Пути активизации инвестиционного процесса
Торговая палата США провела обширные исследования на материале входящих в ее состав компаний с целью выявить, чем руководствуются американские компании, принимая решения о капиталовложениях в какую-либо страну, было выявлено 13 основных критериев.
1. Характеристика рынка.
Размеры местного рынка товаров и услуг, относительная благосостоятельность или покупательная способность населения, возможности роста этих показателей, а также экономики в целом. Важными факторами являются природные ресурсы и географическое положение страны.
2. Доступность рынка.
Местные законы и нормативные положения, обеспечивающие или хотя бы не слишком ограничивающие доступ на местные рынки.
3. Рабочая сила.
В рамках своей стратегии компании могут размещать наиболее трудоемкие фазы производства в странах с дешевой рабочей силой. Инвесторы также учитывают качество образования кадров, другим важным показателем производительности рабочей силы - это число прогулов на предприятиях. Дешевизна рабочей силы и ее производительность выступают главными компонентами конкурентоспособности товара на международном рынке.
4. Валютный риск.
Правильная оценка стоимости национальной валюты важна как для инвестора, так и для самих стран (регионов), стремящихся к получению доходов.
В современной России валютная политика подчинена действию законов рыночной экономики. Банковское и валютное законодательство создается с учетом обеспечения выполнения налогового законодательства при игнорировании потребностей законопослушных инвесторов в коммерческих банковских услугах. Банковская сфера является как бы проводником для коммерческой деятельности. Она должна быть устроена таким образом, чтобы поддерживать предприятия, а не следить за ними. Банки, разумеется, могут быть источниками информации для налоговых инспекторов, стремящихся обеспечить сбор налогов. Но первоочередной задачей банковской системы должна оставаться поддержка коммерческой деятельности. Для обеспечения выполнения налогоплательщиками налогового законодательства могут применяться другие меры.
5. Возвращение капитала.
Инвесторы придают большое значение законам и нормативным положениям, влияющим на возможность вывоза инвестированного капитала и прибыли из страны-получателя. К этим законам относятся положения , регулирующие уровень налогообложения, ограничение на вывоз твердой валюты из страны или сложные бюрократические процедуры оформления такого вывоза.
6. Защита прав интеллектуальной собственности.
Сюда относятся технологические процессы, программное обеспечение и способы ведения маркетинга и т.п.
7. Торговая политика.
Торговая политика оказывает влияние на стоимость экспортно-импортных операций в стране-получателе. То, как они осуществляются - очень важный показатель инвестиционной привлекательности территории.
8. Государственное регулирование.
Правительства могут создать очень запутанные правила и процедуры для получения разрешения на иностранные инвестиции, либо установить другие бюрократические требования и ограничения, снижающие возможности инвесторов в оперативном управлении экспортом и импортом капитала.
9. Капитализация предприятий.
Действующее законодательство неоправданно ограничительно в отношении требований к регистрации, капитальным вкладам и формам капитализации, что ограничивает возможности по удовлетворению условиям намеченных мер стимулирования инвестиций. Иностранцы были бы больше заинтересованы в инвестициях в Российскую экономику, если бы они обладали возможностями решать, как и когда, делать свои капитальные инвестиции. Примеры такой ограничительной политики включают в себя следующее:
- сумма, инвестируемая в качестве вклада в уставный капитал, ограничена суммой , указанной в учредительных документах. Это может осложнить своевременное увеличение капитала из-за необходимости согласования с различными органами..
- акционеры российских компаний лишены возможности финансировать российские дочерние предприятия посредством ссуд ассоционированным сторонам в связи с применением НДС к ссудам ассоционированным сторонам.
- Имущество, ввозимое в Россию в связи со строительными проектами, подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами и налогами, что удорожает такие проекты и делает их менее привлекательными для иностранных инвесторов.
10. Налоговые ставки и стимулы.
Для привлечения больших инвестиций многие страны предлагают целый комплекс налоговых и других привилегий для иностранных инвесторов. Эти стимулирующие программы могут привлечь иностранные инвестиции, при условии, что соблюдены другие важные условия.
Нестабильность и неопределенность нормативных актов, и законодательства, и непоследовательность их применения на практике. Недостатки правовой базы в России, увеличивающие юридический и политический риск, рассматриваются многими как факторы, препятствующие инвестициям. Недостатки правовой базы в России, увеличивающие юридический и политический риск, рассматриваются многими как факторы, препятствующие инвестициям.
