Методические рекомендации по изучению дисциплины;

При изучении дисциплины «Плавание с методикой преподавания», необходимо определить цели и задачи плавания. Особое внимание следует обратить на изучение таких разделов:

- История развития и современное состояние спортивного плавания.

- Методика обучения плаванию, в частности, принципы, методы и средства обучения и их применение в учебном процессе.

- Техника спортивных способов плавания – современные варианты техники плавания кролем на груди, кролем на спине, дельфином и брассом на груди, поворотов и стартов со стартовой тумбочки и из воды.

- Методика спортивной тренировки – физическая, техническая, психологическая, теоретическая, тактическая подготовка. Управление тренировочным процессом, планирование тренировки на день, неделю, месяц.

- Прикладное плавание – спасание тонущих.

В результате освоения дисциплины, студенту необходимо овладеть техникой плавания и методикой обучения, технико-тактическим действиям, выработать умения выделять и осознавать главное в технике двигательного действия, вовремя исправить возникающие ошибки в технике плавания.

Стремиться к совершенствованию двигательного действия с учетом деталей техники и уметь осуществлять детальный разбор технических ошибок, их причин и путей устранения;

При составлении комплексов упражнений различной направленности соблюдать принципы обучения.

При составлении план - конспекта урока по плаванию, написании конспектов, тезисов, находить справочные сведения, выделять главную мысль, производить анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д. Выработать умение работать в библиотеке, пользоваться каталогами, первоисточниками, учебно-методической и научной литературой.

Во время СРС соблюдать технику безопасности и правила поведения в бассейне и естественных водоемах.

Расчетно-графические, лабораторные работы, курсовые проекты не предусмотрены рабочим учебным планом

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Форма проведения: консультации, коллоквиум, опрос, Круглый стол, конспектирование, показ упражнений.

Тема. Освоение с водной средой.

Задания:

1. Дайте понятие технике плавания.

2. Раскройте основные факторы влияния на технику плавания.

3. Ознакомьтесь со свойства воды.

4. Расскажите о статической динамике плавания и сопротивлении воды.

Методические рекомендации:

Законспектировать и разучить упражнения для освоения с водой. Рассказать об основных факторах влияющих на технику плавания и свойствах воды. Упражнения для освоения с водой обязательно должны выполнять занимающиеся, любой подготовленности – от не умеющих держаться на поверхности воды до хорошо плавающих.

Литература: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 21.

Тема. Техника плавания способом кроль на груди.

Задания:

1. Расскажите анализ техники плавания способом кроль на груди.

2. Показать технику и рассказать методику обучения технике плавания способом кроль на груди.

3. Законспектировать специально-подготовительные и имитационные упражнения для изучения техники плавания способом кроль на груди.

Методические рекомендации:

При изучении техники и методики обучения плавания способом кроль на груди особое внимание уделять принципам и методам обучения. Рассмотрите фазы работы рук, ног, и правильное выполнение дыхания.

При обучении технике работы ног, необходимо обратить внимание на правильное движение ног стоп.

Так как работа рук имеет важное значение при продвижении, нужно выполнять гребки прямой рукой под себя, плечи не отрывать от воды, гребок заканчивать прямой рукой, следить за правильным проносом рук над водой и входом в воду.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 21.

Тема. Техника старта с тумбочки и поворотов при плавании способом кроль на груди.

Задания:

1. Расскажите анализ техники старта с тумбочки и поворотов при плавании способом кроль на груди.

2. Показать технику и рассказать методику обучения технике старта с тумбочки и поворотов при плавании способом кроль на груди.

3. Законспектировать специально-подготовительные и имитационные упражнения для изучения техники старта с тумбочки и поворотов при плавании способом кроль на груди.

Методические рекомендации:

При изучении техники и методики обучения старту с тумбочки и поворотам при плавании способом кроль на груди особое внимание уделять принципам и методам обучения.

При выполнении старта с тумбочки необходимо мощно оттолкнуться от тумбочки за счет разгибания ног в коленных, тазобедренных и голеностопных суставах, выполнить в едином ритме с этим движением, мах руками вперед, посылая тело по оптимальной траектории вперед-немного вверх.

При выполнении поворотов обратить внимание на постановку стоп носками на стенку и сделать хорошее отталкивание, что дает выигрыш в скорости при скольжении.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 21.

