Контроль и оценка знаний и умений учащихся
Контроль и оценка развития учащихся.
Основными показателями развития учащихся являются:
· сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;
· учебно-познавательный интерес;
· основы умения учить себя самостоятельно;
· самостоятельность суждений, критичность по отношения к своим и чужим действиям;
· способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи.
Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом на основе итоговых проверочных работ, проводимых в конце учебного года.
Контроль и оценка знаний и умений учащихся.
Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- разноуровневые контрольные работы.
Стартовая работа (проводится в начале учебного года) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
Результаты стартовой работы фиксируются учителем в классном журнале.
Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются в классном журнале.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал.
Разноуровневые контрольные работы проводятся по окончанию изучения разделов, тем и предоставляет ученику право выбора заданий с учетом его индивидуальности. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал.
Итоговая проверочная работа (проводится в конце учебного года), включает в себя все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в классном журнале.
Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.
Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать)все, на что он способен. Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Тестирование как метод состоит из целого ряда приемов, среди которых особого внимания заслуживает так называемый клоуз-тест (cloze-test). Этот вид теста описан в методической литературе ещё как тест дополнения или тест восстановления.
1. Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего. Особенность клоуз-теста состоит в том, что ситуация в нем представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога). Успешность выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или состояниями персонажей, описанными в тексте. Это в свою очередь определяется тем, как хорошо он владеет лексикой изучаемого языка, в какой степени у него развита языковая догадка и как адекватно он понимает текст каждой конкретной тестовой ситуации (1).
Методика составления клоуз-теста не представляет особых трудностей. При разработке теста преподаватель должен руководствоваться следующими проверенными на практике рекомендациями.
Для основы клоуз-теста необходимо выбрать отрывок прозы объемом не менее 100 и не более 300-400 слов, в котором пропускается каждое n-е (т. е. 5-е, 7-е и т. д.) слово, независимо от того, структурное оно или знаменательное. Отрывок прозы должен представлять законченное по смыслу, логически обоснованное изложение фактов или событий, в котором почти не упоминаются имена собственные, а пропущенные слова достаточно легко восстанавливаются за счет контекста.
Подготовленный таким способом текст заготавливается в количестве, соответствующем числу испытуемых, и распределяется между ними. Учащиеся читают текст про себя дважды. При первом чтении они знакомятся с его общим содержанием, при втором заполняют пропуски теми словами, которые они находят необходимыми для восстановления содержания всего текста. Учащиеся вписывают слова в клоуз-тест или записывают свои ответы на специальных опросных листках. Правильность заполнения пропусков свидетельствует о точном понимании текста во всей взаимосвязи лингвистических и экстралингвистических факторов, представленных в нем, а также о владении лексическим материалом в процессе чтения.
Таким образом, с помощью клоуз-теста достаточно точно и объективно устанавливаются степень сформированности навыков чтения и уровень владения лексикой при чтении.
Клоуз-тест может являться также средством проверки понимания иноязычной речи на слух. В этом случае он представляет собой звучащую речь (в монологической или диалогической форме), предъявляемую в нормальном темпе при наличии “естественных помех”, роль которых выполняют пропущенные слова. Психологическим содержанием деятельности испытуемых при выполнении такого клоуз-теста является прогнозирование на основе использования избыточных элементов сообщения, контекстуальной и лингвистической догадки. Активная внутренняя деятельность обучающихся по восстановлению деформированного сообщения находит своё выражение в конкретных результатах: восстановленных или невосстановленных словах, что свидетельствует о понимании или непонимании воспринятого сообщения.
При подготовке клоуз-теста для контроля аудирования следует подбирать текст, содержащий знакомый учащимся лексический материал и простые синтаксические структуры. Учитывая ограниченный объем оперативной памяти, длина предложений в тексте не должна превышать 13-15 слов. Если же основой клоуз-теста является диалог, то число участвующих в диалоге не должно превышать двух человек.
Данный клоуз-тест строится по такому же принципу, как и описанный выше, однако здесь необходима большая дистанция между пропущенными словами, которая к тому же не носит регулярный характер. В текст-основу допускается вносить изменения, для того, чтобы обеспечить выбор более подходящего для контроля слова и облегчить для учащихся восприятие текста на слух.
При подготовке фонограммы текста первая запись речевого сообщения фиксируется на пленке с пропуском определенных слов. Во второй записи вместо данных пропущенных слов следует сделать паузы длительностью не менее 45 секунд, с тем, чтобы испытуемые успели записать свой ответ во время этих пауз. Кроме того, во второй записи должен быть особый звуковой сигнал, предупреждающий о пропуске (постукивание, щелчок и пр.).
Работая во время педагогической практики в школах Великого Новгорода мои студенты поставили перед собой задачу определить валидность клоуз-тестирования для различных видов контроля основных навыков речевой деятельности на продвинутом этапе изучения английского языка. Оценка качества обучения иностранным языкам на материале клоуз-тестирования остается серьезной проблемой и актуальность ее решения особенно возрастает в связи с переходом школы к универсальным тестовым испытаниям в форме единого национального экзамена по иностранным языкам.
Проведённое исследование позволило нам сделать следующие обобщающие выводы.
1. Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку является тест, который в работе рассматривается, как форма контрольно-тренировочного задания, предназначенная для диагностики уровня обученности. Особенностями теста независимо от его вида, являются объективность и независимость оценки, свободной от возможного субъективизма учителя, стандартность структуры, простота процедуры выполнения и лёгкость осуществления обратной связи, высокие квалиметрические качества.
2. Продуктивным типом тестового задания используемого для контроля лингвистических умений является клоуз-тест, используемый как с фиксированным пропуском слов, так и с не фиксированным. В русле компетентностного подхода клоуз-тест можно рассматривать как способ развития коммуникативной компетенции в ситуации, приводящей в движение механизм вероятностного прогнозирования.
3. Успешность выполнения клоуз-теста учащимися при обучении иностранному языку находится в прямой зависимости от быстроты, глубины и целостности понимания им всего текста, а также способностей установить причинно-следственные связи между событиями и состояниями персонажей, описанными в тексте. В этом смысле клоуз-тест выступает индикатором развития языковой догадки у школьников.
4. В ходе исследования было выявлено относительно редкое использование клоуз-процедуры как формы контроля в школе. Данный тип теста оказался сравнительно новым и мало изученным как для учащихся, так и для учителей, которые отдают предпочтение традиционным формам контроля, прежде всего контрольным работам и устным опросам. В связи с этим для успешного проведения клоуз-теста требуется предварительное знакомство детей с данным видом тестов, их тщательная подготовка к выполнению такого рода заданий.
5. Использование клоуз-тестов для 3-х видов контроля: предварительного, текущего и итогового – существенно повысили мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, а также уровень развития их коммуникативной компетенции и языковой догадки. Таким образом, клоуз-тест выступает эффективным средством мониторинга языкового развития учащихся и активизации их учебно-познавательной деятельности.
Проведённое исследование показало, что клоуз-тест является эффективным средством контроля развития трёх основных навыков речевой деятельности – чтения, письма и аудирования – в старших классах средней школы. Что касается навыков говорения, то клоуз-тест рекомендуется использовать только на начальном этапе изучения английского языка. Клоуз-тест может быть использован для всех видов контроля - предварительного, текущего, промежуточного и итогового – при условии методически грамотной организации и систематичности работы с этим видом тестирования.