Линейные перевозки только по коносаментам (без чартера)
В международной торговле коносаментные перевозки применяются линейными судоходными предприятиями, главным образом для судов срочных линий, работающих по расписанию. Организационные формы линейных перевозок таковы, что они не вызывают необходимости заключать договор перевозки в форме чартера, так как все операции по передаче груза на судно и выдаче его грузополучателю осуществляются береговым аппаратом линейных компаний: они сами производят грузовые операции, а во многих случаях и подвозку груза к борту судна в порту отправления и перемещение его от борта судна на склад з порту назначения. Как правило, груз сдается к отправлению на портовом складе перевозчика и после доставки его по назначению выдается получателю часто не у борта судна, а также со склада судоходного предприятия или его агента. За эти операции компания взыскивает сборы помимо фрахта за перевозку. В некоторых случаях доставка груза к борту судна и от него на склад включается в тариф за перевозку. Это относится главным образом к перевозкам небольших партий грузов. При перевозке крупных партий груза они по договоренности могут доставляться к борту судна отправителем и приниматься получателем. Погрузка и выгрузка всегда осуществляются перевозчиком, поэтому при коносаментных перевозках на линейных су-
При перевозке по сквозному коносаменту целесообразно, чтобы каждый перевозчик оставлял у себя копию коносамента на случай возможных последующих претензий грузовладельцев илч смежного перевозчика.
Второй перевозчик (и последующие) иногда выписывает своц (локальный) коносамент на тот участок пути, где перевозка осуществляется им. В этом коносаменте отправителем числится судно, от которого принят груз, или перевозчик, выдавший пря мой коносамент, получателем — агент судоходного предприятия в порту назначения (или в порту перевалки). В локальном ко носаменте делается ссылка на прямой коносамент, по которому груз был принят к перевозке первым перевозчиком. Локальный коносамент имеет чисто служебное значение для фактического перевозчика на данном отрезке пути. Если один экземпляр erj выдается предыдущему перевозчику, то он служит подтверждением о принятии от него груза вторым перевозчиком. Порядок выдачи документации прямых перевозок на разных этапах пути обусловливается договором о прямых перевозках, заключаемым между перевозчиками.
В связи с тем что локальный коносамент не является товарораспорядительным документом, чтобы избежать недоразумений, об этом следует отметить на бланках.
Оригинал коносамента после выдачи груза в конечном пунк те остается у конечного перевозчика, который сохраняет эгог документ у себя как доказательство выдачи груза и извещает об этом смежного перевозчика. Если при сдаче груза выявились недостачи, порча и т. п., за которые отвечает предыдущий перевозчик, то необходимо передать первому перевозчику копию соответствующих документов, фиксирующих это обстоятельство.
Подписание коносамента.Коносамент должен подписывать капитан. Передоверять это агенту судна следует только в крайне\г случае, когда при большом количестве коносаментных партии подписание коносаментов капитаном может задержать отход судна. Но и в этом случае капитан и его грузовой помощник должны проконтролировать, правильно ли оформлены доху менты.
Следует иметь в виду, что за коносаменты, подписанные агентом, перевозчик отвечает в той же мере, как если бы коносаменты подписал капитан. Ни в коем случае не следует передоверять подписание коносаментов агенту, если согласно условиям чартера судно обслуживается агентом грузоотправителя.
Подписание коносаментов (если их несколько) не следует откладывать до окончания погрузки всех партий груза: их луч ше оформлять по мере погрузки каждой коносаментной партии. Это дает возможность тщательно проверять их перед подписью и предотвратить возможную задержку отхода судна из-за оформления грузовых документов.
Доказательственная сила коносамента. Перевозчик обязан сдать груз в том же количестве и состоянии, в котором он был принят к перевозке. Опровергать данные о грузе, приведенные в коносаменте, можно лишь достаточно вескими доказательствами. Например, недостачу мест можно доказать лишь при условии, если это будет подтверждаться тальманскими записями, или будут представлены доказательства, что недостающие места остались на складе отправителя. Несходство марок или сортности груза можно также объяснить лишь представлением достаточно веских данных о том, что путаница была вызвана действиями грузоотправителя.
Коносамент на груз, погруженный на борт, и на груз, принятый к перевозке. В международной торговле в основном имеют обращение коносаменты, выданные на груз, находящийся на борту судна (shipped on board). Но иногда выдаются коносаменты на груз, еще не погруженный на борт судна, но принятый на склад для отправки на очередном судне, работающем на данной регулярной линии. Это обстоятельство отражается в коносаменте формулировкой «принято к перевозке» (received for shipment) .
Выдача коносамента. Капитан судна и его грузовой помощник должны заблаговременно ознакомиться с той проформой, на которой будет выписан коносамент. Если у них будет достаточно оснований считать, что данный бланк содержит обязательства, не предусмотренные чартером, то следует заявить грузоотправителю о своем несогласии выдать коносамент на таком бланке. Если коносамент не содержит обычные оговорки, ограничивающие ответственность перевозчика, которые имеются в чартере или соответствуют общепринятым условиям перевозки, то следует также заблаговременно сделать заявление о том, какие оговорки и в какой форме должны быть внесены дополнительно в печатный текст коносамента.
Долевой коносамент (delivery order). Иногда грузополучатель продает не всю партию груза по коносаменту, а частями, тогда он может при помощи долевого коносамента или деливери-ордера как бы раздробить коносамент на несколько частей, позволяющих соответствующую часть гр\за получить с судна. Существует ряд форм таких документов. По характеру их можно разделить на две группы.
В первую входят ордера, выданные держателем коносамента и адресованные перевозчику или его агенту. Эти документы не являются товарораспорядительными документами, а представляют собой лишь приказ ка выдачу груза, не обязательный для перевозчика.
Во вторую группу входят деливери-ордера, выданные самим перевозчиком или от его имени агентом. Это — обязательство перевозчика выдать определенное количество груза. Такой же характер имеют деливери-ордера, выданные получателем (держателем коносамента) и акцептованные или подтвержденные под. писью капитана судна или его агента.
Капитан (или агент) может выдать деливери-ордер или акцептовать деливери-ордер, выписанный грузополучателем, лишь в том случае, если ему представлен подлинный коносамент о распиской грузополучателя в принятии груза Таким образом основной коносамент погашается и вместо него выдаются деливери-ордера.
В отдельных портах судно передает весь груз управлению порта или специальному портовому складскому обществу, получив расписку о принятии груза на подлинных коносаментах. Управление порта или складское общество выдают груз на основании выписанных ими деливери-ордеров Такая практика чаще всего встречается в портах, где имеются вольные гаваии или особые таможенные зоны, в которых все без исключения генеральные грузы выдаются через склады гавани, а соответствующие складские группы передают груз получателям, являясь как бы посредником между судном и грузополучателем.
Такой же характер имеют деливери-ордера агента судна, когда предъявление подлинного коносамента и документальное оформление выдачи груза с распиской получателя, что он принял груз, происходит не на борту судна, а в конторе агента. Тогда агент вручает взамен подлинного коносамента деливери-ордер, т. е. приказ судну выдать груз лицу, предъявляющему это распоряжение или деливери-ордер.