Тема. Изучение техники плавания способом кроль на спине.

Задания:

1. Расскажите анализ техники плавания способом кроль на спине.

2. Показать технику и рассказать методику обучения технике плавания способом кроль на спине.

3. Законспектировать специально-подготовительные и имитационные упражнения для изучения техники плавания способом кроль на спине.

Методические рекомендации:

При изучении техники и методики обучения плавания способом кроль на спине особое внимание уделять принципам и методам обучения.

При плавании способом кроль на спине ноги должны быть прямые и напряженные, с оттянутыми носками, ноги сгибаются в суставах, в результате чего формируется хлыстообразные движения. Движения ногами выполняются с небольшим размахом между стопами чтобы на поверхности воды оставался пенный след, колени не поднимать над водой.

Гребок рук выполнять прямой рукой через сторону (10-15 см от поверхности воды) и заканчивать у бедра.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 21.

Тема. Техника старта из воды и поворотов при плавании способом кроль на спине

Задания:

1. Расскажите анализ техники старта из воды и поворотов при плавании способом кроль на спине.

2. Показать технику и рассказать методику обучения технике старта из воды и поворотов при плавании способом кроль на спине.

3. Законспектировать специально-подготовительные и имитационные упражнения для изучения техники старта из воды и поворотов при плавании способом кроль на спине.

Методические рекомендации:

При изучении техники и методики обучения старту из воды и поворотам при плавании способом кроль на спине особое внимание уделять принципам и методам обучения.

При выполнении старта из воды обратить внимание на исходное положение в воде, на толчок и на траекторию полета в воздухе во время старта. Во время отталкивания от бортика сильно не прогибаться.

При выполнении поворотов сначала изучить технику простых поворотов, которая является основой для дальнейшего овладения более сложными скоростными вариантами.

Элементы поворота разучиваются в обратной последовательности.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20,21.

Тема. Техника плавания способом дельфин.

Задания:

1. Расскажите анализ техники плавания способом дельфин.

2. Показать технику и рассказать методику обучения технике плавания способом дельфин.

3. Законспектировать специально-подготовительные и имитационные упражнения для изучения техники плавания способом дельфин.

Методические рекомендации:

При изучении техники и методики обучения плавания способом дельфин особое внимание уделять принципам и методам обучения.

Техника плавания способом дельфин предъявляет повышенные требования не только подвижности в суставах и позвоночника, но и к силовым характеристикам мышц плечевого пояса, туловища и нижней конечности.

При работе плечевого пояса следить, чтобы в движении участвовало все туловище, гребок руками был коротким. Руки должны быть прямыми в конце гребка.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18.

Тема. Изучение техники стартов и поворотов при плавании способом дельфин.

Задания:

1. Расскажите анализ техники стартов и поворотов при плавании способом дельфин.

2. Показать технику и рассказать методику обучения технике стартов и поворотов при плавании способом дельфин.

3. Законспектировать специально-подготовительные и имитационные упражнения для изучения техники стартов и поворотов при плавании способом дельфин.

Методические рекомендации:

При изучении техники и методики обучения стартам и поворотам при плавании способом дельфин особое внимание уделять принципам и методам обучения.

При изучении и совершенствовании техники стартов повторить ранее изученные способы стартов.

При изучении техники поворотов сначала изучается техника простых поворотов, которая является основой для дальнейшего овладения более сложными скоростными вариантами техники.

Элементы поворота разучиваются в обратной последовательности.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 21.

Тема. Техника плавания способом брасс.

Задания:

1. Расскажите анализ техники плавания способом брасс.

2. Показать технику и рассказать методику обучения технике плавания способом брасс.

3. Законспектировать специально-подготовительные и имитационные упражнения для изучения техники плавания способом брасс.

Методические рекомендации:

При изучении техники и методики обучения плавания способом брасс особое внимание уделять принципам и методам обучения.

При подтягивании ног колени не разводить в стороны больше ширины плеч. Перед толчком фиксировать положение «носки в стороны». Ноги выполняют единое слитное движение. Подтягивание выполнять медленно, но мягко, до смыкания ног. Работа рук производиться одновременно.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 21.

Тема. Изучение техники стартов и поворотов при плавании способом брасс.

Задания:

1. Расскажите анализ техники стартов и поворотов при плавании способом брасс.

