Западноевропейская экономическая интеграция и Европейский Союз (ЕС)
Идея объединения Европы возникла очень давно еще в 1517г., об этом писал Эразм Роттердамский. В 1849 г. мысль о создании Соединенных Штатов Европы развивал знаменитый французский писатель Виктор Гюго. Однако практически реализованы эти идеи были лишь, начиная со второй половины 50-х гг. XX в.
Если в 1957 г., в момент создания ЕС, в него входили 6 стран (Германия, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург), то маю 2004 г. ЕС представлял собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в составе которого были 25 европейских государств:
- Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в состав сообщества в 1995 г.);
- • Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр (вошли в состав ЕС в мае 2004 г.).
На 1 января 2000 г. территория государств членов ЕС составляла 3,3 млн .км2, численность населения 377,6 млн. чел. В десятку ведущих стран мира (по размеру ВВП, исчисленного по паритету покупательной способности) в 1999 г. входили следующие страны ЕС: Германия 4-е место, Франция 6-е, Великобритания 7-е, Италия 8-е место. Несмотря на достигнутые успехи в странах ЕС сохраняются проблемы, например, уровень безработицы там в целом составлял в начале 2000 г. 8,8 % экономически активного населения (у США за тот же период 4,1 %). Актуальными остаются проблемы различий между странами ЕС в уровнях социально-экономического и научно-технического развития, сохранения отсталых и депрессивных районов.
Однако процесс становления этого интеграционного объединения занял достаточно продолжительное время. Ему предшествовал подготовительный период. В 19451950 гг. США в Европе начали осуществлять так называемый «план Маршала», связанный с экономической помощью западноевропейским странам. Для регулирования этой помощи в 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии трансформировавшаяся в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1948 г. был создан таможенный союз Бенилюкс, который составили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Германия, Италия и три указанные страны Бенилюкса. Именно эти 6 стран в 1957 г. подписали договор о создании ЕЭС, а также договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии Евратом. При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган Комиссия ЕЭС Евратом. В 1967 г. произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС Евратом.
На протяжении первых десяти лет своего развития ЕЭС (в составе первых 6 стран-участниц Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) находилось на первом этапе создания зоны свободной торговли, и к таможенному союзу (второму этапу) перешло только в 1968 г.
На практике между созданием зоны свободной торговли и таможенного союза существует «только одно» основное отличие - единый таможенный тариф, который добавляется к основным условиям зоны свободной торговли. Однако при этом создается единая для всех стран таможенного союза система внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Поэтому переход от зоны свободной торговли к таможенному союзу - это сложная, многолетняя работа по взаимному согласованию внешнеторговой (и торговой вообще) политики, а вместе с ней и отдельных элементов общей экономической политики.
Это действительно так, поскольку таможенный союз подразумевает не только единство таможенной территории, совокупность тарифных и нетарифных мер регулирования в отношении третьих стран, но и сближение систем применения прямых И косвенных налогов (систем налогообложения). А это, в свою очередь, ставит вопрос о сближении в проведении государственной экономической политики в целом.
На стадии таможенного союза таможенные органы и службы, действующие на «внутренних» границах стран участниц такого союза, упраздняются и их функции передаются таможенным службам на внешних границах союза.
ЕЭС находилось на стадии таможенного союза достаточно долго - с конца 60-х гг. вплоть до начала 90-х гг. XX в., постепенно развиваясь в направлении полноценного «Общего рынка». Однако в реальной жизни с конца 70-х гг. в ЕЭС одновременно с продолжением процесса формирования единого таможенного пространства началось формирование единого валютно-финансового пространства.
В 1969 г. было принято решение о постепенном преобразовании таможенного союза ЕЭС в валютно-экономический союз. Однако из-за имевшихся в тот период противоречий между странами, а также начавшегося в 1973 г. мирового топливно-сырьевого и энергетического кризиса, который негативно отразился на экономическом положении стран ЕЭС, реализовать эти решения не удалось.
