Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен
При анализе процессов, происходящих в мировой торговле, и пользуется понятие мировых цен,под которыми понимают ценыкрупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
Основные характеристики мировых цен следующие: 1) они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте; 2) это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках;
3) применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь о ценах в регионах мира, где сосредоточено их производство и (или) торговля (это цены так называемых базисных или ]репрезентативных (представленных) рынков).
Рассмотрим некоторые примеры установления мировых цен на важнейшие сырьевые товары.
Мировыми ценами на нефть являются официальные продажные цены стран членов ОПЕК. При этом в качестве базисных цен используются цены на легкую аравийскую нефть ФОБ (FOB free on board, свободно на борту в соответствии с принятыми в мировой торговле Правилами международных коммерческих терминов «Инкотермс» (Incoterms). Рас-Таннура (основного нефтяного порта в Саудовской Аравии на берегу Персидского залива с годовым грузооборотом около 400 млн. т нефти). Мировыми ценами на нефтепродукты считаются цены основных товарных рынков района Карибского моря, а в Западной Европе ФОБ Роттердам (Нидерланды) и ФОБ/СИФ (CIF cost, insurance, freight стоимость перевозки, страхование и фрахт судна) Амстердам, Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия). Определяющими ценами на каменный уголь являются цены крупнейших экспортеров США и Австралии и импортеров Японии и стран Западной Европы. В качестве ориентира используются цены СИФ Амстердам, Роттердам, Антверпен.
Мировыми ценами на железную руду принято считать цены крупнейших экспортеров Австралии, Бразилии, Канады. На практике используются среднестатистические цены импорта шведской железной руды «Кируна Д» СИФ Роттердам.
Определяющую роль в ценах на медь, свинец, цинк играют котировки Лондонской биржи металлов (ЛБМ) и цены, установленные на их базе. На базе котировок ЛБМ реализуется около 70 % производимой в мире рафинированной меди и не менее 2/3 произведенного в мире рафинированного свинца.
Мировыми ценами на алмазы и бриллианты являются цены единственного монополиста Алмазного синдиката. У него имеется своя Центральная сбытовая организация (ЦСО), которая решает вопросы о повышении или понижении цен на ювелирное сырье. На практике единственным доступным показателем является исчисленный на основании официальных сообщений Алмазного синдиката индекс средних цен. На рынке бриллиантов мировыми ценами считаются экспортные цены крупнейших изготовителей и экспортеров Индии, Израиля и Бельгии, но на практике оперируют среднестатистической ценой суммарного экспорта Бельгии и Израиля.
Следует подчеркнуть, что мировые цены выступают как общий ориентир при определении цен конкретных внешнеторговых сделок. Однако цена внешнеторгового контракта всегда очень конкретна и зависит от широкого спектра ценообразующих факторов и реальных обстоятельств (экономических, политических, социальных).
Обратим внимание также на то обстоятельство, что на практике существуют противоречия между внутренней и международной торговлей и, соответственно, между внутренними и мировыми ценами. Так, например, если конкретное предприятие на внутреннем рынке является крупнейшим поставщиком, определяющим масштабы продаж и уровень цен внутри страны, то далеко не очевидно, что и в сфере международной торговли оно будет занимать такие же позиции и, соответственно, автоматически оказывать определяющее воздействие на мировые цены.
В реальной практике имеются примеры решающей деятельности в основных центрах мировой торговли фирм тех стран, которые сами по себе не являются крупнейшими производителями данного вида продукции. В частности, во многом определяющую роль в торговле нефтью и нефтепродуктами играет англо-голландская компания «Ройал Датч Шелл», а репрезентативными (представительными) центрами Антверпен, Роттердам и Амстердам.
Рассмотрим вопрос об основных видах внешнеторговых цен.
В общей совокупности этих цен выделим 5 основных групп.
1. Контрактные ценыэто цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.
Контрактные цены обычно подразделяются на следующие основные подвиды: твердая фиксированная цена; твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки; цена с последующей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена.
Суть твердой фиксированной ценысостоит в том, что она устанавливается на дату подписания контракта и не изменяется до окончания его исполнения. Как правило, такие цены используются в ситуации, когда сроки реализации контрактов непродолжительны и в этот период не ожидается каких-либо существенных скачков цен. Подобные цены на практике выгодны продавцам в ситуации, когда есть предпосылки для понижения цен на данные товары на рынке.
Использование твердой фиксированной цены с возможностью последующей корректировки связано с оговариванием условий корректировки цен с учетом возможных ценовых изменений на рынке (например, могут измениться цены на сырье и комплектующие изделия, из которых производится данная продукция).
