Что такое хорошо, что такое плохо?
(основы вожатской этики)
Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.
Педагогическая этика очень специфична, в ней большое количество особых вопросов, закономерностей, принципов, требующих специальной разработки, особой теории.
Другой частью педагогической этики является ее прикладная сторона,определение правил, заповедей, выработка особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.
Этой частью педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь-то и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия в духе педагогической этики.
Этика вожатых в лагере складывается из таких элементов, как костюм, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, умения общаться с детьми, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей - максимум такта, предупредительности, сердечности.
Этика взаимоотношений со старшими по должности.Здесь всегда возникает вопрос у вожатых: как быть, если начальник лагеря, старший вожатый окажутся малокультурными людьми? Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям - уважительное, вежливое, беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенка подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьезных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной. Место критики - лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения, возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.
Умей общаться, Вожатый!
Общение с детьмив лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Как же должен вожатый общаться с детьми? Ответить на этот вопрос можно кратко: общаться с детьми нужно уметь. Наличие педагогических способностей к общению с ребятами предполагает:
1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.
2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.
3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.
4. Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.
5. Владение чувством юмора.
6. Владение словом.
При общении с детьми любого возраста вожатому надо следить за соблюдением педагогического такта, помнить о возможности экспрессивного воздействия на подростка. Вместо крика и окрика, которые еще, к сожалению, присутствуют в арсенале методов «педагогического воздействия», старайтесь использовать ситуационно-оправданную мимику и жесты. Следите за культурой речи. Помните о том, насколько сильно может воздействовать на ребенка интонационно-богатая, эмоционально-выразительная речь.
С самой первой встречи с детьми настройте себя психологически на бесконфликтное общение. В его основе – проявление вожатым таких свойств личности как эмпатия – способность проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, и рефлексия – умение видеть себя со стороны глазами ребенка.
Неуместно практиканту начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.
Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят.
Вожатому всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.
В общение с ребятами избегайте моделей-штампов.
1. Не будь «Монбланом» - не возвышайтесь подобно горной вершине над детьми, не общайтесь с ними формально.
2. Не отгораживайтесь от детских и взрослых проблем «Китайской стеной» неучастия и неприятия, равнодушия и высокомерия.
3. Не будь «Локатором». Так называется модель, которая характеризует манеру вожатого общаться только с определенной группой людей, оставляя без внимания остальных. Старайтесь добиться таких взаимоотношений, чтобы каждый ребенок чувствовал собственную значимость, как в общении со сверстниками, так и в общении со взрослыми.
4. Не увлекайтесь моделью «Гамлет». Она свойственна тем вожатым, которые казнят себя за допущенные просчеты в общении и не стараются найти конструктивный выход из сложной ситуации.
5. Не увлекайтесь моделью «Друга», в которой отношения принимают слишком фамильярный характер общения – заигрывания с детьми.
Стремитесь оформить свой индивидуальный стиль общения с детьми. При этом надо помнить, что любое педагогическое общение должно проходить 4 этапа:
1этап. Моделирование педагогического общения. Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:
- как и к кому (конкретно) обратиться по имени;
- у кого спросить совета;
- кого поддержать улыбкой, теплым словом.
2 этап. Непосредственный контакт с детьми. Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.
3 этап. Управление общением. Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения.
В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.
4 этап. Анализ осуществленного общения. Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.
Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все периоды лагерной смены, все формы и виды педагогического общения с детьми.
Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка - на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности вожатого - игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, - в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.
Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей - и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к директору лагеря).
Процессу эффективного педагогического общения будут способствовать следующие советы, которые предлагает психотехника:
- будьте внимательны к партнерам по общению при каждой встрече с ними;
- развивайте коммуникативную память и собственную наблюдательность в общении;
- умейте анализировать и использовать в общении экспрессивный репертуар партнера по общению (мимику, жесты, пантомимику);
- учитесь воспринимать и верно интерпретировать психологические сигналы по внешнему рисунку поведения человека;
- следите за сохранением доброжелательной тональности на протяжении всего процесса общения.
Взаимоотношения с коллегами.В общении с коллегами вожатому надо помнить о том, что напряженность во взаимоотношениях часто возникает из-за несоблюдения педагогического такта. Общаясь друг с другом, следите за тоном общения к коллегам, помните о культуре ведения спора. Если конфликт все-таки разгорелся, попытайтесь достойно из этого выйти. Для этого:
1. Умей слушать не только себя, но и участника спора.
2. Попытайтесь выяснить, что вас разъединяет.