В марте 1979 г. была сформирована Европейская валютная система (ЕВС) - с фиксированными, но регулируемыми валютными курсами, а также с совместной расчетной валютой стран сообщества - ЭКЮ (ECU). Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран - членов сообщества при их обмене друг на друга и на доллары от курса центральных банков этих государств (своего рода валютный коридор с максимально допустимыми отклонениями в 2,25 %, который нередко называли «валютной змеей»). Самое главное было то, что «Общий рынок» стал уже этапом действительного интеграционного «переплетения» национальных экономик западноевропейских стран - здесь они договаривались о свободном перемещении через границы не только товаров, но и услуг, а также таких факторов производства, как капитал и рабочая сила. Поскольку торговля услугами - одна из наиболее сложных (и «чувствительных») форм международного обмена (особенно в области финансов, страхования), то свободный международный обмен услугами и международное движение капитала свидетельствуют об очень высокой степени взаимного политического доверия между государствами.
В конце 1985 г. странами сообщества был принят важный документ - Единый европейский акт, вступивший в силу в июле 1987 г., которым предусматривалось создание к концу 1992 г. единого внутреннего рынка стран сообщества, т. е. экономического пространства, где отсутствуют внутренние границы и обеспечена свобода передвижения граждан, товаров, услуг и капиталов.
Существенный шаг в развертывании процесса западноевропейской интеграции был сделан в 1991 г., когда в Маастрихте был согласован Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), вступивший в силу в ноябре 1993 г. после ратификации парламентами стран ЕС. В соответствии с этим договором с 1993 г. вводилось единое гражданство ЕС,которое должно было существовать параллельно с национальным гражданством стран членов ЕС. Во-вторых, формировался политический союз,что подразумевало осуществление интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренней политики стран ЕС (особенно в области борьбы с преступностью), сближение правовых систем отдельных стран, значительное повышение роли парламента Союза.
Одной из основных задач Маастрихтского договора было завершение экономической интеграции путем создания Экономического и валютного союза (ЭВС). При этом подчеркивалось, что Европейский валютный союз с единой для стран-участниц валютой - евро - будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем (дефицит государственного бюджета - не более 3 % ВВП, накопленный государственный долг - не более 60 % ВВП и др.).
В мае 1998 г. были определены 11 из 15 стран Европейского Союза, которые соответствовали указанным «маастрихтским стандартам», с 1 января 1999 г. ввели общую валюту - евро и начали участвовать в создании Экономического и валютного союза (ЭВС) или так называемой «зоны евро» (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция); 1 января 2001 г. к ним присоединилась Греция. На начало 2004 г. вне зоны евро оставались такие страны - члены ЕС, как Великобритания, Дания и Швеция.
Экономика зоны евро является одной из крупнейших в мире, с которой сравнима лишь экономика США. Материальную основу зоны евро составляют ведущие промышленно развитые страны: Германия, Италия, Франция, Испания, на которых приходится более 80 % ВВП стран, входящих в ЭВС.
С начала 1999 г. действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), а созданный Европейский центральный банк (ЕЦБ) использует евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на мировых валютных рынках, причем ее собственные операции на них проводятся только в евро.
Последний этап формирования зоны евро начался с 1 января 2002 г., когда евро вошел в наличное обращение, при этом сначала обращался параллельно с национальными валютами стран-членов зоны евро, а затем последние постепенно уходили из обращения, обмениваясь на евро. С 1 июля 2002 г. был осуществлен полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро, а национальные валюты были изъяты из обращения.
К началу 2004 г. Великобритания не присоединилась к зоне евро, и роль мировых финансовых центров постепенно начинает переходить от Лондона к Франкфурту-на-Майне и Парижу. В перспективе завершение формирования Экономического и валютного союза ЕС может изменить расстановку сил в мировой экономике в пользу «новой Европы» за счет некоторого ослабления позиций мировых лидеров - США и Японии.
