Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 3. Произведите синонимические замены иностранных слов
3. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Апатичный, реликт, фолиант, раритет, ретроград.
4. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. В кошельке осталось всего три рубля денег. 2. На вечере присутствовали молодые бойцы и пожилые ветераны. 3. Присутствующим были вручены дипломы и памятные сувениры.
3. Составьте словосочетания с паронимами.
Туристский – туристический, железный – железистый, невежа – невежда.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. У них все было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал. 2. На следующий день команды «Гранит» не стало: она рассыпалась как мыльный пузырь. 3. Вначале наш герой живет как кот в масле в этом доме.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Этакий Голиаф. 2. Вылитый Плюшкин. 3. Троянский конь.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый)какао – теплое какао.
(Огромный) мозоль, (нарядный) кимоно, (синий) гуашь, (широкий) авеню, (круглый) сирота.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Цыган, верблюжонок, ущелье, потемки, килограмм.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
1) об 1394, 2) к 347, 30 от 458, 4) с 835.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Уплатить (квартира), гордиться (успехи), жажда (деятельность), принадлежность (организация), скучать (вы).
4. Замените определительные предложения причастными оборотами.
1. Я читаю книгу, которую взял у товарища, который живет по соседству. 2. Был оглашен приговор суда, который пересмотру не подлежит. 3. Неизменным успехом у читателей пользуются книги, которые отражают нашу действительность.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Иногда и сам (в)просак он поп…дался как простак. По ул…цам слона в…дли как видно (на)п…каз. Кепи надетое (на)бекрень и ч…рня вое(н, нн)ая ш…нель (в)накидку пр…влекали на улице вс…общее вн…мание. Туча быстро н…слась по небу р...ср…стаясь (в)глубь и (вширь. Все дела с…вершали (по)домашнему (по)сосе…ски с в…ковой пр…вычкой ло…костью и кр…сотой. Н…суразный какой(то) все у него (шиворот)(на)выворот. Его лицо было (на)диво прав…льно и кр…сиво. Ася д…вольно хорошо г…ворила (по)францу…ки и (по)неме…ки.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС
ВАРИАНТ № 44
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
3. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Грушевый, избалованный, переходный, премированный, таможня.
4. Укажите, как произносится буква Г в словах.
Гудок, пирог, мягкий, зимнего, Господи.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
4. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Фольклор, дебют, бартер, юрисдикция, катаклизм.
5. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. Побывали мы у памятника-монумента, который поразил нас величием и своей величиной. 2. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 3. Намечено подписание «соглашения о национальном согласии».
6. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.
1. Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактичный, тактический) решения. 2. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйский, хозяйственный) вопросов. 3. Успехами мы не (блистать – блестеть).
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 2. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции матерым зубром. 3. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа наша требовала все большего напряжения.
2. Объясните смысл образных выражений.
4. Нить Ариадны. 2. Ахиллесова пята. 3. Авгиевы конюшни.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый)какао – теплое какао.
(Старинный) рояль, (соленый) иваси, (красивый) какаду, (новый) табель, (черный) гуашь.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Колени, армянин, побережье, сумерки, грамм.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
4) от 743, 2) к 598, 3) о 274, 4) перед 137.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Достичь (берег), гордость (подвиг космонавта), скучать (вы), оплатить (квартира), оккупированный (армия Наполеона).
4. Замените определительные предложения причастными оборотами.
1. Туристы, которые вернулись из похода, немного устали. 2. Путешественник, который прославился своими открытиями, которыми заинтересовались многие, прочитал ряд лекций. 3. На комбинате много сотрудников, которые хорошо проявили себя в труде.