Источники правового регулирования
Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность на территории РФ, можно подразделить на три группы.
В первую группу входят нормативные акты, регулирующие общие моменты любой предпринимательской деятельности и инвестиционной деятельности.
В первую очередь это Конституция Российской Федерации, как нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Статья 8 Конституции закрепляет единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также равную защиту всех форм собственности. Статья 34 Конституции устанавливает свободу использования своих способностей в предпринимательской деятельности. Частная собственность защищена статьей 35 Конституции. Гарантии судебной защиты регламентированы статьей 46 Основного закона. Статья 57 указывает на обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Статьи 71 - 73 разграничивают предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии со ст. 74 на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Несомненно, основным источником права в этой сфере является Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в РФ" от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ. Он содержит основные положения, относительно осуществления и защиты иностранных инвестиций на территории Российской Федерации.
Также нормы, имеющие прямое или косвенное отношение к инвестиционной деятельности, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Параграф 2 главы 4 содержит положения о хозяйственных товариществах и обществах, а именно в предприятия, созданные в этих формах, и происходит основное привлечение иностранных инвестиций. Особое значение для регулирования инвестиционной деятельности имеет раздел VI Гражданского кодекса, рассматривающий вопросы международного частного права.
Общие положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности содержатся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Вторая группа прямо регулирует отдельные направления инвестиционной деятельности. В нее входят:
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности;
Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", устанавливающий правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции;
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", регулирующий отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений (в том числе и с иностранными инвесторами) и устанавливающий гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
Инвестиции в особые экономические зоны регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Осуществление иностранным инвестором или российской компанией с иностранными инвестициями финансовой аренды (лизинга) подпадает под действие норм ГК и Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента (то есть и при участии иностранного инвестора), при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Кроме того, отдельные вопросы инвестиций в банковскую сферу регламентирует Федеральный закон от 2 декабря 1990г. N395-1 "О банках и банковской деятельности".
Участие иностранного капитала в страховой деятельности закреплено Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ".
При участии иностранного капитала в некоммерческих организациях, созданных для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, такая деятельность регулируется Федеральным законом "О некоммерческих организациях".
Третья группа включает в себя нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности организаций с иностранными инвестициями. В нее входят: налоговое и таможенное законодательство,устанавливающее таможенные и налоговые платежи предприятий. Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины установлены Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями".
Большое значение в регламентации инвестиционной деятельности имеют двусторонние соглашения и многосторонние договоры Российской Федерации.
Среди многосторонних договоров, в которых участвует Россия, следует отметить Конвенцию об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанную в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция), и Конвенцию о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция), Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.), соглашения, подписанные в рамках ГАТТ/ВТО и касающиеся вопросов регулирования инвестиций, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой, ратифицированное Россией в 1996 г., Европейскую энергетическую хартию (Гаага, 17 декабря 1991 г.).
В 1993 году было подписано странами СНГ Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Однако на настоящий момент, в связи с принятием Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Соглашение прекратило свое действие для России. В марте 1994 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ был принят рекомендательный законодательный акт "Об общих принципах регулирования иностранных инвестиций в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи", но данный международный акт содержал слишком общие статьи и не оказал существенного влияния на национальное законодательство участников Содружества Независимых Государств.
На настоящий момент продолжает действовать большое количество двусторонних договоров, заключенных еще Союзом Советских Социалистических Республик, а также заключено много новых договоров между Россией и иностранными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Важное значение в плане повышения инвестиционной привлекательности страны имеют также многочисленные соглашения об устранении двойного налогообложения. На настоящий момент Российская Федерация является участницей почти шестидесяти соглашений об избежании двойного налогообложения.
Иностранный инвестор
В соответствии со статьей 2 Закона иностранным инвестором признается:
а) иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
б) иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
в) иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
г) лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
д) международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
При определении субъектов законодатель пошел по пути простого перечисления.
В отношении каждого субъекта сделана оговорка, что в соответствии с законодательством государства, в котором лицо учреждено (проживает), или международными договорами оно имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.
В качестве инвесторов Закон называет лиц с различным юридическим статусом: физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства; организации - юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами по законодательству своей страны, международные организации; и даже государства. Единственным требованием, объединяющим всех указанных субъектов при осуществлении ими инвестиционной деятельности, является наличие у них общей гражданской правоспособности и права на осуществление внешней инвестиционной деятельности.
Правоспособность субъекта инвестиционной деятельности определяется по законодательству страны его учреждения, гражданства или постоянного жительства, то есть по законодательству той страны, резидентом которой он является.
Право на осуществление внешнеэкономической и внешнеинвестиционной деятельности, как правило, предоставляется после получения специального разрешения, лицензии или иного управомачивающего документа.
Законодатель предусмотрел возможность участия в инвестиционной деятельности организаций, не имеющих статуса юридического лица (например, объединений юридических лиц или иных лиц на основе договора о совместной деятельности - простом товариществе). Особенность организации, не являющейся юридическим лицом, состоит в том, что она рассматривается как организационно-правовое единство исключительно в целях налогообложения дохода, полученного в результате совместной деятельности. Во всех остальных случаях правоотношений каждая из сторон выступает в договоре самостоятельно.
Для регулирования иностранных инвестиций в случае, когда иностранный инвестор - это организация, не являющаяся юридическим лицом, важно лишь то, в какой степени действия каждого из участников могут рассматриваться как действия, совершаемые в интересах товарищества, и не являются ли такие действия или сам договор товарищества нарушением антимонопольного законодательства.
Между тем согласно Типовому соглашению между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений инвестором может быть только организация, являющаяся юридическим лицом.
Всех инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида: индивидуальные, корпоративные и институционные (институциональные) инвесторы.
а) Индивидуальные инвесторы являются физическими лицами, действующими от своего имени и за счет собственных средств.
б) Корпоративный инвестор - это организация, производящая инвестирование за счет собственных или заемных средств. Основная цель деятельности таких субъектов - извлечение прибыли. В качестве корпоративных инвесторов в комментируемом Законе выступают иностранные юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.
в) Институциональные инвесторы - это финансовые посредники, привлекающие заемные денежные средства для вложения их в ценные бумаги и иные финансовые инструменты. Институциональные инвесторы являются профессиональными участниками финансового рынка. К числу институциональных инвесторов относятся так называемые паевые инвестиционные фонды (ПИФ). Инвестор вносит свои капиталы в данную организацию, а уже инвестиционный фонд размещает их в конкретные объекты инвестирования. Институциональных инвесторов комментируемый Закон не предусматривает, однако в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы) отмечается, что необходима интеграция разрозненных финансовых рынков, расширение спектра финансовых инструментов, развитие системы институциональных инвесторов, способных осуществлять долгосрочные вложения.
К сожалению, Закон не называет иных субъектов инвестиционной деятельности. Между тем иные законы, например Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", к таким субъектам относит кроме инвесторов: заказчиков, подрядчиков, пользователей объектов капитальных вложений и других лиц (ч. 1 ст. 4).
а) Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть инвесторы.
б) Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
в) Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.