В целом экономический потенциал стран, входящих в ЭВС, создает предпосылки для того, чтобы евро могло претендовать на роль одной из ведущих мировых валют. Однако относительно слабым местом для евро является отсутствие достаточно развитого финансового рынка, который был бы сопоставим с соответствующим рынком США (имеющим по своей сути глобальные масштабы). В Европейском Союзе наиболее развит финансовый рынок Великобритании, однако в начале 2004 г. эта страна не входила в зону евро.
Учитывая отмеченные обстоятельства, в перспективе многое будет зависеть от того, насколько динамично и качественно будет развиваться финансовый рынок зоны евро. При этом существенное значение будет иметь также соотношение динамики экономического развития не только в самой зоне евро и США, но и в странах, ориентированных, с одной стороны, на доллар (одна группа стран) и на евро (другая группа стран).
Кроме этого, отношение к евро на мировых рынках в существенной мере будет зависеть от того, насколько успешно странам ЕС удастся справиться с проблемой формирования управляемой из общего центра единой финансово-экономической политики, а также от того, насколько далеко продвинется процесс политической консолидации этих стран и создания ими наднациональных структур управления и фактического превращения современного Европейского Союза в образование федеративного типа. В связи с этим большое значение приобретает вопрос о принятии конституции ЕС, работа над которой ведется по решению сессии Европейского Совета с декабря 2001 г.
В целом ясно, что изменения в соотношении доллара и евро на мировой экономической арене будут оказывать значительное воздействие на общее развитие и структуру мировой валютной системы. При этом существенное значение приобретает расширение Европейского Союза за счет новых стран-участниц, а также - в его рамках - расширение Экономического и валютного союза.
Россия должна в максимальной степени учитывать те новые уловия мирохозяйственного развития, которые появились после завершения процесса формирования зоны евро, поскольку страны ЕС (вместе взятые) остаются крупнейшим внешнеторговым и эко-комическим партнером нашей страны (на их долю в 2002 г. приходилось 35,3 % экспорта и 39 % импорта Российской Федерации). Однако доля европейских валют в обслуживании платежно-рас-счетных отношений России в 90-е гг. была относительно невелика (в сравнении с долями этих стран во внешнеторговом обороте). Завершение процесса введения евро может существенно изменить ситуацию и привести к значительному возрастанию позиций новой европейской валюты в России, а также других странах СНГ. С введением евро у России (как и у любой третьей страны, не входящей в зону евро) появляется большее поле для маневра в своей внешнеэкономической и валютной политике. В валютных резервах РФ возрастает удельный вес евро и постепенно сокращается удельный вес доллара. Кроме этого Правительству России необходимо учитывать возрастание роли евро при решении проблем валютной структуры внешних заимствований и внешней торговли (где доля стран ЕС, как уже отмечалось, весьма значительна).
Хотя в настоящее время в России и других странах СНГ доллар сохраняет в целом свои приоритетные позиции, однако повышению роли евро в них могут способствовать следующие факторы:
• история долларизации экономики в России относительно непродолжительна, и если граждане РФ быстро освоили операции с долларом, то они смогут также и быстро освоить операции с евро (главным здесь являются не сложившиеся привычки, а экономическая целесообразность);
• основной потенциал экономики РФ сконцентрирован в ее европейской части, и она исторически имеет многолетние экономические связи прежде всего с европейскими странами, при этом она не связана в такой же степени тесными экономическими связями с США (хотя США хотели бы этого достичь, например, расширяя поставки топливно-сырьевых ресурсов из России).
Поэтому в целом и Россия заинтересована в том, чтобы евро была стабильной и надежной валютой. Однако постепенное переключение с доллара на евро (даже в относительно ограниченных масштабах) - это сложный и длительный процесс.