2. Показать технику и рассказать методику обучения технике стартов и поворотов при плавании способом брасс.

3. Законспектировать специально-подготовительные и имитационные упражнения для изучения техники стартов и поворотов при плавании способом брасс.

Методические рекомендации:

При изучении техники и методики обучения стартам и поворотам при плавании способом дельфин особое внимание уделять принципам и методам обучения.

При изучении и совершенствовании техники стартов повторить ранее изученные способы стартов.

При изучении техники поворотов сначала изучается техника простых поворотов, которая является основой для дальнейшего овладения более сложными скоростными вариантами техники.

Элементы поворота разучиваются в обратной последовательности.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 21.

Тема. Организация и проведение занятий по плаванию.

Задания:

1. Рассказать фазы формирования двигательных навыков.

2. Рассказать принципы и методы обучения.

3. Рассказать какие бывают ошибки при обучении технике плавания и как их исправить.

4. Подготовить реферат на тему: Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий.

5. Составить план конспект урока по плаванию.

Методические рекомендации.

Законспектировать фазы формирования двигательных навыков, принципы и методы обучения.

Законспектировать правила поведения на воде и требования к технике безопасности. Дать краткую характеристику методике организации и проведению уроков по плаванию.

При подготовке план-конспекта урока обратить внимание на написание разделов «Организация и управление» и «Методические указания». При написании конспекта использовать КЭЛ и литературу, рекомендованную к данной теме.

Литература: 2, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21.

Тема 14. Техника прикладного плавания.

Задания:

1. Техника облегченного способа плавания и ныряния.

2. Длительность безопасного плавания человека.

3. Плавание в различных условиях.

4. Спасение утопающих.

5. Оказание первой помощи пострадавшему.

Методические рекомендации:

Изучить технику и законспектировать методику обученияприкладному плаванию. Законспектировать специально-подводящие упражнения для изучения техники освобождения от захвата тонущего и различные способы транспортировки утопающего. Знать и уметь оказывать первую медицинскую помощь при утоплении.

Литература: 2, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21.

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов.

Тема. Освоение с водной средой.

Задания:

1. Изучить и законспектировать теоретический материал по данной теме.

2. Совершенствовать упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды.

3. Совершенствовать упражнения для обучения всплыванию и лежанию на воде.

4. Совершенствовать упражнения для постановки ритмичного дыхания при плавании.

5. Совершенствовать упражнения для обучения скольжению.

Материалы самоконтроля:

Плавание как физическое действие и плавание как учебный предмет. Характеристика видов плавания; спортивное, оздоровительное, игровое, фигурное (художественное, синхронное), прикладное, подводное. Особенности плавания, отличающие его от других видов физических упражнений и движений человека. Плавание в системе физического воспитания и спорта и основные задачи обучения плаванию. Физические свойства воды, силы, действующие при статическом и динамическом плавании. Понятие плавучести. Анатомические и физиологические основы плавания.

Во время совершенствования вышеуказанных упражнений следить за правильным выполнением техники и соблюдением правил поведения в бассейне.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 21.

Тема. Техника плавания способом кроль на груди.

Задания:

1. Анализ техники плавания способом кроль на груди.

2. Совершенствовать специальные и имитационные упражнения для изучения техники плавания способом кроль на груди.

3. Совершенствовать упражнения для изучения техники движения ногами.

4. Совершенствовать упражнения для изучения согласования движений ногами и дыхания.

5. Совершенствовать упражнения для изучения техники движений руками.

6. Совершенствовать упражнения для изучения техники движений руками и дыхания.

7. Совершенствовать упражнения для общего согласования движений.

8. Совершенствовать технику плаванияспособом кроль на груди.

Материалы самоконтроля:

Положение тела и общая характеристика способа. Дыхание. Движения ногами: рабочая(опорная) и подготовительная (безопорная) фазы. Движения руками и фазы движения одной руки: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение (пронос) руки над водой. 0бщая координация движений.

Во время совершенствования вышеуказанных упражнений следить за правильным выполнением техники и соблюдением правил поведения в бассейне.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18-21.

Тема. Техника старта с тумбочки и поворотов при плавании способом кроль на груди.

Задания:

1. Анализ техники старта с тумбочки и поворотов при плавании способом кроль на груди.

