Общественно-политическое движение в Индии в 1914-1918 гг
Период войны был временем экономического подъема, но рост цен на продовольствие больно ударил по рабочим и другим лицам наемного труда. Реальная заработная плата, чрезвычайно низкая и раньше, стала просто нищенской. Это вызвало возникновение после войны организованного рабочего движения. Правда, тот же рост цен на продовольствие привел к улучшению положения в сельском хозяйстве. Многие крестьянские хозяйства сумели освободиться от ростовщической задолженности.
Революционные организации внутри страны, были в значительной степени подавлены. Репрессии со стороны колониальных властей вынудили многих революционеров эмигрировать. Но это имело и позитивные последствия. Укрепились связи индийских революционеров с революционньми элементами в Европе и Америке, в их идеологии появились социалистические идеи, наметился известный отход от религиозного обоснования своей деятельности. От тактики индивидуального террора они стали переходить к подготовке всеиндийского антиколониального восстания. Казалось, условия войны - недовольство широких слоев населения и ослабление военного присутствия колонизаторов - предоставляли для этого возможности. Но это оказалось иллюзией. Попытки завести в Индию оружие, создать законспирированную организацию окончились неудачей. В феврале 1915 г. был разгромлен центр заговорщиков в Лахоре. Состоялся процесс над 175 участниками организации, 20 человек по приговору суда бьши казнены, 58 приговорены к пожизненному заключению. Был издан «Закон об обороне Индии», который вводил трибуналы для рассмотрения дел о заговорах. Приговоры этих трибуналов не подлежали обжалованию. К концу 1918 г. был обезврежен еще один центр, состоявший из мусульман, группировавшихся вокруг учебного заведения (Дар-уль-ислам) в Деобанде.
Но набирало силу умеренное направление национального движения, представленное Национальным конгрессом и Мусульманской лигой. Уже в 1915 г. Национальный конгресс, приняв в очередной раз резолюции о своей лояльности к британскому правительству, потребовал передачи «власти народу».
В 1916г. бьши основаны две «Лиги гомруля», одна - Тилаком в Бомбее, другая - Энни Без-ант, главой Теософского общества, в Мадрасе. Лозунг «гомруля» был заимствован из практики борьбы ирландцев за независимость против Британии, но оказался кстати в Индии как перевод уже выдвигавшегося лозунга сварадж («самоуправление»). Лиги гомруля стали искать возможности объединиться с Конгрессом. Эти возможности повысились в связи с тем, что в 1915 г. умерли Гопал Кришна Гокхале и Фирузшах Мехта. В том, что Тилак порвал отношения с Конгрессом в 1907 г., сыграли свою роль и его неприязненные личные отношения с тогдашними лидерами партии.
В 1916 г. в Лакхнау состоялся объединительный съезд. Тилакисты, которых когда-то называли «экстремистами», торжественно воссоединились с основной частью Конгресса, которую раньше называли «умеренными». Из Бомбея и Мадраса в Лакхнау отправились «Поезда гомруля». Они проследовали через всю страну. На каждой станции устраивались митинги. Подъем национальных чувств был необычайным. Прием поездов в Лакхнау вылился в широкое торжество.
Одновременно с Конгрессом в том же городе заседала Мусульманская лига. Делегаты ходили на заседания обеих партий, царила атмосфера единения. На обоих съездах были приняты однотипные резолюции, которые впоследствии были названы «Лакхнаусскими соглашениями». Смысл их заключался в том, что обе партии потребовали самоуправления «в качестве равноправного партнера в Британской империи наряду с самоуправляющимися доминионами». Подобные права имели в то время только Канада (с 1868 г.), Австралия (с 1904 г.) и Южно-Африканский Союз (с 1910 г.). Правда, это требование было в тех же соглашениях смягчено до предложения сделать выборными большинство состава центрального Законодательного собрания и установить подотчетность этому собранию половины состава правительства. В провинциях предлагалось проводить прямые выборы и создать правительства, ответственные перед Законодательными собраниями. Предлагалось ввести избирательное право «такое широкое, какое только возможно». В качестве уступки своим мусульманским союзникам Конгресс согласился на сохранение куриальной системы (против которой он до этого решительно возражал), предложив выделить для мусульман процент мест в законодательных собраниях, значительно превышавший их долю в населении провинций.
Акты, затрагивающие интересы религиозных общин, могли быть заблокированы любой из курий.
Лакхнаусские соглашения воспринимались тогда как победа идеи объединения усилий всех, заинтересованных в самоуправлении Индии, как победа разума. В настоящее время некоторые политики и исследователи рассматривают их как поражение секуляристских сил, как признание Конгресса в том, что он являлся партией индусов, а Мусульманская лига выражает интересы мусульман. Считают, что именно в 1916 г. в Лакхнау бьши брошены семена последующего раздела страны по религиозному принципу. Возможно, что более разрушительную роль сыграл отказ от поддержки куриальной системы со стороны Конгресса, произошедший позже.
Появление на политической арене Индии во время войны Махандаса Карамчанда Ганди (1869-1948) можно рассматривать как самостоятельный фактор, способствовавший радикализации освободительного движения. Он прибыл в Бомбей 12 января 1915 г. уже как известный борец за права индийцев в Южно-Африканском Союзе и в том же году обосновался в поселке под Ахмада-бадом (Гуджарат), который назвал Сатьяграха-ашрам. В нем первоначально жили около 30 его ближайших последователей.
Ненасильственная тактика борьбы представлялась оригинальной и многообещающей. Воздержание от насилия выдвигалось им как религиозный долг, основанный на принципе ахгшсы (непричинения зла живому существу). Основным методом борьбы он провозглашал политический массовый бойкот, «ненасильственное несотрудничество» (non-violent non-cooperation). Кампанию несотрудничества он называл сатьяграха («упорство в истине»). Непротивление насилию со стороны правительства рассматривалось им также и как серьезный практический моральный ресурс борьбы — способ поднять дух народа и деморализовать его противников. В условиях Индии, где существовала свободная пресса, моральная составляющая движения сыграла значительную роль.
Стремление к независимости своей страны, конечно, доминировало в его мыслях и деятельности, но важно подчеркнуть, что окончательной своей целью он не считал только политическую независимость.
С целью сглаживания классовых противоречий и сплочения всего народа в антиколониальной борьбе он выдвинул «теорию опеки», сводившейся к тому, что богатые должны заботиться о бедных. В течение 1915-1919 гг. М.К.Ганди провел в разных частях Индии 5 кампаний по поводу конкретных проявлений произвола со стороны английских плантаторов и английских промышленников. Все они заканчивались хотя бы относительным успехом. Наиболее известные из них -организация сопротивления рабочих на индиговых плантациях в Чампаране (Северный Бихар, конец 1917 - начало 1918 г.) и стачка на текстильной фабрике в Ахмадабаде (февраль-март 1918 г.). Это подняло его авторитет в массах и среди националистически мыслящей общественности, а также показало фабрикантам, что вносимая Ганди организованность в рабочее движение может избавить их от больших неприятностей. Именно в то время он получил титул Махатма («Великая душа»), который впоследствии стал как бы его основным именем.