3. Установите общие точки зрения.
4. Вновь проанализируете содержание конфликта, желая понять позицию партнера.
5. Найдите общие точки зрения.
Немаловажным моментом в работе являются взаимоотношения с напарником. Что ни говорите, в профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника (напарницы). На всю смену вы можете быть полностью уверены в успехе вашего общего нелегкого дела. Вас будут понимать с полуслова и подхватывать все ваши начинания. В свою очередь, вы с радостью будете отвечать тем же. Ведь напарник – это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем, верным другом и классным Вожатым.
Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в ходе смены времени практически не будет, а возникшие трения сразу увидят воспитанники. Это происшествие может расколоть отряд на части, вылиться в конфликт между педагогами и в результате свести всю работу на «нет».
Для повышения своей педагогической работы вы можете постараться разделить обязанности. Например, сегодня вы отвечаете за подъем и проведение зарядки, а завтра ваш напарник. Только такое разделение полномочий совсем не говорит о том, что вы или ваш напарник сами не встаете с утра и не участвуете в зарядке. Эффективность педагогической работы в этом случае скоро упадет, а не повысится. Здесь речь идет о роли «ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации и проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.
Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников.
Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Следует тактично высказать свои наблюдения, пожелания.
Если замечания высказываются грубо - не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.
Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.
При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.
Как произвести первое впечатление!
Вожатый, восемнадцать ему или тридцать восемь – это значение не имеет, должен уметь выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно. Вожатый, общаясь с ребятами все 24 часа в сутки, воспитывает их своей прической, гримом, походкой, мимикой, голосом, одеждой, всем, из чего складывается дар обаяния.
Особенно при первой встреча чрезвычайно важно буквально одним штрихом создать у ребят положительное впечатление. Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас.
1. Ваш внешний вид.
2. Выражение вашего лица.
3. Ваши запахи.
4. Тембр вашего голоса.
5. Ваша жестикуляция.
Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом. То успех «положительно первого впечатления» вам обеспечен.
Не стоит забывать, что вожатый воздействует на ребят прежде всего своим внешним видом. Дети любят красивых вожатых.
Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорным. Не стоит встречать детей в спортивных трусах, с сигаретой в зубах, в грязной майке или неглаженной рубашке, в тапочках на босу ногу и с сальными волосами.
Форма одежды вожатого должна соответствовать педагогической ситуации. Для утра и линейки – одна, для турпохода – другая, для работы – третья. Вожатая в юбке на спортплощадке также противоестественно, как и вожатая в спортивных штанах на торжественной линейке. Вожатый в плавках на пляже – это явление закономерно, на территории лагеря – явление вульгарное.
Внешний облик вожатого кроме простого опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер, доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и каждому ребенку отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы при первой встречи детей, да и в последующей работе с ними. Найдите в арсенале своих эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку, она наиболее подойдет вам для общения с ребятами и коллегами.
Записная книжка, авторучка, карандаш – обязательны в «вожатском портфеле».
Голос, тон, дикция вожатогоочень важны в его работе. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.
Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого.
Что? Где? Когда?
(методика планирования работы в ДОЛ)
Работа вожатого - процесс творческий, разноплановый, где не все сразу можно предугадать, - от организации коллективной деятельности сотен ребят до тонкого индивидуального педагогического воздействия на личность подростка, от ведущего концерта до спортивного судейства или психологического анализа короткой беседы. Хороший план - добрая половина успеха задуманного. Поэтому опытный вожатый уделяет много времени планированию своей деятельности и деятельности вверенного ему отряда детей.
Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование - основа будущей эффективной работы.
Средством обеспечения комплексного подхода к воспитанию, содержательной и целенаправленной деятельности детского оздоровительного лагеря является грамотно составленный план работы.
Программируя свою деятельность, отрядный вожатый исходит из реальных условий, возможностей, традиций своего отряда, лагеря, педагогического коллектива.
План - стратегия и тактика, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить воспитательная работа.
План - документ, учитывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Необходимо помнить, что самой главной задачей детских лагерей в летний период является оздоровление детей в широком смысле этого слова, которое невозможно без создания благоприятного климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка. При этом важно осознавать, что любая деятельность должна быть посильной для конкретного ребенка и сложной для него же, соответствовать его интересам, стимулировать творчество и самостоятельность, допускать возможность выбора способов достижения заданных целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении.