2. Совершенствовать упражнения для обучения технике старта с тумбочки.

3. Совершенствовать упражнения для обучения технике поворотов при плавании способом кроль на груди.

4. Совершенствовать технику старта с тумбочки и поворотов при плавании способом кроль на груди.

Материалы самоконтроля:

Техника старта с тумбочки и фазы: действия пловца, предшествующие старту, вызванные командой судьи-стартера и регламентированные правилами соревнований, исходное положение, подготовительные движения и толчок, полет, вход в воду, скольжение, первые плавательные движения и выход на поверхность воды.

Техника поворотов и фазы: подплывание(подход) с касанием (или без касания), вращение, отталкивание, скольжение, первые плавательные движения и выход на поверхность воды. Элементы поворота разучиваются в обратной последовательности.

Во время совершенствования вышеуказанных упражнений следить за правильным выполнением техники и соблюдением правил поведения в бассейне.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18-21.

Тема. Техника плавания способом кроль на спине.

Задания:

1. Анализ техники плавания способом кроль на спине.

2. Совершенствовать упражнения для изучения техники движения ногами.

3. Совершенствовать упражнения для изучения техники движений руками.

4. Совершенствовать упражнения для изучения техники согласования движений руками и дыхания.

5. Совершенствовать упражнения для общего согласования движений.

6. Совершенствовать технику плавания способом кроль на спине.

Материалы самоконтроля:

Положение тела и общая характеристика способа. Дыхание. Движения ногами и фазы движения ноги: вверх называется гребковым (рабочим), а вниз — подготовительным. Движения руками. Фазы цикла движений одной руки: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение (пронос) руки над водой. Варианты техники выполнения гребка руками в кроле на спине: гребок прямой и гребок согнутой рукой. Общая координация движений.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18-21.

Тема. Техника старта из воды и поворотов при плавании способом кроль на спине.

Задания:

1. Анализ техники старта из воды и поворотов при плавании способом кроль на спине.

2. Совершенствовать упражнения для обучения технике старта из воды.

3. Совершенствовать упражнения для обучения технике поворотов при плавании способом кроль на спине.

4. Совершенствовать технику старта из воды и поворотов при плавании способом кроль на спине.

Материалы самоконтроля:

Техника старта из воды и фазы: действия пловца, предшествующие старту, вызванные командой судьи-стартера и регламентированные правилами соревнований, исходное положение, подготовительные движения и толчок, полет, вход в воду, скольжение, первые плавательные движения и выход на поверхность воды.

Техника поворотов и фазы: подплывание с касанием, вращение, отталкивание, скольжение, первые плавательные движения и выход на поверхность воды. Элементы поворота разучиваются в обратной последовательности.

Во время совершенствования вышеуказанных упражнений следить за правильным выполнением техники и соблюдением правил поведения в бассейне.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18-21.

Тема. Техника плавания способом дельфин.

Задания:

1. Анализ техники плавания способом дельфин.

2. Совершенствовать упражнения для изучения техники движения ногами.

3. Совершенствовать упражнения для изучения техники движений руками.

4. Совершенствовать упражнения для изучения техники согласования движений руками и дыхания.

5. Совершенствовать упражнения для общего согласования движений.

6. Совершенствовать технику плавания способом дельфин.

Материалы самоконтроля:

Положение тела и общая характеристика способа. Варианты согласования движений при плавании дельфином: одноударная, двух ударная и трех ударная координация. Положение тела. Движение ногами и фазы движения ногами: опорная и подготовительная. Движения руками фазы движений руками: вход рук в воду, захват, опорная фаза (подтягивание и отталкивание), выход рук из воды, движение (пронос) рук над водой. Дыхание. Общая координация движений.

Во время совершенствования вышеуказанных упражнений следить за правильным выполнением техники и соблюдением правил поведения в бассейне.

Литература: 2, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18-21.

Тема. Техника стартов и поворотов при плавании способом дельфин.

Задания:

1. Анализ техники стартов и поворотов при плавании способом дельфин.

2. Совершенствовать упражнения для обучения технике стартов.

3. Совершенствовать упражнения для обучения технике поворотов при плавании способом дельфин.

4. Совершенствовать технику стартов и поворотов при плавании способом дельфин.

