Организационно-экономический механизм осуществления программы.

Весь цикл осуществления программы требует организации про­цессов внешнего управления и самоуправления, контроля за ходом воплощения программной идеи в жизнь. С этой целью еще в процессе формирования программного заказа должен быть продуман и пред­ставлен в проекте программы организационно-экономический меха­низм осуществления программы в виде предусмотренного программой способа организации и вида организационных структур, органов управ­ления, их функций и полномочий, а также мер по созданию экономи­ческой заинтересованности участников, исполнителей в успешной реа­лизации программы.

8. Социально-экономическая эффективность программы.Социальный эффект программы характеризуется тем, в какой мере она способствует решению и решает социальные проблемы страны, региона, отрасли, города, предприятий, населения в соответствии с уровнем, масштабностью, видом программы. Наличие реального социального эффекта есть признак социальной результативности про­граммы.Экономический эффект программы проявляется в ее вкладе в ВНП страны, ВРП, прибыль предприятий, компаний, охватываемых действием программы, а также в удовлетворение потребностей эконо­мики страны, региона, района, города.

В самой программе приводятся расчетные значения социально-экономических эффектов и эффективность в виде количественных и качественных показателей. От достоверности расчетных данных во многом зависит судьба программы.

Количество и масштабы объективно существующих, назревших социально-экономических проблем всегда намного больше возможно­стей реализации программ, решения этих проблем. Поэтому необхо­дим строгий отбор проблем, принимаемых к программной разработке уполномоченными на то государственными органами. Неэффективные механизмы фильтрации предложений о программах-разработках при­водят к признанию программными многих проблем, которые, во-пер­вых, могут быть решены и без привлечения, использования программ, и, во-вторых, выходят далеко за пределы возможностей ресурсного обеспечения программ как из бюджетных, так и внебюджетных источ­ников. В этом кроется основная причина крайне низкой результатив­ности программно-целевого управления.

Официальный порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденный Правительством Российской Феде­рации в 1995 г., предусматривает следующие факторы, которые должны определять принципы отбора проблем для программной разработки:

1) значимость проблемы;

2) невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки ее решения;

3) принципиальная новизна и высокая эффективность техниче­ских, организационных и иных мероприятий предлагаемой программы;

4) необходимость координации действий технологически сопря­женных отраслей и производств для решения проблемы.

Должны также учитываться социально-экономические приорите­ты и цели страны, направления структурной и научно-технической политики, общегосударственные потребности, финансовые ресурсы, экономическое, социальное и экологическое состояние, внешнеэконо­мические и внешнеполитические условия, международные договорен­ности.

Методика отбора проблем базируется на сочетании количест­венных (общих) и качественных (специальных) критериев, сведения их в единый интегральный критерий программности проблемы и учета ресурсных ограничений бюджетных и внебюджетных источников.

Группа общих критериев включает:

1) критерий остроты, настоятельности проблемы характеризует разрыв между объективно необходимым (нормативным) и сложив­шимся уровнями удовлетворения проблемной потребности;

2) критерий программности проблемы позволяет установить, насколько проблема нуждается именно в программном решении;

3) критерий региональной значимости (масштабности) характе­ризует относительную величину зоны действия программы, охваты­ваемой ее интересами;

4) критерий отраслевой значимости представляет долю отраслей, на которые распространяет свое действие программа, заинтересован­ных в осуществлении программы и поддерживающих ее;

5) критерий бюджетной независимости программы характеризу­ется долей средств, ресурсных потребностей, удовлетворяемых за счет внебюджетных источников;

6) критерий экономической эффективности программы характе­ризует прибыльность, окупаемость программы.

Все представленные общие критерии построены таким образом, что их значения изменяются в пределах от нуля до единицы. Нулевое значение наименее предпочтительно, а чем значение критерия ближе к единице, тем больше оснований считать проблему достойной про­граммной разработки.

Специальные критерии свидетельствуют о наличии вклада пред­лагаемой программы в решение не только данной проблемы, но и дру­гих важных проблем экономики страны, региона, отрасли, хозяйству­ющих субъектов:

1) критерий социального вклада характеризует воздействие програм­мы на улучшение уровня и качества жизни в результате лучшего и более полного удовлетворения потребностей, увеличения доходов населения, расширения объектов социальной инфраструктуры, сокращения уровня разрыва социальных статусов различных слоев населения;

2) критерий экономического вклада характеризует вклад предла­гаемой программы в достижение экономических целей, таких как рост производства, увеличение занятости, создание новых рабочих мест, стабилизация цен, обеспечение финансовой устойчивости, рост каче­ства продукции и др.;

3) критерий научно-технического вклада определяет, в какой сте­пени программа способствует развитию науки и техники, росту науч­но-технического потенциала, повышению научно-технического уров­ня производства, выходу на критерий внешнеэкономического вклада;

4) критерий внешнеэкономического вклада отражает воздействие предлагаемой программы на улучшение платежного баланса страны, развитие экспорта, укрепление конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках, уменьшение внешнеэкономической зави­симости;

5) критерий экологического вклада характеризует воздействие про­граммы на улучшение среды обитания людей, применение природоох­ранных технологий, предотвращение вредных для человека и природы техногенных последствий и предотвращение техногенных катастроф.

Содержание процедур разработки программы, так же как и ее струк­тура, во многом зависит от типа программы. Поэтому универсальное опи­сание этапов разработки программы, их содержания и методов возможно лишь в общих чертах, с использованием частично условных обобщенных категорий, при некотором уровне неопределенности.

Разработка комплексных программ представляет сложную цепь взаимосвязанных операций прогнозно-аналитического, проектно-рас-четного, технико-экономического, экспериментально-исследователь­ского характера, которые строятся в соответствии со структурой и содержанием программы, логикой взаимных связей и развития про­граммных работ. Разработку программы можно разделить на отдель­ные стадии, достаточно универсальные по содержанию и последова­тельности осуществления:

1) целевая разработка и предварительное обоснование путей осу­ществления программы;

2) проектно-научная разработка;

3) структурная разработка;

4) ресурсная разработка [42].

Укрупненная структурная схема разработки программы изобра­жена на рис. 9.1.

Организационно-экономический механизм осуществления программы. - student2.ru

На основе критерия проблемности возможно деление региональ­ных проблем на три группы, однозначно определяющие направление разработки программы:

1) проблемы снятия аномальной кризисности;

2) территориальные проблемы, сдерживающие развитие региона;

3) проблемы стимулирования территориального развития. Необходимость разработки программ первого направления стоит

перед территориями, находящимися в особо тяжелом, кризисном соци­ально-экономическом положении. При этом подобным регионам на разных этапах рекомендуется последовательная разработка и реали­зация программ всех видов. Критерием реализации программ первого порядка можно считать изменение статуса особо нуждающейся тер­ритории на статус отсталой или депрессивной.

Применение программно-целевого метода по отношению к депрес­сивным и отсталым территориям наиболее эффективно. Здесь приме­няются программы второго порядка. Эффективность реализации меро­приятий может быть определена как значениями установленных показателей, так и наличием или отсутствием обнаруженных ранее признаков депрессии.

Разработка программ третьего порядка существенно отличается от предыдущих благоприятными начальными условиями и основана на механизмах стимулирования территориального развития.


Наши рекомендации