Организационно-экономический механизм управления совместными предприятиями. Проблемы стимулирования его эффективности
Отличительной особенностью структуры управления совместным предприятием является равноправие сторон в процессах принятия решений, контролем за деятельностью фирмы, стратегическом планировании. Оперативно-тактическое руководство осуществляется высшим органом управления компанией, назначаемым совладельцами совместного предприятия. Паритетные начала управления компанией позволяют каждой из сторон извлекать наибольшую выгоду от совместной деятельности и способствуют развитию делового сотрудничества.
Структура управления совместным предприятием укладывается в рамки традиционных схем управления компаниями (функциональная, продуктовая, дивизиональная, матричная, региональная и др.) и зависит от характера деятельности, числа сторон, принявших участие в создании компании, степени диверсификации производства и предоставляемых услуг.
Являясь достаточно гибкой организационной формой управления, позволяющей использовать опыт, финансовые и прочие ресурсы компаний различных стран, совместные предприятия становятся своего рода точками роста новых форм хозяйствования. Использование ресурсов различных стран позволяет минимизировать расходы и максимизировать прибыль, тем самым способствуя повышению отдачи на вложенный капитал партнеров.
Создание совместных предприятий за границей требует решения многих проблем управления, учета особенностей внешней среды, стимулирования рабочей силы. Необходимо принимать во внимание значительные различия в культурной, коммерческой, экономической и других сферах стран, участвующих в создании совместного предприятия. Кадровый состав материнских компаний обычно по-разному оценивает производительность труда, уровни вознаграждения, безопасности труда и вкладывает разные оценки в понятие субординации. Могут иметь место и большие различия в организационных культурах двух материнских компаний, в стратегии использования человеческих ресурсов. Культурные различия влияют на формирование совместного предприятия, поскольку они отражены в различиях подходов к целям, стратегиям, политике человеческих ресурсов, возможностям и трудностям развития, организационным взаимоотношениям, коммуникационным приоритетам.
Существует следующий порядок регистрации совместных предприятий на территории Республики Беларусь:
1. Регистрации подлежат совместные предприятия, созданные в любой форме: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, ассоциация и др. Регистрации подлежат также филиалы и другие структурные подразделения совместного предприятия, являющиеся юридическими лицами и имеющие своим местом расположения территорию Республики Беларусь, вне зависимости от того, где зарегистрировано основное совместное предприятие. Совместное предприятие, зарегистрированное на территории Республики Беларусь, открывает свои филиалы и другие юридические самостоятельные подразделения на территориях других стран и союзных республик в порядке, предусмотренном их законодательством.
3. Хозяйственным организациям любой формы собственности, а также любым органам управления запрещается заключать какие-либо сделки или договоры с совместными предприятиями до их регистрации. Банковские учреждения открывают совместным предприятиям расчетные и текущие счета, выдают им денежные средства и совершают с ними кредитно-расчетные операции только после их регистрации в установленном порядке.
4. Регистрация осуществляется Государственным комитетом Республики Беларусь по внешним экономическим связям (далее именуется "регистрирующий орган").
5. Регистрация производится на основании письменного заявления одного из участников совместного предприятия. К заявлению о регистрации прилагаются:
а) при создании совместного предприятия: копии согласий на создание в Республики Беларусь совместного предприятия вышестоящих органов управления (при их наличии), облисполкомов (Мингорисполкома), на территории которых создается совместное предприятие; нотариально заверенные копии учредительных документов - договора (соглашения) о создании совместного предприятия и устава;
б) при создании филиалов совместных предприятий: нотариально заверенные копии учредительных документов совместного предприятия; копии согласий облисполкома (Мингорисполкома), на территории которых создается филиал; нотариально заверенную копию устава (положения) о филиале, утвержденного высшим органом совместного предприятия.
Совместные предприятия (филиалы) обязаны по требованию регистрирующего органа представлять также другие документы, подтверждающие внесенные в книгу регистрации сведения. При регистрации открывающихся на территории Республики Беларусь филиалов совместных предприятий, созданных с участием советских организаций, предприятий на территории других стран, применяется общий порядок регистрации.
6. Совместные предприятия и их филиалы обязаны в месячный срок извещать регистрирующий орган об изменениях в учредительных документах, либо других изменениях и дополнениях, влекущих за собой изменения данных, вносимых в книгу регистрации.
7. Регистрирующий орган сообщает о регистрации совместного предприятия или его филиалов Министерству финансов Республики Беларусь, а также облисполкомам (Мингорисполкому) на территории которых зарегистрировано совместное предприятие, в течение 5 дней с даты регистрации.