Основной задачей налогообложения является получение доходов для поддержания государственных функций. Такие налоги обычно связаны с прибылью или доходами налогоплатильщиков. Практически все современное законодательство России направлено, как представляется, на единственную задачу сбора налогов для очень важных текущих потребностей правительства. В результате этого был создан обременительны налоговый режим, который в настоящее время препятствует инвестициям. Налоги на затраты и доходы, а не прибыль, являются сдерживающим фактором для инвестиций. Для того чтобы был достигнут сколь либо значительный уровень инвестиций, общее налоговое бремя должно быть сокращено. Система налогообложения важна для иностранных инвесторов так как налоги представляют собой ключевые элементы оценки инвесторами того, представляют ли им проекты в России достаточные возможности для обеспечения приемлемой доходности. С учетом того, что потенциальные инвесторы должны распределять ограниченный капитал между различными инвестиционными вариантами, направление иностранных инвестиций в страну с неблагоприятной налоговой системой будет ограничено, в противоположность стране благоприятной налоговой системой. Для того чтобы быть благоприятной и, следовательно, привлекательной для иностранных инвестиций, налоговая система должна быть
- стабильной
- ясной и относительно понятной
- последовательно применяемой
- поддерживаемой соответствующей правовой инфраструктурой, включая объективную процедуру апеляций.
11. Политическая стабильность.
Это условие имеет фундаментальное значение в принятии решения об инвестировании. Стабильная политическая ситуация придает инвесторам уверенность в том, что “правила игры”, то есть законы, регулирующие инвестиции и рынки там, где они собираются действовать, останутся неизменными в течение продолжительного времени.
12. Макроэкономическая политика.
Новый иностранный инвестор сталкивается с непроницаемым лабиринтом нормативных и законодательных актов. По мере того, как правительство и парламент принимают изменения и дополнения к этому законодательству, что иногда ведет к противоречиям, его непроницаемость возрастает. Обычно иностранному инвестору необходимо регистрировать компании, долевое участие, права собственности и владения на недвижимость или получать сертификаты на продукцию для ее реализации. В эти процессы вовлечены многочисленные департаменты на федеральном, областном и муниципальном уровнях. Противоречия и интерпретации, предлагаемые различными департаментами, зачастую застают иностранного инвестора врасплох и лишают его возможности обратиться за помощью к независимому органу. Не следует недооценивать отрицательного влияния этой ситуации на инвестиции. Громоздкие и противоречивые процедуры увеличивают подготовительный период до фактического начала деятельности, уменьшают доходность инвестиций и повышают степень риска. Например, ситуация в сфере регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Сложившаяся на сегодняшний день система регистрации предприятий с иностранными инвестициями является примером того, как несовершенство законодательства, его прочтение не с точки зрения буквы и смысла закона, а с точки зрения ведомственных интересов, затрудняют деятельность иностранных инвесторов на территории РФ, особенно - на территории ее субъектов.
Для решения этой проблемы в долгосрочной перспективе потребуются серьезные организационные изменения. В краткосрочном плане было бы целесообразно создать в регионах консультационное бюро, которое помогало бы инвесторам в разрешении споров и преодолении бюрократических препон. на пути направляемых в область инвестиций.
13. Инфраструктура и услуги.
Инвестиционная инфраструктура как организационно-экономическая система, призвана обслуживать воспроизводство основного капитала, внутри- и межрегиональное движение инвестиционных потоков, претерпевает процесс становления, как и другие элементы рыночного хозяйства. Специфика институтов региональной инфраструктуры заключается в том, что они производят не материальную продукцию, а деловые услуги. Основная функция этих институтов - коммерческих банков, инвестиционных компаний и фондов, информационных систем - создание условий, необходимых для поддержания нормального процесса воспроизводства основного капитала и адаптации предприятий к изменениям рыночной конъюнктуры.
Существует немало значительных проблем в области инфраструктуры, повышающих риск инвестиционной деятельности в России. Развитие институтов инвестиционной инфраструктуры во многом носит стихийный характер, неравномерный по регионам. Вновь создаваемые институту инвестиционной инфраструктуры концентрируются главным образом в крупных экономических центрах. Проблемы инфраструктуры повышают издержки, требуют уделения им значительного времени и внимания и отвлекают руководство компаний от решения более насущных вопросов, таких, как повышение производительности, расширение сбыта и общее достижение окупаемости инвестиций.[4]
В качестве примера можно привести проводимую администрацией Владимирской области политику повышения инвестиционной привлекательности региона. Существующая “Целевая программа привлечения иностранных инвестиций в экономику Владимирской области на период с 2000 до 2005 года” предполагает активную работу с предприятиями, результатом которой может стать:
1. Формирование у предприятий инвестиционного портфеля.
При администрации области существует экспертиза инвестиционных проектов, позволяющая проверить инвестиционные предложения предприятий на их адекватность существующим рыночным условиям. Многие инвестиционные проекты, затрагивающие приоритетные отрасли народного хозяйства области, такие как машино- и приборостроение, цветная металлургия, пищевая промышленность, легкая промышленность, химическая промышленность, стекольная промышленность, деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, производство стройматериалов, инфраструктура внешнеэкономической деятельности, транспорт, связь, туризм, могут получить гарантии местного бюджета.
2. Создание каналов распределения и распространения маркетинговой информации о предприятиях региона и их инвестиционных предложениях. Данная информация помещается в электронные средства информации, публикуются в периодических изданиях, сотрудничающих с областной администрацией, передается партнерам Владимирской области по линии международного сотрудничества. Данная информация предоставляется в распоряжение экономических институтов разных стран по линии торгово-промышленных палат и т.п.