ЕС в настоящее время располагает целой системой институтов. Главными органами ЕС являются:
• Европейский совет (Совет Европейского Союза)орган главправительств государств-членов, в состав которого входит также президент Комиссии. Единый европейский акт юридически закрепил положение Совета как верховного политического органа ЕС;
• Европейская комиссия (Комиссия Европейских Сообществ КЕС) исполнительный орган ЕС, который разрабатывает законодательство ЕС как по инициативе, так и по поручению Европейского парламента или Европейского совета. По своей структуре Европейская комиссия состоит из нескольких департаментов (по различным направлениям деятельности), члены Комиссии независимы в своей деятельности от национальных правительств, поскольку она (вместе с Европейским парламентом) является наднациональным органом;
• Европейский парламентизбирается в ходе прямых всеобщих выборов. Он участвует в законодательном процессе ЕС и осуществляет контроль за деятельностью Европейской комиссии;
• суд Европейского союза (Европейский суд) - состоял в начале 2004 г. из 15 судей (по одному от каждого государства-члена) и дополнительно одного судьи, а также 9 юридических советников. Суд урегулирует разногласия стран - членов ЕС между собой и ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами; выдает заключения по международным соглашениям; выносит предварительные постановления (не имеющие юридической силы) по делам, переданным ему национальными судами. Суд налагает штрафы на государства-члены ЕС, не выполняющие его постановлений.
Кроме центральных в ЕС действуют рабочие органы: Палата аудиторов, Экономический и социальный комитет и Комитет регионов консультативные органы, обеспечивающие соблюдение интересов различных экономических и социальных категорий граждан и регионов; Европейский инвестиционный банк, задачей которого является кредитование проектов, связанных со структурным переустройством в странах - членах ЕС; Европейский центральный банк,созданный в соответствии с Маастрихтским договором и с 1999 г. отвечающий в качестве независимого органа за кредитно-денежную политику в валютно-экономическом союзе.
Специфическим инструментом является единый бюджет ЕС. Доходы этого бюджета формируются за счет собственных ресурсов ЕС, в том числе таможенных пошлин, установленных в рамках Единого таможенного тарифа ЕС на импортируемую на территорию Союза продукцию; налогов на импорт сельскохозяйственных товаров из третьих стран, ввозимых на территорию ЕС; отчислений государствами-членами в размере 1 % от собираемого налога на добавленную стоимость. Кроме этого важным источником единого бюджета ЕС являются отчисления государств-членов, определяемые в соответствии с величиной их ВНП.
3. Другие интеграционные группировки мира
В качестве другого примера международной экономической интеграции можно назвать НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле(NAFTA, North American Free Trade Agreement), которое действует с января 1994 г. Важно то, что НАФТА пошло дальше первого этапа реализации интеграционного процесса - зоны свободной торговли. Здесь не только были сняты таможенные барьеры и другие ограничения для экспорта и импорта товаров стран участниц соглашения, но и созданы условия для свободного движения не только товаров, но и услуг, рабочей силы, капиталов. По существу к концу 90-х гг. были отработаны общие подходы предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций.
Кроме того, в рамках НАФТА имеются договоренности:
• о защите интеллектуальной собственности;
• по гармонизации технических стандартов, санитарных норм и др.;
• по формированию механизма разрешения споров (антидемпинговые проблемы, субсидии и др.).
В перспективе (через 1012 лет) актуальными станут вопросы практического слияния рынков стран - участниц НАФТА. Однако в рамках этого соглашения еще отсутствуют такие организационные структуры, как Комиссия Европейских Сообществ, Парламент, Суд, Европейский центральный банк и т. д., имеющиеся в ЕС. НАФТА находится на начальных стадиях интеграционного процесса по сравнению с ЕС. Поэтому еще рано говорить об успешности и завершенности процесса международной экономической интеграции в рамках НАФТА. В последние годы, учитывая тенденции глобализации мировой экономики, как возможный вариант развития в перспективе рассматривается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
4. Проблемы интеграции в СНГ.
Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г., затем к нему присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. Таким образом, к началу 2004 г. в состав СНГ входили 12 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Доля стран СНГ в мировом ВВП к концу 90-х гг. составляла 3 %.
