Развитие у детей способности к диалогической речи
Диалог – это общение двух (или нескольких) человек, в котором каждое высказывание непосредственно адресовано собеседнику. Диалог состоит из реплик. Наименьшей единицей диалогической речи является диалогическое единство, состоящее из двух реплик: реплики-стимула и реплики-реакции.
Диалогическая речь, являясь первичной формой общения, в сравнении с монологической обладает следующими характеристиками:
– всегда ситуативна (связана с обстановкой, в которой происходит разговор, и отношениями собеседниковпартнёров);
– контекстуальна (каждое очередное высказывание в ней обусловлено предыдущим);
– реактивна (реплика является речевой реакцией на речевой или неречевой стимул).
Диалог характеризуется относительной краткостью высказываний и простотой их синтаксического построения.
Разновидностями диалогической речи являются расспрос, беседа (дискуссия) и спор. Расспрос – это элементарный вид диалога, состоящий из вопросов и ответов. Каждый вопрос имеет своей целью получить новую или дополнительную информацию. Вопросы несут основную логическую и языковую нагрузку и направляют диалог в определённое русло. Ответы подчиняются вопросам, управление диалогом осуществляется при помощи вопросов. В данном курсе раннего обучения английскому языку используется именно эта разновидность диалога. Беседа и спор как наиболее сложные виды диалога не являются объектами овладения в детском дошкольном учреждении и в 1 классепредметом раннего обучения.
ЕИтак, единицей диалога является диалогическое единство – пара реплик, принадлежащих разным собеседникам и образующих единое целое в содержательном и структурном отношении.
Например:
– Are you Katya? – Do you like porridge?
– No, I’m Olya. – No, I like soup.
– Do you like ice cream? – Can dogs fly?
– Yes, I like it very much! – No, dogs can't fly.
Таким образом, дети овладеваютсодержание обучения диалогической речи составляют следующимие диалогическимие единствами: вопрос – положительный ответ; вопрос – отрицательный ответ; утверждение – согласие; утверждение – несогласие. У детей также формируетсяСюда входит также формирование ряда умений, обеспечивающих ход беседы (см.: Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Указ. соч.).
Первым умением является стимулирование собеседника на высказывание. Стимулом является:
– вопрос.
Например: Can you swim? – No, I can’t;
– утверждение.
Например: Rabbits like carrots. – Yes, very much;
– просьба, предложение.
Например: Give me a white dog. – Here you are. Let’s sing together! – OK.
Второе умение – это реагирование на речевой стимул. Ответ на вопрос может быть как положительным, так и отрицательным. С утверждением можно согласиться или не согласиться.
Третье умение – развёртывание реплики-ответа для придания высказываниям характера беседы.
Например: Can your dog fly? – No, my dog can’t fly. My dog can swim.
Для развития у детей умений диалогической речи в данном курсе используются двапути, которые условно можно назвать «путь снизу» и «путь сверху». В первом случае развитие умений происходит на основе элементарного диалогического единства, второй путь предусматривает овладение диалогомобучение диалогу на основе диалога-образца.
В соответствии с первым путём дети должны самостоятельно выбрать необходимый речевой образец для ответа, вопроса или любой другой реплики в специально созданной игровой ситуации. Такая тренировка детей в самостоятельном употреблении ответных реплик начинается с самых первых занятий:
– Are you Nina? – No.
– Are you Katya? – Yes.
Тренировка детей в быстрой реакции на любую реплику обеспечивает развитие умений реплицирования (реагирования).
Teacher: Can you jump? Children: Yes, I can.
Can your dog run? Yes, it can.
Do you eat apples? Yes, I do.
Do dogs eat apples? No. Dogs eat meat. Etc.
Дети учатся также задавать вопросы: общие вопросы (Are you Nina? Do you like butter? Can you swim? Etc.), которые развивают умение слушать и реагировать на воспринятую речь утвердительно или отрицательно; специальные вопросы (Where is the dog? What’s missing? What do you like?), которые требуют от детей элементов творчества в определении содержания ответов и в самостоятельном их построении.
Например:
Teacher: Чтобы волшебное кафе открылось, нужно узнать, что больше всего любит Винни-Пух. Сначала спрошу я. Do you like cakes?
Winnie-the-Pooh: No, I don’t.
Children: Do you like fish? Do you like bread? Do you like sweets? Etc.
Понятно, что кукла должна ответить “Yes, I do” на самый последний вопрос, чтобы дать возможность спросить каждому ребёнку.
Поскольку диалог в курсе начальной школы – это не только цель, но и основное средство развития у детей способности к иноязычному общению, то овладение диалогической речью (и всеми её составляющими умениями) обеспечивается естественным общением педагога с детьми, общением детей в ходе игры с кукольными персонажами.
Использование первого пути обеспечивает овладение детьми лексическими и грамматическими средствами иноязычного общения.
Второй путь предусматривает, как было отмечено выше, овладениеобучение диалогической речьюи с с помощью диалога-образца. Диалог-образец предлагается детям только тогда, когда усвоены (при помощи первого пути) все составляющие его реплики.
Работа с диалогом проходит в три этапа:
1) восприятие диалога-расспроса, который разыгрывается между сказочными персонажами, и его понимание;
2) драматизация прослушанного диалога в сходной ситуации общения с обязательной модификацией;
3) создание собственных диалогов в новых ситуациях.
Например:
а) Teacher: А теперь купим Дороти подарки. Микки-Маус будет продавцом. Сначала купит подарок Том (дается образец).
Tom: Good morning!
Mickey: Good morning!
Tom: Give me the blue fish, please.
Mickey: Here you are.
Tom: Thank you.
Mickey: You are welcome.
Затем подарки покупают дети по очереди:
Mickey: Good morning.
Pupil: Good morning. Give me the red bird, please. Etc.
б) Teacher: Чтобы накормить зверей, нужно купить им продукты (новая ситуация).
Продавец: Good afternoon!
Покупатель: Good afternoon! Give me a carrot, please.
Продавец: Here you are. / Take the carrot, please.
Покупатель: Thank you!
Продавец: You are welcome.
Вышеприведённые примеры представлены свободными диалогами. Необходимо учить детей и стандартным диалогам, обслуживающим типовые ситуации, в которых дети учатся употреблять разговорные формулы. Например:
Greetings:
Good morning! – Good morning!
Good afternoon! – Good afternoon!
Good evening! – Good evening!
How do you do? – How do you do?
Hi! – Hi!
Hello! – Hello!
Greetings and wishes:
Merry Christmas! – Merry Christmas and a Happy New Year!
Happy birthday! – Thank you very much.