Советы вожатому, планирующему свою работу:
- ознакомьтесь с программой данного лагеря;
- определите цели и задачи предстоящей смены;
- изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на их ожидания от лагеря;
- изучите возможности лагеря, в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;
- отберите средства, формы и методы, которыми владеете;
- составьте модель смены с учетом возможностей лагеря;
- продумайте, как создать творческую атмосферу в отряде;
- учитывайте интересы детей.
Исходными данными для планированиямогут служить следующие:
государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;
календарь летних праздников;
текущие и ожидаемые события в стране и мире, вашем городе, селе, лагере;
личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания;
традиции лагеря;
информация о детях;
ожидания детей;
задачи оздоровительного периода;
модель смены.
Требования к плану работы вожатого:
направленность плана на достижение определенного педагогического результата - отражение социального заказа на формирование качеств личности;
соответствие целям и задачам программы лагеря;
полезная направленность планируемых дел;
учет возрастных особенностей, интересов и потребностей детей;
разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;
систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;
реальность планов (по видам деятельности, по срокам);
согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.
В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом важно план не перегружать.
Следует помнить, что не так важна форма плана и количество дел в нем. Важно другое: знать детей, любить их, быть терпимым. Это значит, что вожатый должен все время наблюдать их, изучать специально и в ежедневном общении.
Рекомендуется составлять перспективный и календарный планы на смену и ежедневный– план на каждый день (утро – день - вечер). Такие планы разрабатывают заместитель директора лагеря по воспитательной работе, педагогический коллектив лагеря, отряды.
Позиция заместителя директора по воспитательной работе обязывает его смотреть вперед, проектировать завтрашний день всех отрядов, кружков, мероприятий, определять стратегию и тактику развития временного детского коллектива.
План на смену - это документ, в котором обозначены дела, в подготовке и проведении которых принимает участие весь педагогический коллектив.
Перспективный план разрабатывается на период (лето). Он может включать в себя: цели и задачи лагеря, условия материальной и технической базы, особенности каждой смены, детского и взрослого коллективов, планируемые мероприятия, планы работы кружков.
Календарный планконкретизирует и дополняет перспективный план. Календарный план разрабатывают вожатые совместно с детьми на смену.
Лучший план работы - план, одобренный и подсказанный детьми. Вожатому нужно пойти навстречу ребятам в выборе форм отдыха, начинать на их территории, постепенно организуя педагогически целесообразную деятельность.
Специфика жизни детского оздоровительного лагеря диктует необходимость учитывать при планировании три основные периода смены: организационный, основной и заключительный, каждый из которых имеет свои особенности, педагогические задачи, формы и методы работы.
Для планирования лагерной смены удобнее пользоваться планом-сеткой. План-сетка охватывает содержание всего периода. План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства и только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности (в каждом отряде свои и делается это уже в лагере вместе с ребятами). Подробнее о планировании деятельности отряда совместно с детьми будет рассмотрено в следующей главе.
План - сетка
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Планирование в течение дня включает работу после завтрака, полдника и ужина с учетом рационального распределения времени на воспитание, оздоровление, отдых и спорт.
Таким образом, каждый член педагогического коллектива лагеря имеет свой личный план работы на день. Вожатые, руководители кружков, физорги предусматривают в нем формы и методы проведении того или иного дела, конечный результат и последовательность работы с отрядом, с группой детей или отдельным ребенком.
Сумей игру затеять
(методика организации игр в отряде)
Представить себе летний оздоровительный лагерь без игр, забав, развлечений просто невозможно.
Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздоровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников и просто подвижные игры в лесу, на поляне, во время купания поднимают настроение детей, снимают напряжение, уменьшается количество отрицательных поступков со стороны детей.
Для того чтобы правильно организовать, «поставить» игрy, у вожатого должна быть соответствующая подготовка и он всегда должен помнить, что такое игра.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, спорта.
Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми.
Игра — полезное средство воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте. Но в процессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворения жизненных потребностей.
Дети любят и хотят играть, поэтому вожатый должен в совершенстве владеть методикой проведения различных игр.
Перед началом проведения игр вожатый должен составить план, во что он будет играть. Продумав заранее ход игры, определите место, время, необходимый инвентарь, возможных участников и помощников. Учитывайте возраст и пол, количество участников. Не спешите вводить все новые и новые игры: достаточно 2-3 новых игр в неделю. Начинайте с простых, но интересных.
Вожатый должен всегда иметь при себе «шпаргалку» с играми, чтобы в нужный момент (в случае перемены плана, появлении свободного времени и т.п.) предложить ребятам новую игру. Организатору не помешает иметь сборники игр. Их можно купить или составить самому. Некоторые игры, если в них долго не играть, забываются.
