Тема 15. Экономическая сущность инжиниринга как международной торговли инженерно-консультационными услугами
Международный инжиниринг – деятельность по предоставлению комплекса услуг производственного, коммерческого и НТ характера, оказываемых как специализированными инженерно-консультационными фирмами, так и промышленными, строительными и другими компаниями.
Инжиниринг можно определить как совокупность интеллектуальных видов деятельности, имеющих своей целью получение наилучших результатов от капиталовложений или иных затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения, за счет наиболее рационального подбора и эффективного использования материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов в их единстве и взаимосвязи, а также методов организации и управления, на основе передовых НТ достижений и с учетом конкретных условий и факторов реализации проектов.
В современной международной практике уже определились две категории фирм, выполняющих работы типа «инжиниринг»:
- специализированные фирмы, для которых предоставление инженерно-теоретических услуг – основная сфера деятельности;
- промышленные фирмы, которые сочетают оказание инжиниринговых услуг с производственной деятельностью.
Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от вида деятельности делятся на 2 группы:
1.Инженерно-консультационные фирмы. Они предоставляют технические услуги в форме консультаций. При этом они сами не занимаются ни производством, ни строительством. Сфера их деятельности чрезвычайно широка:
- гражданское строительство – порты, аэропорты, транспортные магистрали, шахты, городское строительство.
- промышленные объекты, использующие специфические технологические процессы.
2.Инженерно-строительные фирмы. Они предоставляют обычно полный комплекс инженерно-технических услуг, включая проектирование объекта, поставку оборудования, монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию. Эти фирмы довольно часто берут на себя функцию генерального подрядчика объекта, привлекая в качестве субпоставщиков машиностроительные и строительные компании.
В свою очередь, промышленные фирмы, относящиеся ко второй категории фирм, выполняющих работы типа инжиниринг, также делятся на 2 группы:
1.Компании-проектирлвщики, которые, стремясь сохранить секреты производства, выполняют технологическое проектирование с целью расширения или создания нового производства на основе имеющихся у них патентов и ноу-хау, а подрядчики используются для выполнения остальных инженерно-консультационных работ.
2. Компании – производители оборудования. Для них инжиниринг является средством увеличения продаж основной продукции. Как правило, речь идет о проектировании крупных промышленных установок, для которых изготовление оборудования осуществляется той же фирмой.
Самым распространенным видом инжиниринга является консультационный инжиниринг. Это связано со следующими обстоятельствами:
- большая потенциальная значимость интеллектуального содействия при сооружении объекта, его способность существенно повысить эффективность всех производимых работ;
- гибкость консультационного инжиниринга, т.е. возможность его использования как по проекту в целом, так и в отношении его части, как при выполнении строительных работ и работ по техническому оснащению объекта собственными усилиями заказчика, так и в случае их проведения другими подрядчиками, в том числе и из-за рубежа.
Контракт на консультативный инжиниринг регулирует отношения между двумя сторонами – заказчиком и консультантом. Установлению этих отношений предшествует выбор конкретного консультанта потенциальным заказчиком. Это исключительно важный преддоговорный этап, что обусловлено спецификой инжиниринга как организационной формой МЭО.
При выборе консультанта решающими факторами должны быть его профессиональный опыт и деловая репутация. Существуют 2 солидных, общепризнанных международных профессиональных союза инженерно-консультационных фирм, членство в которых является гарантией качества последующего выполнения договорных обязательств:
- Европейский комитет инженерно-консультационных фирм;
- Международная ассоциация инженеров – консультантов.
Кроме того, информация, полученная заказчиком о потенциальных консультантах, по возможности должна быть тщательно проверена через контакты с их предыдущими заказчиками.
Тема 16.Особенности организации внешнеэкономических операций в туристическом бизнесе
Особенности организации внешнеэкономических операций в туристическом бизнесе связаны прежде всего с оформлением специфических документов: заявка на бронирование тура; лист бронирования; подтверждение бронирования; договор на путешествие; документы туриста; ваучер; туристическая путевка; транспортные документы; страховка; анкета туриста; памятка туриста и т.д.
В зависимости от деятельности конкретной фирмы набор документов может варьироваться. Многие из них в настоящее время существуют в электронной форме, что значительно упрощает работу с ними. Рассмотрим подробно каждый из них.
Заявка на бронирование тура. Это документ, в котором указываются все желательные характеристики будущего путешествия. Он заполняется в произвольной форме и содержит просьбу туриста подыскать тур, отвечающий всем заявленным характеристикам. Но менеджер не должен осуществлять бронирование без предварительного согласования с туристом, даже если все характеристики его совпадают. Отмена ранее забронированных туров в электронной системе бронирования может привести к потере права пользования этой системой.
Лист бронирования.
В нем должны быть указаны следующие сведения: номер листа бронирования;реквизиты фирмы-организатора путешествия;данные лица, заказывающего тур;наименование и описание тура;стоимость тура;дата и аэропорт отправления;наименование отеля; класс размещения;вид питания;перечень экскурсий;трансфер;страховка;перечень дополнительных услуг;подписи покупателя и турагента.
Это далеко не обязательный перечень сведений, включаемых в лист бронирования. По взаимной договоренности фирмы могут опускать какую-либо информацию или принимать ее во внимание по умолчанию. Каждая фирма разрабатывает свой лист бронирования.