При создании СНГ государства - учредители этой организации ставили следующие задачи:
• провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками;
• исходя из того, что единое союзное государство (СССР) и его единый народно-хозяйственный комплекс существовали длительное время, создать на базе бывших союзных республик общее экономическое, научно-техническое, информационное, гуманитарное пространство.
Для нашей страны деятельность СНГ имеет приоритетное значение, поскольку речь идет о сотрудничестве с соседними государствами («ближнем зарубежьем»), составлявшими ранее единое союзное государство. Основными целями России при сотрудничестве в рамках СНГ являются:
• сохранение и укрепление геополитических позиций России в современном мире;
• обеспечение доступа к сырьевым ресурсам других стран СНГ (например, от 70 до 100 % потребностей РФ в отдельных видах цветных и редкоземельных металлов покрывается за счет поставок из других стран СНГ; значительна роль других стран СНГ в поставках в Россию хлопка, черных металлов, некоторых видов продовольственных товаров);
• сохранение своих позиций на рынках готовой продукции стран СНГ (прежде всего машин и оборудования), так как если эти рынки будут потеряны, то вернуться на них в дальнейшем будет крайне сложно;
• СНГ остается «полем» деятельности российского капитала и его возможной экспансии в перспективе (здесь особое значение имеет деятельность российских транснациональных финансово-промышленных групп, банков, предприятий с участием российского капитала);
• СНГ имеет важное значение с точки зрения функционирования российской инфраструктуры транспорта и связи (ведущие в страны дальнего зарубежья нефтепроводы и газопроводы, железнодорожные пути проходят по территории некоторых стран СНГ, а авиатрассы в их воздушном пространстве);
• гуманитарные цели сохранение традиционной свободы передвижения граждан в рамках СНГ; сохранение и укрепление общего культурного, образовательного, информационного пространства; поддержка русскоязычного населения за рубежом; обеспечение недискриминации, предотвращение массовой миграции населения в Россию из других стран СНГ, координация действий в борьбе с преступностью.
Следует подчеркнуть, что и другие страны СНГ заинтересованы в эффективном экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Россией. У них сохраняется производственно-технологическое единство с промышленным комплексом России, они теснейшим образом связаны с топливно-энергетическим комплексом нашей страны, высока зависимость этих государств от транзита через территорию РФ, многие их них заинтересованы в экспорте своей продукции (особенно сельскохозяйственной) в Россию. В Российской Федерации работает значительная часть трудоспособного населения ряда стран СНГ, что в некоторой степени решает проблемы безработицы в них. Сохраняет свое значение и кредитование стран СНГ со стороны России.
Эта взаимная заинтересованность нашла свое отражение в целом ряде соглашений, которые были подписаны странами членами СНГ:
• сентябрь 1993 г.-Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ за исключением Украины, являющейся его ассоциированным членом;
• апрель 1994 г. - Соглашение о создании зоны свободной торговли (подписано всеми 12 странами членами СНГ);
• январь 1995 г. - Соглашение о создании Таможенного союза, в который (к началу 2001 г.) вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан;
• апрель 1997 г. - Договор о Союзе Белоруссии и России',
• декабрь 1999 г. Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии;
• октябрь 2000 г. - Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
• сентябрь 2003 г. - Соглашение о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) с участием Белоруссии, Казахстана, России и Украины.
Следует обратить внимание на то, что в самой хронологии принятия указанных документов видна определенная противоречивость и непоследовательность с точки зрения логики осуществления интеграционного процесса (сначала создание зоны свободной торговли, затем таможенного союза, общего рынка и в конце экономического и валютного союза).
В СНГ всеми странами сначала был подписан Договор о coздании Экономического союза, затем Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение же о создании Таможенного союза, а затем Евразийского экономического сообщества, было подписано лишь пятью странами СНГ. Соглашение о формировании единого экономического пространства подписали четыре государства СНГ (Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина).
К началу XXI в. в результате непоследовательности действий и сохраняющихся существенных различий в интересах стран-членов СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно успешно выполнило свою первую задачу сделать минимальными политические издержки становления суверенитета бывших союзных республик. Однако вторую задачу создание эффективно действующего экономического Содружества и реальное осуществление в его рамках процесса международной экономической интеграции решить не удается.