Материалы самоконтроля:

Особенности техники стартов при плавании способом дельфин. Действия пловца, предшествующие старту, вызванные командой судьи-стартера и регламентированные правилами соревнований. Фазы: исходное положение, подготовительные движения и толчок, полет, вход в воду, скольжение, первые плавательные движения и выход на поверхность воды.

Варианты поворотов: простой открытый, простой закрытый (используется в начальном обучении плаванию), поворот «маятником», поворот кувырком вперед (так называемый поворот «сальто», его используют хорошо подготовленные спортсмены). Фазы при выполнении поворота: скольжение, первые плавательные движения и выход на поверхность воды.

Элементы поворота разучиваются в обратной последовательности.

Во время совершенствования вышеуказанных упражнений следить за правильным выполнением техники и соблюдением правил поведения в бассейне.

Литература: 2, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18-21.

Тема. Техника плавания способом брасс.

Задания:

1. Анализ техники плавания способом брасс.

2. Совершенствовать упражнения для изучения техники движения ногами.

3. Совершенствовать упражнения для изучения техники движений руками.

4. Совершенствовать упражнения для изучения техники согласования движений руками и дыхания.

5. Совершенствовать упражнения для общего согласования движений.

6. Совершенствовать технику плавания способом брасс.

Материалы самоконтроля:

Положение тела и общая характеристика способа. Движения ногами и фазы движения ногами: подготовительное движение (подтягивание), рабочее движение (толчок) и скольжение (пауза). Движения руками. При плавании брассом цикл движенийруками состоит из рабочего и подготовительного движений. Дыхание. Общая координация движений.

Во время совершенствования вышеуказанных упражнений следить за правильным выполнением техники и соблюдением правил поведения в бассейне.

Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18-21.

Тема. Техника стартов и поворотов при плавании способом брасс.

Задания:

1. Анализ техники стартов и поворотов при плавании способом брасс.

2. Совершенствовать упражнения для обучения технике стартов.

3. Совершенствовать упражнения для обучения технике поворотов.

4. Совершенствовать технику стартов и поворотов при плавании способом брасс.

Материалы самоконтроля:

Особенности техники стартов при плавании способом брасс. Варианты поворотов: простой открытый, простой закрытый, поворот «маятником», поворот кувырком вперед. Фазы при выполнении поворота: скольжение, первые плавательные движения и выход на поверхность воды.

Элементы поворота разучиваются в обратной последовательности.

Во время совершенствования вышеуказанных упражнений следить за правильным выполнением техники и соблюдением правил поведения в бассейне.

Литература: 2, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18-21.

Тема. Организация и проведение занятий по плаванию.

Задания:

1. Плавательные бассейны, оборудование, инвентарь.

2. Купание и плавание в естественных водоемах.

3. Правила безопасности при занятиях плаванием.

4. Основы методики обучения плаванию.

Материалы самоконтроля:

Спортивные плавательные сооружения и их характеристики. Качество воды, место для купания, состояние дна открытых водоемов. Правила безопасности при занятиях плаванием. Планирование уроков по плаванию. Типы уроков. Части урока. Особенности проведения подготовительной части урока. Задачи основной части урока и заключительная часть урока. Принципы и методы обучения. Средства обучения: общеразвивающие, иммитационные, подводящие и специальные упражнения.

Литература: 2, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18-21.

Тема. Техника прикладных видов плавания.

Задания:

1. Совершенствовать облегченные способы плавания и ныряния.

2. Совершенствовать прикладные способы плавания.

3. Совершенствовать плавание в различных условиях.

4. Совершенствовать навыки спасения утопающего и оказание первой помощи пострадавшему.

Материалы самоконтроля:

Задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Использование плавания в лечебной физкультуре и медицине и как средство общей или специальной физической подготовки для развития определенных профессиональных качеств. Способ плавания на боку. Способ плавания брасс на спине. Ныряние. Плавание в одежде. Переправа вплавь с предметами. Плавание при сильной волне и течении. Судороги при плавании. Основная причина несчастных случаев на воде и гибели людей Способы освобождения от захвата и транспортировки утопающего в одиночку, вдвоем.

Изучение приемов спасания тонущего проводится только с учащимися, хорошо владеющими спортивными способами плавания.

Во время совершенствования вышеуказанных упражнений следить за правильным выполнением техники и соблюдением правил поведения в бассейне.

Литература: 2, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18-21.

Наши рекомендации