Удобно составить для себя игротеку с играми, записанными на карточки. (Такую игротеку можно брать с собой для работы). Вожатому удобнее будет работать, если он не только будет пополнять игротеку, но и комментировать записанные уже игры, по возможности, вносить какие-либо изменения или создавать новые игры на основе старых.
Предлагая ребятам новую игру, надо ее объяснить. Лучше это сделать в кругу, причем объясняющему стоять лучше на линии круга, а не в центре, чтобы половина слушающих не оказалась за спиной говорящего.
Порядок объяснения игры рекомендуется следующий:
- название игры и краткая характеристика (например: в этой игре важна не только скорость бега, но еще больше наблюдательность, как у настоящего разведчика);
- каковы роли играющих, их исходное положение;
- ход игры и цели, к которым стремятся играющие;
- чем заканчивается игра;
- правила, которые в конце объяснения игры надо четко сформулировать, чтобы все их твердо запомнили.
Спросите, все ли понятно в игре ее будущим участникам, покажите при необходимости отдельные моменты и приемы игры, договоритесь о сигналах начала и остановки игры (свисток, словесная команда, взмах флажком или рукой, начало или прекращение музыкального сопровождения и др.).
Водящего, который нужен во многих играх, можно выбрать несколькими способами: по собственному желанию одного из играющих; по выбору большинства; по назначению руководителя; по жребию или считалке; по результатам предыдущей игры (если заранее договорились, что выигравший или, наоборот, проигравший в предыдущей игре станет водящим в следующей игре). Иногда водящими бывают все по очереди. В некоторых играх проводится предварительное состязание в каком-либо умении (метать палку на дальность, камень - в цель, ответить на вопрос и др.), и отличившийся в этом состязании становится водящим.
Для командных игр требуется распределить участников по командам (если нет постоянного состава команд, как в спортивных играх). Часто ребята сами делятся на команды, но иногда дают право выбирать игроков капитанам команд (первый выбирает второго, второй – третьего и т. д., причем очередь переходит от одной команды к другой). Есть другие способы разбивки на команды: складывание разрезанных открыток, объединение играющих по знакам зодиака, по цветам розданных карточек и т.д.
Если игроки мало знают друг друга, то распределение проводит руководитель по своему усмотрению или путем расчета игроков на «первый-второй-третий...». Последний способ наиболее быстрый, но может привести к тому, что команды окажутся неравные.
Капитанов команд, судей и помощников выбирают сами ребята или назначает по своему усмотрению руководитель.
Организатором игры может выступать вожатый или кто-то из ребят, подготовленный к проведению игры; можно также привлечь к организации игр других помощников. В этих случаях вожатый сам может быть участником или только наблюдать за ходом игры и вмешиваться только в крайних случаях. Нередко руководитель берет на себя роль судьи в играх соревновательного характера, особенно если судейство требует квалификации, какой нет у остальных присутствующих.
Судьей же может быть кто-то из ребят или самому вожатому необходимо следить за длительностью игры и предупредить играющих, когда пройдет первая половина игры и когда до истечения всей игры останется 1-2 минуты. Но во многих подвижных играх продолжительность игры неопределенна, так как роли водящих переходят от одних игроков к другим непрерывно (салки, жмурки, лапта, прятки и т.п.). Здесь уже самому организатору надо решать, в какой момент прервать игру, а для этого внимательно следить за состоянием играющих. Лучше прервать игру, когда играющие еще не пресытились игрой, но уже стали заметно уставать. При этом надо дождаться момента, достаточно естественного для остановки игры, например, когда сменяются водящие.
Несколько минут нужно предусмотреть на организованное завершение игры: подведение итогов, необходимые в педагогическом отношении замечания и разъяснения, приведение в порядок площадки, инвентаря, внешнего вида участников игры, спад игрового возбуждения, без чего трудным будет переход к другим занятиям. Желательным является разбор (анализ) игры, при котором коллективно обсуждаются достижения и недостатки отдельных участников и всего игрового коллектива. В первую очередь надо отметить все положительное, на что можно опереться в будущих играх. Общий тон обсуждения должен быть спокойным, ободряющим, вселяющим веру в новые достижения.
Задачи вожатого не ограничиваются правильным проведением той или иной игры, но включают в себя и подготовку воспитанников к правильному проведению игр при самостоятельной их организации.
Помните, что главный смысл игры не в победе любой ценой над «противником», а в удовольствии от общения друг с другом, физическом и духовном росте участников игры.
3.5. Быстрее! Выше! Сильнее!