3. Предприятия значительно могут повысить свою инвестиционную привлекательность активно, используя налоговые льготы, разработанные с целью улучшить положение инвестора в регионе. В настоящий момент льготами пользуются лишь 4 предприятия.
4. Формирование системы информационно-законодательной поддержки и консультаций и т.п.
В настоящее время для предприятий региона созданы возможности включения в систему инвестиционной привлекательности региона. Существующая “Целевая программа привлечения иностранных инвестиций в экономику Владимирской области на период с 2000 до 2005 года” предполагает активную работу с предприятиями, результатом которой может стать формирование у предприятий инвестиционного портфеля (при администрации области существует экспертиза инвестиционных проектов, позволяющая проверить инвестиционные предложения предприятий), каналов распределения и распространения маркетинговой информации о предприятиях региона и их инвестиционных предложениях, системы информационно-законодательной поддержки и консультаций и т.п.
Заключение
Инвестиции - сравнительно новая категория для российской экономики. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Они и рассматривались как понятие, тождественное инвестициям.
В странах с развитыми рыночными экономическими системами накоплен достаточный опыт в области изучения инвестиций, - пренебрегать этим опытом было бы бессмысленно. Однако продолжающийся в России процесс освоения рыночной экономики был сопряжен с немалыми трудностями, отчасти в связи с возникновением проблемы привлечения инвестиций, как в экономику страны, региона, так и в конкретное предприятие.
Проблеме повышения инвестиционной привлекательности российской промышленности уделяется в настоящее время значительное внимание. Однако существующие подходы к решению данной проблемы очень ограничены и предполагают исключительно политическое решение проблемы: необходимо принять «правильные и хорошие законы», которые привлекут потенциальных инвесторов. К сожалению, данная точка зрения на проблему не позволяет использовать опыт экономических регуляторов повышения инвестиционной активности.
В период перехода экономики страны на рыночный путь развития, когда этапным стал дефицит денежных средств, наряду с вопросами, касающимися подготовки инвестиционных проектов и поиска источников финансирования, возникают проблемы, связанные с обеспечением возврата заемных средств. Проблема представляется особенно острой в период сплошных неплатежей предприятий друг перед другом за полученную продукцию и обусловливает значительные ограничения в возможностях реципиента в своевременной и полной выплате платежей инвестору.
Список литературы
1. | Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы// Вопросы экономики. 1998. №7. с33-40. |
2. | Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе инвестиционных проектов // Российский экономический журнал. 1998. №3. С. 23-27. |
3. | Аукуционек С. Капитальные вложения промышленных предприятий // Российский экономический журнал. 1998. №9. с 66-75 |
4. | Батяева А. Масштабы неинвестирования в российской промышленности // Вопросы экономики. 1999. №10. с. 85-92. |
5. | Булатов А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования // Вопросы экономики. 1998. №3. с55-62 |
6. | Быков А. Инвестиции как фактор повышения конкурентоспособности // Внешняя торговля. 1996. №6. С.46-52. |
7. | Водянов А. Дилемма инвестиционной стратегии государства // Российский экономический журнал. 1997. №10. С. 35-49. |
8. | Воронов К.И. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционных проектов //Финансовая газета. 1993. №49-52; 1994. №1-6 |
9. | Гарнер Д. и др. Привлечение капитала: Пособия Эрнст и Янг. - М.: 1995.- 464с. |
10. | Гурова Т. Точка инновационной опоры: ориентиры развития экономики дадут штучные инвестиции // Эксперт. 1999. №11. С. 41-44. |
14. | Зименков Р. Роль государства в зарубежных инвестициях США //Российских экономический журнал. 1997. №3. С. 14-16. |
11. | Иванов В. Как Новгородчина стала регионом года. Работа с инвестором требует системы // Инвестиции в России. 1998. №8. с. 6-10. |
12. | Инвестиционный климат России // Вопросы экономики. 1999. №12. с 4-34. |
13. | Инвестиционный рейтинг регионов России // Эксперт. 1996. №47; 1997. №47; 1998. №39; 1999. №39. |
14. | Исследование рынка: выбор главного направления. М.: Дело. 1996. |
15. | Кирин А.В. Правовые основы отношений государства и инвесторов. - М.: Инфра-М. 1998.-286с. |
16. | Коваленко Г. и др. Корпоративные инвестиции: к дилемме "регулирвание - дерегулирование" в контексте мировых финансовых потрясений 90-х годов // Российский экономический журнал. 1998. №9-8. |
17. | Комаров В. Инвестиционное пространство СНГ // Мировая экономика и международные отношения. 1998. №2. С. 15-25. |
18. | Крылов С. Яковлева Е. Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности // Российский экономический журнал. 1997. №11-12. с 29-35. |
19. | Кузнецов Ю. Инвестиционный кризис в России с позиций австрийской школы // Вопросы экономики. 1998. №12. с 95-101 |
20. | Семенова Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе // Российский экономический журнал. 1997. №5-6 |
21. | Социально-экономические проблемы России – 2001. – М.: Экономика и право, 2001. – 402 с. |
Инвестиции и инвестиционный климат в России |