Методические рекомендации к изучению дисциплины «История и культура США»
Профессионально-методическая подготовка осуществляется в рамках лекционного курса и самостоятельной работы студентов
Лекциязанимает ведущее положение в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Главная цель лекции- сформулировать у студентов системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами законов и закономерностей, принципов соответствующей научно-практической области, сформировать умения применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности. Лекционное занятие призвано вооружить студентов диалектическим методом познания и развить у них мышление, высокие моральные качества. Наряду с учебной и воспитательной ролью лекции призваны обеспечить дидактическое единство обучения по каждой дисциплине и учебного процесса в целом, организовать и направлять самостоятельную работу студентов.
Лекция должна отвечать следующим требованиям:
- научность ( соответствие излагаемой информации уровню совершенного развития науки);
- целостность и систематичность изложения основных положений науки;
- обоснование мировоззренческого и методического значения освещаемых в лекции положений для глубокого понимания развития данной науки;
- наличие методических вопросов и правильная их трактовка;
- точность фактического материала, отбор и анализ конкретных фактов, их обобщение;
- ясность аргументации и убедительность доказательств основных выводов;
- освещение проблемных и дискуссионных вопросов в данной области науки;
- связь данного лекционного курса с другими курсами.
Руководство работой студентов во время лекции.
- обучение студентов методике ведения записей лекции;
- требование вести запись лекции и контроль за выполнением этого требования;
- умение видеть, контролировать студенческую аудиторию, управлять ее поведением;
- использование приемов поддержания внимания (вопросы, экскурсы в сложные проблемы, замечание и т.д.);
- побуждение студентов задавать лектору вопросы ( в процессе лекции, после лекции, устно, письменно).
Особенностью лекционного курса истории английского языка является то, что он читается на иностранном языке, в связи с этим у студентов по ходу лекции могут возникать трудности с пониманием речи на слух и ее адекватного фиксирования в письменном виде. Преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Средство, помогающие конспектированию, - акцентированное изложение материала лекции, т. е. выделение голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.
Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания — все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету. Лекционные занятия должны не только информировать студентов о базовых категориях, но и ставить перед ними проблемные вопросы, требующие от обучающихся самостоятельных интеллектуальных усилий. Желательно стремиться к установлению обратной связи с аудиторией, вовлекая студентов в дискуссию.
Форма лекции может зависеть от ряда условий, прежде всего от характера темы и содержания материала. Характер излагаемого материала определяет использование в основном традиционной для вузовской лекции формы, которая обычно называется информационной.
Самостоятельная работа под руководством преподавателяосуществляется на специально отведенных для этого занятиях, предусмотренных расписанием, которые носят преимущественно теоретико-аналитический характер, сочетая выступления с микро-докладами с самостоятельным лингвостилистическим анализом фрагментов конкретных текстов.
-Важнейшая задачатеоретической части подобных занятий–обсуждение теоретических вопросов, отраженных в лекционном материале и рекомендованной литературе, при максимальной активности студентов. Необходимо заранее настраивать выступающих на то, что их доклад должен быть понятен и доступен аудитории, что подразумевает четкое логическое изложение реферируемого материала, использование наглядных схем и работу с доской. Выступление перед аудиторией является ценным опытом публичных выступлений, являющихся важной частью профессиональной деятельности лингвиста-преподавателя. Ведущему занятие преподавателю также рекомендуется выдвигать по ходу выступления дополнительные частные вопросы, направляя и стимулируя, таким образом, дискуссию.
- Основная задача аналитической части занятия - развитие у студентов умений и навыков самостоятельного анализа, способности извлекать из первоисточников информацию. Также необходимо требовать от студентов письменной подготовки излагаемого текста (полностью или фиксация основных положений – в зависимости от уровня подготовки).
Для успешного усвоения курса истории языка и достижения поставленных целей и задач студенту необходимо:
· активно работать, участвуя во всех видах предлагаемой учебной деятельности (диалог с преподавателем в ходе лекции, выступления с микро-докладами и участие в групповой дискуссии во время занятий);
· систематически самостоятельно работать в следующих направлениях:
- критическое изучение учебной и научной литературы по проблематике лекционных занятий и ее реферирование, сопоставление различных точек зрения и представление результатов в форме микро-доклада;
· осуществление самоконтроля знаний основных теоретических положений истории языка и их применение в практике профессиональной деятельности.
Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет
Гуманитарный факультет
Кафедра филологии
Методическое указание
Для выполнения СРСП