Проблема состоит в том, что исторически начиная с 1991 г. произошло «наложение» двух процессов: 1) распада СССР и негативных последствий этого и 2) трансформационного спада (связанного с переходом во всех странах СНГ от централизованной экономики к рыночной).
Результатом этого явилось резкое сокращение взаимных экономических связей стран членов СНГ. Так, в 1992 2000 гг. их взаимный товарооборот сократился со 138 млрд. долл. до 59 млрд. долл., при этом падение товарооборота в 1,5 2 раза опережало сокращение производства. Удельный вес взаимного товарооборота стран СНГ в общем объеме их внешней торговли сократился в 1991 1998 гг. в 2,7 раза (с 78,6 до 31 %). Если в 1990 г. в межреспубликанский обмен (в границах бывшего СССР) было вовлечено примерно 1/4 ВВП нынешних стран СНГ, то в конце 90-х гг. только 1/10. В 19941996 гг. (когда был заключен ряд отмеченных выше важных соглашений) сокращение объемов взаимной торговли стран СНГ несколько уменьшилось, однако затем вновь увеличилось.
Помимо тенденции спада взаимной торговли стран СНГ и уменьшения взаимозависимости и взаимодополняемости национальных экономик этих стран проявились и другие негативные тенденции:
• во многих странах СНГ происходит смена приоритетов в сфере внешнеэкономической деятельности на рынки «третьих» стран (невходящих в состав СНГ) (например, к концу 90-х гг. удельный вес российских инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций в Украине составлял 4 %, США - 21 %, Германии - 13 %);
• ведущие промышленно развитые страны (особенно США и Германия) и их экономические и военно-политические группировки (ЕС, НАТО), а также некоторые международные финансово-экономические организации, где указанные страны играют определяющую роль, осуществляют селективную политику по отношению к конкретным странам СНГ, противопоставляя их друг другу и фактически разваливая СНГ;
• усиливаются различия между странами СНГ по уровню социально-экономического развития, характеру функционирования хозяйственных механизмов (одни из стран СНГ в большей степени перешли к рыночной экономике, чем другие);
• у многих стран СНГ резко возрос внешний долг по отношению к России (в начале 2000 г. он оценивался в 8,2 млрд. долл.), и сокращение этого долга для них очень проблематично;
• внутри Содружества (помимо Союза России и Белоруссии, Таможенного союза 5 государств и созданного ими же Евразийского Экономического Сообщества) образовались субрегиональные объединения Центрально-Азиатский союз (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан), группировка ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Украиной и Молдавией предпринимались попытки создать свой Таможенный союз.
На практике ни одна из стран СНГ не выступает за прекращение его деятельности и не выходит из его состава. Сохранение СНГ поддерживается большинством населения стран участниц этой организации. Однако неопределенными остаются дальнейшие цели и приоритеты Содружества, а принятые в рамках этой организации решения зачастую не выполняются. Так, например, в рамках СНГ принято около 1000 всевозможных документов, в том числе и концептуального характера (в частности, «Концепция экономического интеграционного развития» в 1997 г.). Однако страны СНГ до сих пор не пришли к устраивающей их всех модели экономического взаимодействия, которая была бы эффективна в условиях мировой экономики XXI в. Не разработаны также правовые и организационные аспекты сотрудничества. Отсутствует единая (или хотя бы согласованная) внешняя политика стран СНГ по отношению к третьим странам и их группировкам. Конкурируя друг с другом на рынках стран, не входящих в СНГ, они лишаются значительных прибылей.
Одной из характерных тенденций сотрудничества в рамках СНГ является развитие «разноуровневой и разноскоростной интеграции» (экономического сотрудничества). Действительно, в рамках Содружества сложились такие межгосударственные объединения, как Союзное государство России и Белоруссии («двойка»), Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана («пятерка»). Наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ является Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, договор о создании которого был подписан в декабре 1999 г. При этом были поставлены задачи создания союзного государства при сохранении национального суверенитета его государств-участников с формированием союзных государственных органов и наднациональных органов управления. Россия и Белоруссия остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных организациях, а также свои обязательства и права по межднародным договорам.