(методика организации соревнований)
Дети любят соревноваться и легко доходят в этом соревновании до ажиотажа. Им нравится соревноваться со своими друзьями и сверстниками, напрягать свои силы и получать за это награды, призы, подарки.
Потребность самоутверждения - один из самых главных движущих мотивов поведения подростков. И здесь соревнование - естественное средство удовлетворения этой потребности. Состязание, спортивные игры, всевозможные конкурсы - основа деятельности, которой больше всего увлекаются дети, которая присуща самой природе детства.
Между тем вожатый, педагог не могут не признать, что есть немало примеров, когда соревнование приносит не пользу, а вред ребенку, детскому коллективу. Здесь оно выступает не как основа для сплочения, а как пружина дезорганизации, обиды, накопления злости и зависти по отношению к победителю.
С подобным явлением вожатые-практики сталкиваются всегда, когда в основе своей педагогической деятельности используют немудреную формулу: «Есть соревнование - это всегда хорошо, нет соревнования - это всегда плохо».
Между тем этот метод соревновательности, как всякий другой педагогический метод, имеет определенные границы своего оптимального применения. Нарушение этих границ никогда не остается безнаказанным. Соревнование является средством, а не самоцелью. Соревнование всегда является стимулом работы. С его помощью мы в детях формируем и развиваем нравственные мотивы поведения. Злоупотребление этим стимулом может навредить, поскольку суть дела нередко подменятся ожиданием обещанного вознаграждения или похвалы. Поэтому от внимательного взора вожатого и педагога не должны ускользнуть те девчонки и мальчишки, которые обрадовались, что в соседнем отряде, с которым шло соревнование за самый чистый корпус, получили низкие баллы; что Петя с Васей убрали свою территорию у корпуса, а мусор «нечаянно» рассыпали на территории соседнего корпуса, как раз перед санитарным обходом.
Когда соревнование приносит и пользу, и вред, актуальным становится вопрос о мере. В каких случаях его следует применять как метод в воспитательной работе, и в каких - не применять, как сделать так, чтобы извлекать из него пользу и избежать вреда для ребенка, детского коллектива. Для этого следует разобраться, что такое соревнование как метод и как он действует. В научной литературе соревнование определяется как социальное явление, сопровождающее всякую совместную деятельность и общение. Соревнование является социальным стимулом, способным активизировать какую-либо деятельность. Там, где действуют коллективно, где присутствует здоровый дух соревнования, можно говорить о его положительных аспектах.
Но если злоупотреблять соревнованием, оно становится столь привычным для детей, что начинает выступать для них как постоянная потребность в превосходстве над другими, как средство получения похвал и наград. Важным становится уже не сам предмет соревнования - соблюдение чистоты, борьба за вежливость, помощь ближнему, порядок и красота вокруг корпуса и во всем лагере, укрепление своего здоровья, а стремление завоевать вымпел, занять первое место, заслужить почести, получить приз или подарок и т.д.
Учитывая природу и действие механизма соревнований, виды воспитательной работы можно разделить на две группы:
а) где соревнования желательны и необходимы,
б) где они недопустимы.
Итак, когда же соревнование желательно или же необходимо? Важно помнить и знать, что соревнование в одном виде деятельности должно находиться во взаимосвязи с другими видами деятельности, или, по крайней мере, на них отражаться. При длительном соревновании вожатые обязательно должны включать в него разнообразные кратковременные формы, а индивидуальное соревнование должно сочетаться с коллективным. Причем коллективное выступает обязательно как основное, а индивидуальное как составная часть.
Наиболее часто встречаются такие соревнования как:
- спортивные мероприятия (спартакиада, Олимпийские игры зимой и летом, «Веселые старты», эстафеты, командные спортивные встречи по различным видам спорта т.д.);
- интеллектуальные турниры (различные адаптированные версии телевизионных передач, например, «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и т.д.);
- развлекательно-познавательные мероприятия (КВН);
- творческие выставки (рисунки, поделки, фото и т.д.);
- конкурсы.
Каждая из вышеперечисленных форм соревнования имеет определенные воспитательные цели и задачи, поэтому методика организации и проведения их определяется рядом условий и учитывает:
а) возрастные особенности детей. Длядетей младшего возраста приемлема система соревнований (конкурсов) по конкретным отдельным направлениям (делам), с небольшими сроками проведения. Для детей старшего возраста приемлема комплексная форма соревнования, в которую могут входить несколько видов деятельности;
б) уровень воспитанности, способностей и возможностей детей.Например, 12 июня (День принятия декларации «О государ