаря согласию руководителей Англии и Франции ("Мюнхенский сговор"). Летом 1939 г. СССР инициирует переговоры военных делегаций СССР, Англии и Франции по объединению усилий в борьбе с агрессором. Но переговоры, проходящие в Москве с 15 июня по 2 августа 1939 г., ни к чему не привели. Оказалось, что делегации западных стран даже не имели полномочий подписывать какие-либо соглашения. Конкретные вопросы сотрудничества разрешения не получили. На предложение СССР в случае войны пропустить советские войска через территорию Польши для нанесения удара по Германии ответ получен не был.

Пакт Молотова - Риббентропа.После провала переговоров с Англией и Францией советское руководство дало согласие на визит министра иностранных дел Германии Риббентропа в Москву для подписания пакта о ненападении. Наделённый чрезвычайными полномочиями Риббентроп прибыл в Москву 23 августа 1939 г., и пакт сразу же был подписан и опубликован. Этот договор заключался на 10 лет. Германия согласно договору отказывалась от претензий на Украину, от господства в Прибалтике, от господства в тех европейских регионах, где это могло бы представлять опасность для СССР. В случае войны между Германией и Польшей германские войска не могли вторгаться в Латвию, Эстонию, Финляндию и Бессарабию. Пакт о ненападении сопровождался секретным протоколом, который разграничивал сферы влияния в Европе.

1 сентября 1939 г.Германия напала на Польшу. Советский Союз ввёл свои войска на захваченные Польшей в 1920 г. земли Западной Украины и Западной Белоруссии и заключил с Германией соглашение, по которому к СССР присоединялась территория в 200 тыс. кв. км. По сути, это был дружественный нейтралитет по отношению к Германии, которая благодаря этому быстро и с малыми потерями завоевала Францию и всю Европу кроме СССР.

Но Сталин и советское руководство понимали, что мир, полученный такой ценой, временный и недолгий. Это было тем более очевидно, что расчёт на значительное ослабление фашистской Германии в результате войны с Францией и Англией не оправдался. Пакт с Германией только ускорил подготовку СССР к войне. Встала и проблема реального включения новых территорий в СССР. Расширение советской территории на западе проходило без каких-либо вооружённых конфликтов.

Иначе развивались отношения с Финляндией. Советское правительство потребовало от Финляндии отодвинуть советско-финскую границу в районе Ленинграда на 30-35 км в глубь Карельского перешейка, обещая территориальные уступки в других районах. Финляндия, чувствуя тайную поддержку Германии и открытую Англии и Франции, отвергла эти предложения и объявила всеобщую мобилизацию. Советское руководство, не считая финскую армию серьёзным противником, воспользовалось незначительным пограничным инцидентом и 30 ноября 1939 г. начало военные действия. Однако части Красной Армии встретили упорное сопротивление финских войск, особенно на оборонительных укреплениях Карельского перешейка - «линии Маннергейма». Попытки с ходу прорвать укрепления окончились неудачей и сопровождались значительными

подскими потерями. Только в феврале 1940 г., получив подкрепление, поиска Северо-Западного фронта под командованием С.К. Тимошенко, ноюбновили наступление в этом районе. Прорвав «линию Маннергейма», части Красной Армии взяли Выборг. Финляндия запросила мира. ( оветское руководство также сочло за благо как можно скорее погасить пот конфликт, вызвавший осуждение мировой общественности и исключение СССР из Лиги наций.

12 марта 1940 г.в Москве был подписан мирный договор с Финляндией,по которому к СССР отходил весь Карельский перешеек с Выборгом.

Наши рекомендации