Союзное государство России и Белоруссии (при сохранении этими странами суверенитета, независимости, международной правосубъектности и своего государственного устройства) обладает уже всеми признаками государственности, территорией и границами, гражданством, определенной структурой органов власти. Целями Союзного государства являются формирование единого экономческого пространства, осуществление единой социальной политики, проведение согласованной внешней и оборонной политики.
В октябре 2000 г. был заключен Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, в состав которого вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. ЕврАзЭС призвано заменить Таможенный союз 5 указанных стран. Задачами нового объединения являются:
• завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли;
• формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
• установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
• выработка согласованной позиции государств-членов во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями;
• создание унифицированной системы таможенного регулирования.
Основная цель создания ЕврАзЭС - создание единого экономического пространства на территории 5 указанных стран. Принятие решений в ЕврАзЭС будет осуществляться на основе стандартной международной процедуры: количество голосов каждой страны пропорционально долям средств, внесенных ею в бюджет сообщества, а эти средства, в свою очередь, пропорциональны экономическому потенциалу страны (у России - 40 голосов, Казахстана и Белоруссии - по 20, у Киргизии и Таджиистана - по 10).
Высшим органом (ЕврАзЭС) является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год - на уровне глав правительств. Постоянно действующие органы ЕврАзЭС - Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея, Суд Сообщества.
В сентябре 2003 г. Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной было подписано соглашение о формировании Единого экономического пространства. При этом предполагается обеспечить в перспективе свободу движения в рамках ЕЭП товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.
В целом, несмотря на все отмеченные негативные тенденции и сложности современного экономического положения, возможности повышения эффективности взаимного экономического сотрудничества и на этой основе перехода к динамичному экономическому росту в странах СНГ сохраняются. Для этого нужны политическая воля и соответствующие последовательные шаги со стороны руководителей стран Содружества, а также активизация связей хозяйствующих субъектов этих стран на микроуровне.
Если бы удалось восстановить единое экономическое пространство этих государств, то они могли бы без дополнительных инвестиций резко увеличить масштабы и повысить эффективность производства в базовых отраслях. На этой основе можно было бы создать предпосылки экономического роста сначала во взаимосвязанных отраслях, а затем в национальных экономиках в целом, решить такие острые проблемы, как безработица, повышение уровня жизни населения стран СНГ, значительная часть которого живет ниже черты бедности. Кроме того, хорошо известно, что именно внутренняя торговля является основным фактором успешного развития всех региональных экономических группировок. У стран СНГ в этой области имеются значительные резервы: если в СНГ доля взаимного товарооборота в общем объеме внешней торговли составляет 31 %, то в НАФТА аналогичный показатель - около 50 %, а в Европейском Союзе - более 60%. Реализация возможностей действительного осуществления процесса международной экономической интеграции в рамках СНГ может стать существенным фактором их экономического развития.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите сущность процесса международной экономической интеграции и охарактеризуйте основные его этапы.
2.Покажите принципиальные различия между зоной свободной торговли и таможенным союзом как этапами интеграционного процесса.
3.Охарактеризуйте основные этапы становления и развития ЕЭС (ныне ЕС).
4.Какие задачи решаются в ходе процесса международной экономической интеграции на этапах формирования «Общего рынка» и Экономического и валютного союза?
5. Какие изменения могут произойти в системе современной мировой экономики после завершения процесса формирования зоны евро в рамках ЕС, и, в свете этого, какие новые проблемы встанут перед Россией?
6. Покажите основные этапы становления СНГ, охарактеризуйте основные принятые при этом договоры и соглашения.
7. В чем причины того, что экономическое взаимодействие государств в рамках СНГ не приобрело в полной мере черты международной экономической интеграции?