Методические рекомендации к изучению дисциплины «История и культура США»

Профессионально-методическая подготовка осуществляется в рамках лекционного курса и самостоятельной работы студентов

Лекциязанимает ведущее положение в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Главная цель лекции- сформулировать у студентов системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами законов и закономерностей, принципов соответствующей научно-практической области, сформировать умения применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности. Лекционное занятие призвано вооружить студентов диалектическим методом познания и развить у них мышление, высокие моральные качества. Наряду с учебной и воспитательной ролью лекции призваны обеспечить дидактическое единство обучения по каждой дисциплине и учебного процесса в целом, организовать и направлять самостоятельную работу студентов.

Лекция должна отвечать следующим требованиям:

- научность ( соответствие излагаемой информации уровню совершенного развития науки);

- целостность и систематичность изложения основных положений науки;

- обоснование мировоззренческого и методического значения освещаемых в лекции положений для глубокого понимания развития данной науки;

- наличие методических вопросов и правильная их трактовка;

- точность фактического материала, отбор и анализ конкретных фактов, их обобщение;

- ясность аргументации и убедительность доказательств основных выводов;

- освещение проблемных и дискуссионных вопросов в данной области науки;

- связь данного лекционного курса с другими курсами.

Руководство работой студентов во время лекции.

- обучение студентов методике ведения записей лекции;

- требование вести запись лекции и контроль за выполнением этого требования;

- умение видеть, контролировать студенческую аудиторию, управлять ее поведением;

- использование приемов поддержания внимания (вопросы, экскурсы в сложные проблемы, замечание и т.д.);

- побуждение студентов задавать лектору вопросы ( в процессе лекции, после лекции, устно, письменно).

Особенностью лекционного курса истории английского языка является то, что он читается на иностранном языке, в связи с этим у студентов по ходу лекции могут возникать трудности с пониманием речи на слух и ее адекватного фиксирования в письменном виде. Преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Средство, помогающие конспектированию, - акцентиро­ванное изложение материала лекции, т. е. выделение голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существен­ной информации, использование пауз, записи на доске, демон­страции иллюстративного материала, строгое соблюдение рег­ламента занятий.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания — все это активи­зирует мышление и работоспособность, способствует установ­лению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоцио­нальный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету. Лекционные занятия должны не только информировать студентов о базовых категориях, но и ставить перед ними проблемные вопросы, требующие от обучающихся самостоятельных интеллектуальных усилий. Желательно стремиться к установлению обратной связи с аудиторией, вовлекая студентов в дискуссию.

Форма лекции может зависеть от ряда условий, прежде всего от характера темы и содержания материала. Характер излагаемого материала определяет использование в основном традиционной для вузовской лек­ции формы, которая обычно называется информационной.

Самостоятельная работа под руководством преподавателяосуществляется на специально отведенных для этого занятиях, предусмотренных расписанием, которые носят преимущественно теоретико-аналитический характер, сочетая выступления с микро-докладами с самостоятельным лингвостилистическим анализом фрагментов конкретных текстов.

-Важнейшая задачатеоретической части подобных занятий–обсуждение теоретических вопросов, отраженных в лекционном материале и рекомендованной литературе, при максимальной активности студентов. Необходимо заранее настраивать выступающих на то, что их доклад должен быть понятен и доступен аудитории, что подразумевает четкое логическое изложение реферируемого материала, использование наглядных схем и работу с доской. Выступление перед аудиторией является ценным опытом публичных выступлений, являющихся важной частью профессиональной деятельности лингвиста-преподавателя. Ведущему занятие преподавателю также рекомендуется выдвигать по ходу выступления дополнительные частные вопросы, направляя и стимулируя, таким образом, дискуссию.

- Основная задача аналитической части занятия - развитие у студентов умений и навыков самостоятельного анализа, способности извлекать из первоисточников информацию. Также необходимо требовать от студентов письменной подготовки излагаемого текста (полностью или фиксация основных положений – в зависимости от уровня подготовки).

Для успешного усвоения курса истории языка и достижения поставленных целей и задач студенту необходимо:

· активно работать, участвуя во всех видах предлагаемой учебной деятельности (диалог с преподавателем в ходе лекции, выступления с микро-докладами и участие в групповой дискуссии во время занятий);

· систематически самостоятельно работать в следующих направлениях:

- критическое изучение учебной и научной литературы по проблематике лекционных занятий и ее реферирование, сопоставление различных точек зрения и представление результатов в форме микро-доклада;

· осуществление самоконтроля знаний основных теоретических положений истории языка и их применение в практике профессиональной деятельности.

Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет

Гуманитарный факультет

Кафедра филологии

Методическое указание

Для выполнения СРСП

Наши рекомендации