Роль и масштабы международных прямых инвестиций, мотивы их определяющие. Основные тенденции движения ПИИ
Иностранные инвестиции – это экспорт (импорт) финансовых и материальных средств, прав на имущественную и интеллектуальную собственность для вложения их в дело на территории другого государства с целью получения прибыли.
В общую сумму поступления иностранных инвестиций включаются по методике Министерства статистики прямые иностранные инвестиции, портфельные и прочие:
- прямые инвестиции – любые инвестиции, осуществленные прямыми инвесторами полностью или частично владеющими организацией или имеющими не менее 10% акций и паев в уставном фонде, что дает право на участие в управлении организацией;
- портфельные инвестиции – это продажа акций, паев, облигаций, векселей и других ценных бумаг (портфельные инвестиции составляют менее 10% в уставном фонде организации и не дают право вкладчикам влиять на деятельность организации);
- прочие инвестиции – торговые кредиты, иностранные кредиты, ссуды, займы, финансовый лизинг, кроме полученных от прямого инвестора. Торговые кредиты – это задолженность за полученные от нерезидента РБ (не прямого инвестора) основные средства, неустановленное оборудование, нематериальные активы. Иностранные кредиты включают кредиты, полученные под гарантии Правительства, коммерческих банков, залог имущества, поручительства и иное обеспечение.
В мировой практике к прямым инвестициям относят вложение средств в создание совместных, иностранных предприятий и филиалов.
Прямые инвестиции подразделяются:
1) по форме: - товарные; - денежные; - интеллектуальные.
2) в зависимости от того, кто их предоставляет: - частные; - государственные; - международных организаций.
Цели, которые преследует страна, привлекая иностранные прямые инвестиции:
1) получение помощи в налаживании выпуска технически сложной продукции;
2) разовое получение новых технологий в расчете на их постоянный приток;
3) решение проблемы обучения национальных кадров;
4) получение финансовой выгоды по сравнению с импортом товаров и иностранными ссудами;
Мотивы движения прямых инвестиций можно условно разделить на три группы: политические; экономические; конкурентные.
Политические цели связаны с обеспечением присутствия страны-инвестора на рынке инвестируемой страны, что обеспечивает возможность влиять на экономическую политику прямо или косвенно. Прямое влияние оказывается путем лоббирования, а косвенное – через деятельность созданных предприятий, которые так или иначе меняют экономический климат страны.
Основным мотивом движения ПИИ является экономический.
Основные экономические цели вывоза капиталов в виде прямых инвестиций:
1) обход тарифных (таможенных пошлин) и нетарифных протекционистских барьеров;
2) использование разницы в стоимости ресурсов в разных странах, в том числе использование разницы в стоимости рабочей силы, а, следовательно, в издержках производства;
3) повышение качества послепродажных услуг для тех товаров, где эта составляющая товара является его важным компонентом (например, машины и оборудование, бытовая техника) – через совместные предприятия этот процесс контролируется легче, чем при работе через национального торгового посредника, и обходится дешевле;
4) экономия на налогах и экологических программах.
Конкурентные мотивы связаны с повышением конкурентоспособности и более активным, чем в случае внешней торговли, внедрением на рынок, использованием эффекта внедрения на рынок изнутри, а не извне (торговля).
Расширение рынков присутствия повышает имидж фирмы, укрепляет ее позиции на мировых рынках, позволяет оптимизировать конкретную стратегию за счет использования вновь возникших конкурентных преимуществ.
В результате мирового финансового кризиса и снижения экономической активности в мире значительно уменьшились объемы мировых ПИИ – если в 2000 году их объем составил 1,4 трлн. долл. (максимальный показатель, рост на 30% по отношению к предшествующему году), то в 2001 году – всего 735 млрд. долл., т.е. в два раза меньше. В 2002 году по-прежнему сохранилась тенденция снижения объемов инвестиций, которые составили 651 млрд. долл., что на 11% меньше, чем в предыдущем году.
Только в 2004 году наметилась тенденция увеличения глобальных потоков ПИИ, до того снижавшихся три года. Рост продолжился и в 2005 году – он был значительным, на 29%, объем ПИИ достиг 916 млрд. долл.
Суммарный объем накопленных ПИИ в 2005 году оценивался в 10,1 трлн. долларов.
Состояние мировых ПИИ отслеживает Конференция по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), которая готовит ежегодные доклады.
Структура инвестиций меняется незначительно. По-прежнему инвестирование носит перекрестный характер, т.е. одни и те же страны одновременно выступают и инвесторами, и заемщиками на финансовых рынках. Основными инвесторами остаются промышленно развитые страны (83%), они же получают наибольший приток инвестиций (59,2%). Следовательно, сохраняется и такая тенденция, как концентрация потоков ПИИ. При этом для США является нетто-импортером в 2005 году, а страны Евросоюза - нетто-экспортерами. Наиболее активными получателями ПИИ являются развивающиеся страны и Восточная Европа, где отток и приток капитала соотносятся как 1 : 3 и 1 : 2,5.
Происходит смена отраслевых приоритетов в динамике ПИИ. На протяжении последних лет снижается инвестиционная привлекательность обрабатывающей промышленности. Основная часть прироста ПИИ пришлась в 2005 году на сектор услуг, в частности, на сегменты финансов, связи и недвижимости. Резко увеличился приток ПИИ в добывающую отрасль, главным образом, в нефтяную промышленность.
По методике ЮНКТАД инвестиционный потенциал страны оценивается по индексу динамики ввоза ПИИ (к ВВП) и индексу потенциала (он рассчитывается как комплексный показатель на основе динамики ВВП, в том числе на душу населения, экспортной квоты страны, доли расходов на НИОКР в ВВП, ряда социальных показателей, а также уровня странового риска).
По этим индексам все страны разделены на 4 группы:
1 группа: Страны-лидеры с высокими показателями индексов (США, Китай, Франция, Венгрия, Германия).
2 группа: страны, повысившие свои инвестиционные показатели (Бразилия, Казахстан, Марокко, Вьетнам) – имеют низкий потенциал, но высокие показатели динамики ПИИ.
3 группа: Страны, не реализующие свой потенциал (Беларусь, Япония, Саудовская Аравия, РФ, Корея) – потенциал высок, а динамика ввоза ПИИ низкая.
4 группа: Страны с низкими инвестиционными показателями (Бангладеш, Эфиопия, Индия, Индонезия).