Использование цен с последующей фиксацией связано с тем, что к контракте устанавливаются соответствующий принцип определения цен, а также источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Такого рода цены целесообразно применять тогда, когда в период исполнения контракта на рынке ожидается существенное повышение цен, масштабы которого оценить точно представляется достаточно сложным. Этот способ ценообразования наиболее подходит также для долгосрочных контрактов, когда в течение ряда лет будут осуществляться периодические поставки товара.
Использование скользящих цен связано с осуществлением сторонами (продавцами и покупателями) соответствующих расчетов по принятой в контракте формуле, первую часть которой составляет базовая цена, аналогичная по своей сути твердой фиксированной цене, а вторая часть представляет соотношение долей основных видов издержек по производству товара. Особое значение приобретает учет в формуле именно тех издержек, по которым в период исполнения контракта возможны существенные изменения. Как правило, скользящие цены используются в контрактах, связанных с поставкой сложных и уникальных товаров, имеющих продолжительный цикл изготовления.
Смешанная ценапредставляет собой комбинированный вариант цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной ценой, а другая скользящей ценой.
Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не публикуются. Однако на практике контрактные цены на определенный товар в конкретном регионе и при наличии ограниченного круга продавцов и покупателей бывают известны. Поэтому практической задачей для всех внешнеторговых фирм являются сбор ценовой информации и создание соответствующего банка
данных.
При заключении внешнеторговых контрактов используются различные виды скидок: количественные (используются в зависимости от величины или серийности поставок товаров); бонусные (предоставляются крупным оптовым покупателям, которые, как правило, являются постоянными клиентами, за обусловленный объем реализации товара); скидки «сконто» (предоставляются при оплате товара покупателем наличными деньгами или за долгосрочное осуществление платежей); дилерские (предоставляются оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам); временные (применяются главным образом при реализации продукции массового спроса, которая носит сезонный характер); специальные (предоставляются покупателям, с которыми внешнеторговая фирма имеет длительные устойчивые связи и иные формы особых отношений); закрытые (предоставляются на продукцию, которая реализуется в рамках внут-рифирменных поставок или по специальным межправительственным соглашениям).
Специфическим подвидом контрактных цен в международной торговле являются трансфертные цены,по которым реализуются товары в рамках международных (транснациональных) корпораций. Здесь фактически существует собственный внутренний ры-нок и цены устанавливаются в рамках общей ценовой политики корпорации, направленной в ряде случаев на уход от высокого налогообложения. В трансфертных ценах проявляются и указанные выше закрытые скидки.
2. Справочные ценыцены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях и т. д., по каналам компьютерной информации. Существенное значение здесь имеют специальные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг. Современные
информационные технологии позволяют получать доступ практически ко всем видам информации о ценах, которая накапливается в автоматизированных базах данных. Однако между ценами в справочниках (справочными ценами) и фактическими ценами внешнеторговых сделок всегда существует определенная разница, масштабы которой зависят от соответствующих реальных обстоятельств.
3. Биржевые ценыцены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являются фактически цена
ми сделок именно в данный момент времени. Однако недостаток
биржевых цен состоит в том, что они не отражают другие важные
элементы современной международной торговли, связанные с ценообразованием (например, условия поставки, условия платежа и др.). Кроме того, с биржевыми ценами связана проблема, которая состоит в том, что они часто изменяются под воздействием искусственных, нередко спекулятивных факторов. Среди наиболее известных в мировой торговле бирж можно назвать Лондон
скую биржу металлов, Чикагскую биржу (на ней осуществляются
котировки и продажа зерна), Нью-Йоркскую биржу хлопка и др.
4. Цены аукционовцены, складывающиеся в результате аукционных торгов. Данный вид международной торговли достаточно специфичен он связан с торговлей пушниной, чаем, цветами, предметами искусства.
5. Статистические цены, или цены статистики внешней торгов
лиусредненные цены, публикуемые в различных национальных
и международных справочниках. Поскольку это усредненные цены,
то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Однако они характеризуют общую динамику цен в международной
торговле, складывающиеся при этом тенденции и могут использоваться как своеобразный ценовой ориентир при заключаемых внешнеторговых сделках.
' Контрольные вопросы и задания
1. Назовите различия в понятиях «внутренний рынок», «национальный рынок», «международный рынок» и «мировой рынок».
2. Охарактеризуйте понятия «торгуемые товары» и «неторгуемые товары».
3. Что представляет собой конъюнктура мирового рынка и каковы основные уровни ее исследования?
4. Назовите современные конъюнктурообразующие факторы.
5. В чем состоят достоинства и недостатки отдельных, используемых в настоящее время, методов прогнозирования мирового
рынка?
6. Охарактеризуйте современные ценообразующие факторы, действующие в мировой торговле.
7. Каковы формы воздействия государства на цены международной торговли? Проиллюстрируйте их использование на конкретных примерах.