Предпосылки и особенности управления персоналом
Глава 8. Управление персоналом
Интернационального предприятия
Цели и формы интернационализации
Предпринимательской деятельности
Интернационализация бизнеса – необозримый по своим масштабам и необратимый процесс, старт которому был дан в конце семидесятых годов прошлого столетия США, развитыми европейскими и азиатскими странами. Развитие получило новый импульс через создание европейского внутреннего рынка и открытие Восточной Европы. В отличие от США, в европейских странах необходимость и целесообразность интернационального расширения деятельности стоит перед всеми предприятиями, величина которых преодолевает определенный порог. Этот порог тем ниже, чем меньше национальный рынок. С нарастающей глобализацией конкуренции проблема интернационализации приобретает первостепенное значение также для малых и средних предприятий.
В общем толковании интернационализация означает каждую из форм предпринимательской деятельности, переходящей национальные границы. Охватывая все формы и фазы (рис. 8.1) зарубежной деятельности, интернационализация предприятия является предпосылкой улучшения его долгосрочных перспектив на получение прибыли и преследует для этого несколько целей. Во-первых, это сбыт товарной массы заграницу; во-вторых, достижение прогресса в производительности за счет новых, отсутствующих на внутреннем рынке технологий; в-третьих, доступ к научно-техническим ноу-хау; в-четвертых, вход на новые рынки и использование ресурсов, которыми национальный рынок не располагает. Ежегодно публикуемый рейтинг пятидесяти наиболее значимых (по объему реализуемой продукции или услуг) транснациональных предприятий позволяет представить масштабы интернационализации бизнеса (табл.8.1, фрагмент).
Рис. 8.1. Фазы интернационализации
При расширении границ предпринимательской деятельности за рубеж предприятие может использовать различные формы интернационализации: осуществлять интернациональную оценку существующих предпринимательских процессов, проводить экспортные операции, участвовать в иностранных сообществах, купить одно или несколько иностранных предприятий, использовать вариант слияния разно национальных предприятий или форму поглощения. Современная версия интернационализации может быть охарактеризована семью основными формами
Экспорт (продукции) считается одним из самых простых путей проникновения организации на международные рынки. По признаку регулярности поставок продукции за рубеж различают активный экспорт (расширение организацией своих экспортных операций на конкретном рынке и пассивный (нерегулярная продажа фирмой своих излишков представляющим зарубежные рынки местным оптовикам). В обоих случаях продукт производится в своей стране, для координации экспорта и облегчения заключения сделок с иностранными покупателями предприятия создают или независимую посредническую или торговую фирму (на начальных этапах экспортной деятельности), или экспортный отдел. Для экспорта предпосылками успешности являются: ценовая политика, качество, имидж, уникальность продукта, технология.
Получение лицензий. Специфика такой формы интернационализации в продаже предприятием иностранной компании (или государству) лицензии на производство своей продукции. Предоставляя право использования технологий, патентов и оказывая определенную поддержку в производстве и его организации, оно компенсирует затраты в форме лицензионных платежей или оплаты за услуги. Преимуществом лицензирования является то, что лицензиар получает выход на рынок с минимальным риском, а лицензиату не приходится начинать с нуля, так как он сразу получает производственный опыт, хорошо известный товар или имя.
Франчайзинг – это организация дел, при которой собственник торговой марки, торгового имени или авторского права – франчайзор – позволяет другой фирме – франчайзи – их использование при выполнении согласованных условий, касающихся платы за такое право, прекращения договора и путей разрешения споров, которые могут возникнуть.
Joint Venture, или совместные предприятия - это объединение усилий независимых зарубежных и местных вкладчиков капитала с целью создания местного предприятия, которым они владеют и управляют совместно. Фирмы могут продолжать функционировать отдельно друг от друга в остальных областях, но объединить свои ресурсы в данной конкретной сфере деятельности. Являясь менее финансово-затратным способом расширения деловых интересов фирмы, чем слияния и поглощения; СП на международном рынке используется транснациональными компаниями как средство проникновения на незнакомые зарубежные рынки. Преимущества: экономия от масштаба за счет увеличения доли на рынке, один из самых эффективных способов использования взаимодополняющих ресурсов и навыков.
Таблица 8.1
Всемирно значимые интернациональные предприятия
Ранг | Предприятие | Вид деятельности | Страна | Оборот млн. дол. США | Количество занятых, тыс.чел. |
… | General Motors Ford Motor Mitsui Mitsubishi Itochu Royal Dutch/ Shell Marubeni Exxon Simitomo Toyota Motor Wal-Mart Stores General Electric … | Машиностроение Машиностроение Торговля Торговля Нефть Торговля Нефть Торговля Машиностроение Розничная торговля Электроника … | США США Япония Япония Великобритания/ Нидерланды Япония США Япония Япония США США … | 168.369,0 146.991,0 144.942,8 140.203,7 135.542,1 124.026,9 119.434,0 119.281,3 108.702,0 106.147,0 79.921,2 … | 647,0 371,7 41,7 35.,0 6.99 65.0 79.0 26.2 150,7 675,0 239,0 … |
Филиалы или предприятия за границей, – это формы внешнего роста фирмы, осуществляемые посредством слияний, поглощения или прямого инвестирования в создание за рубежом собственных производственных или сборочных предприятий. Преимущества: возможность финансовой экономии за счет использования более дешевой рабочей силы, сырья или льгот, предоставляемых иностранными правительствами зарубежным вкладчикам; формирование благоприятного имиджа в принимающей стране за счет создания рабочих мест. Установление фирмой более развитых и глубоких отношений с государственными органами страны-партнера, клиентами, поставщиками, дистрибьюторами – возможность лучше приспосабливать выпускаемую продукцию или оказываемые услуги к местной маркетинговой среде. Сохраняя полный контроль над своими капиталовложениями, предприятие может формировать такие политические установки в производстве и маркетинговой деятельности, которые будут отвечать ее долговременным задачам в международном масштабе.
Дочерние сообщества - одна из форм корпоративного роста, заключающаяся в том, что одна компания находится в собственности другой. Материнская компания, контролирующая другую компанию, владеет таким количеством акций первой – дочерней, что позволяет ей назначить руководящий состав в дочерней. Дочерняя компания может осуществлять хозяйственную деятельность под своим собственным названием, но она находится под полным или частичным контролем со стороны материнской компании.
Предпосылки и особенности управления персоналом