Варианты оплаты могут быть следующими:
1) по перечислению, наличными или взаимозачетами. По перечислению обычно оплачиваются дорогие туры либо туры, оплачиваемые организацией для своих работников. Основная часть туров оплачивается наличными. Взаимозачетами оплачиваются туры по взаимной договоренности;
2) с авансом или всей суммой сразу. Менеджер не может приступить к бронированию, не имея «на руках» хотя бы части суммы (для зарубежных маршрутов это – полная стоимость авиабилетов и 30-50% от стоимости тура). При аннуляции брони указанная сумма идет на покрытие понесенных расходов (штрафы, пени) и не возвращается клиенту в полном объеме.
Подтверждение бронирования. Обычно оно оформляется в виде записи в соответствующей графе листа бронирования, реже отдельным документом.
Договор на путешествие. Это основной документ, регламентирующий отношения продавца и покупателя туристической услуги.
Документы туриста.Перечень документов очень широк: анкеты для получения виз и загранпаспортов, российские и заграничные паспорта, нотариально заверенные доверенности на детей, справки о доходах, фотографии, справки о прививках и т.п. Этот перечень изменяется в зависимости от того, какие требования к туристам предъявляет страна пребывания.
Ваучер.Это подтверждение заключенного ранее договора между туристом и организатором путешествия. Этот документ случит для подтверждения взаиморасчетов отправляющей и принимающей фирм. Т.к. наша фирма является членом РАТА, то она имеет право выдавать ваучеры. Эти ваучеры принимаются предприятиями во всех странах мира. Если турист не получил какие-либо услуги, то на обратной стороне ваучера обозначается сумма этих услуг.
Туристическая путевка.Она состоит из лицевой стороны, обратной стороны и корешка. На лицевой стороне содержатся следующие данные: наименование организации продавца; наименование тура; покупатель тура; список туристов (ФИО, № паспорта, № ОЗП, адрес, телефон); руководитель группы; продолжительность поездки (количество ночей);дата заезда; маршрут; пакет услуг; экскурсии; стоимость путевки; дата продажи и подписи.
На обороте пишется дополнительная информация (принятые сокращения, необходимая информация и т.п.). На отрывном талоне к путевке указываются те же данные, только в более сокращенном виде. Талон служит доказательством того, что путевка оплачена
Транспортные документы.Это билеты на тот вид транспорта, которым осуществляется передвижение по данному маршруту.
Страховка. Страхование туриста производится по его поручению туристической фирмой или самостоятельно. За исключением нескольких стран (например, Германии), визы в которые не выдаются без наличия страховки, страхование туриста является добровольным. Страховой полис может включать как амбулаторное обслуживание, так и другие виды услуг. Для того, чтобы получить компенсацию у страховой компании, туристу необходимо сохранить все оплаченные им чеки из аптек, клиник и других учреждений, где он получал медицинскую помощь.
Страхование транспортного путешествия является обязательным, а сумма страховки включается в общую стоимость билета.
Анкета туриста.Это документ, который более важен для турфирмы, чем для самого туриста. Анкета включает в себя ряд вопросов, например «Соответствовали ли условия проживания заявленным в путевке?». Турист заполняет анкету после поездки и указывает в ней свои пожелания и рекомендации. Таким образом, анкета служит средством изучения общественного мнения туристов и источником улучшения деятельности предприятия.
Памятка туриста.Это вспомогательный документ для туриста, выезжающего за границу. Памятка может содержать сведения о необходимых в поездке вещах, об обычаях и культуре данной страны, о необходимых прививках и инфекционных заболеваниях в этой стране, о телефонах, по которым турист может обратиться в случае непредвиденной ситуации и т.п.
Прочие виды документов зависят от специфики страны и не является обязательным.
Основными этапами организации операции по международному туризму являются следующие:
- подготовка к заключению контракта;
- заключение сделки;
- исполнение операции.
На первом этапе фирма осуществляет следующие действия:
- изучение спроса на данный вид услуг в нашем регионе. Для этого можно воспользоваться любыми источниками информации – рекламными материалами, знакомствами. Часто менеджеры турфирм предстают в роли потенциальных покупателей, интересующихся конкретной услугой, ценой на нее и тем, что в нее включено. Сюда также входит оценка деятельности конкурирующих фирм в этом направлении;
- изучение законодательных и других норм, касающихся этого вопроса. Например, при разработке маршрута в новую страну следует учитывать особенности визового оформления иностранных туристов, необходимость страхования, таможенные правила и т.д.;
- выбор иностранного партнера, проведение предварительных переговоров.
Второй этап включает в себя следующие действия:
- разработка текста контракта, согласование его с типовыми договорами, определение корректности с юридической точки зрения;
- подписание контракта.
Третий этап является самым длинным и комплексным. Он состоит из следующих действий:
- сертификация созданного турпродукта;
- реклама на внутреннем рынке;
- рассылка оферт турагентствам с предложением данного турпродукта;
- работа с клиентами по осуществлению туристического обслуживания. Сюда входят такие действия, как паспортно-визовое обслуживание, страхование туристов, организация международных перевозок и т.п.;
- проведение расчетов с зарубежным партнером.
Деятельность турфирмы осуществляется во взаимодействии со следующими субъектами: зарубежный партнер; турист; банк; страховая компания; транспортная компания; турагент (если наша фирма выступает как туроператор); туроператор (наша фирма – турагент); посольства, консульства; государственные органы (представительство МИД, ОВИР); пресса, ТВ, рекламные агентства другие фирмы нашего города, области, страны.
В процессе ВЭД турфирма взаимодействует с рядом субъектов: другие фирмы, государственные учреждения, граждане и т.п. В своей работе, фирма использует набор документов, основная часть которых является обязательными.