Методика обучения чтению

Чтение как рецептивный вид речевой деятельности - это процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины.

Чтение как средство обучения иностранному языку предусматривает использование его для усвоения и речевого материала и расширения знаний по изучаемому языку.

Техника чтения - владение буквенно-звуковыми соответствиями, умение объединять воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы) и правильно оформлять их интонацию.

Понимание текста есть раскрытие смысловых связей и отношений, передаваемых посредством языковой формы.

Качественные характеристики понимания текста:

-полнота понимания - количественная мера информации, извлеченной читающим из текста(75-100%);

-глубина понимания - интерпретация извлеченной информации (понимание подтекста, замысла автора).

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации.

Ознакомительное чтение протекает в быстром темпе и предусматривает извлечение основной информации текста.

Просмотровое чтение предполагает получение самого общего представления о содержании текста( статьи, книги).

Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Анализ может проводиться на понятном предложении, с тем чтобы показать учащимся, как «работает» грамматика, которую они усваивают; и анализ может проводиться на непонятном предложении, когда через анализ учащийся идет к его пониманию.

При ознакомительном чтении целью является извлечение основной информации (приблизительно 70 %), при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. Для ознакомительного чтения подбираются большие по объему тексты и тогда вступает в силу языковая избыточность. Навыки, приобретенные при изучающем чтении, используются при ознакомительном чтении.

Наконец, просмотровое чтение, в результате которого читатель получает самое общее представление о содержательно- смысловом плане текста: о чем идет в нем речь. В естественном процессе коммуникации этот вид чтения выполняет важную роль; из большой массы печатной информации выделяется нужный объект чтения, исключается необязательное и второстепенное. К просмотровому чтению прибегают в профессиональной и бытовой сферах жизни, например при чтении газет и т.д. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения, развитую способность к обоснованному предвосхищению по скупым языковым и неязыковым средствам, большую скорость восприятия.

Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение, в этом проявляется общий принцип аппроксимации, предполагающий необходимые компромиссы и «снисходительность», вытекающие из реальных условий обучения иностранному языку.

Контроль знаний.

Контроль в обучении иностранному языку- это выявление уровня сформированности речевых навыков и умений, определение характера протекания этого процесса, диагностика трудностей, испытываемых учащимися, и проверка эффективности используемых приемов и способов обучения.

Самоконтроль в учебном процессе-это постоянная установка учащегося на сличение (или сравнение) результатов своей деятельности с заданной программой (эталоном).

Взаимоконтроль- вид контроля, направленный на взаимную проверку и оценку качества выполнения того или иного задания, которое предусматривает формирование навыков или развитие умений.

Объекты контроля- это навыки и умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения иноязычному общению.

Оценка- процесс деятельности оценивания уровня сформированности навыков и умений.

Отметка- результат деятельности оценивания.

Тест- совокупность заданий, имеющих специфическую организацию( одновременный охват всех обучаемых, равные условия выполнения заданий, фиксированное время для их выполнения, однозначность ответов и д.р.) и позволяющих определить основные параметры качественного и количественного состояния обученности учащихся на каждом этапе овладения иностранным языком.

Тест множественного выбора(multiple choice test)-вид теста, предполагающий выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов.

Тест на подтверждение (или отрицание)(true-false test)-вид теста, в котором учащемуся необходимо определить факт наличия или отсутствия какого-либо признака из предложенных языковых или речевых элементов.

Тест на подбор пар(maching test)- вид теста, основанный на соотнесении или объединении по какому-либо признаку предложенных языковых и речевых единиц(слов. Синтагм, предложений ид.р.).

Клоуз-тест(cloze test)- вид теста, предусматривающий восстановление или дополнение в связном тексте каждого N-ого пропущенного слова (т.е. 5-го,7-го,13-го и т.д.).

Функции проверки:1) контрольно-коррегирующая, 2) контрольно-предупредительная, 3) контрольно-стимулирующая, 4) контрольно-обобщающая.

1Первая функция контроля состоит в выявлении степени овладения отдельными группами учащихся (сильных, средних, слабых) новым материалом, знаниями, навыками и умениями с целью улучшения этого владения, в совершенсивовании методики коррегирования, т.е. внесения изменений в нее в соответствии с особенностями данного класса, уровнем обучения в конкретных видах речевой деятельности, в соответствии с новыми данными методической теории и передового опыта. Важное место при этом занимают систематические наблюдения учителя за названными выше группами класса в течение ряда лет.

2. Контрольно-предупредительная проверка дает возможность учителю обратить внимание учащихся на то, какой материал, какие навыки и умения подлежат проверке, какие требования предъявляются учителем, степень готовности учащихся к проверке, уровень владения материалом. Она позволяет выявить проблемы в усвоении материала, отдельных языковых явлений и своевременно ликвидировать их.

3Эта проверка часто является подготовкой к контрольной работе, к проверке владения пройденным конкретным материалом и т.д. Она носит частный характер.

4Контрольно-обобщающая функция проверки состоит в выявлении степени владения навыками и умениями по части курса обучения ( в конце темы, четверти, полугодия, года). Эта проверка имеет обобщающий, комплексный характер.

Требования к проведению контроля навыков и умений:

1.Регулярность проверки, которая имеет важное значение для воспитания у учащихся необходимости систематической работы над языком, без чего невозможно формирование практических навыков и умений. Она позволяет избежать учителю случайности в выборе объекта контроля и учащихся, обеспечивает равномерность контроля.

2.Всесторонность проверки.

3. Дифференцированный подход в проведении контроля.

4. Объективность контроля.

5. Соблюдение воспитательного воздействия оценки.

Виды контроля.

В педагогической практике используются следующие виды контроля: а) текущий(следящий),б)тематический, в) периодический, г) итоговый контроль.

Все указанные выше виды контроля применяются на уроках иностранного языка в соответствии с его спецификой.

Текущий контроль- самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля, когда речь идет о систематической контрольно-коррегирующей функции проверки.

Тематический контроль. В связи с тем что основным принципом организации материала по иностранному языку(за исключением некоторых периодов, например, самого начального) является тематический. Этот вид контроля занимает видное место. Тематические планы предусматривают проверку усвоения и овладения учащимися соответствующими навыками, умениями в результате изучения темы (параграфа учебника) на заключительных уроках, иногда предусматриваемых авторами учебника.

Периодический контроль. Периодический контроль проводится, как правило, с целью проверки овладения материалом большего объема, например, изученного за учебную четверть или за полугодие. Этот вид проверки может выявить общее состояние успеваемости учащихся класса.

Итоговый (заключительный) контроль. Этот контроль навыков и умений проводится в конце каждого года обучения.

Формы контроля.

Главное требование к выбору форм контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем видам речевой деятельности, которые они должны проверять.

В методической литературе известны следующие формы контроля: а) индивидуальные и фронтальные, б) устные и письменные, в) одноязычные и двуязычные.

1.Формы контроля экспрессивной устной речи (говорения). Наиболее адекватной формой контроля умений и навыков говорения является устная форма, потому что она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи. Что касается содержательной стороны речи и ее правильности, то эти стороны могут быть проверены и с помощью письменной формы проверки.

Устный контроль навыков и умений говорения может быть фронтальным, индивидуальным и групповым.

Фронтальная устная проверка наиболее удобна для текущего контроля и для выявления степени усвоения или автоматизации материала, выявления общей картины успеваемости.

Индивидуальные формы контроля являются единственно возможными при проверке монологических умений, но необходимо сочетать индивидуальные формы с фронтальными формами проверки, чтобы избежать пассивности класса при продолжительном опросе отдельных учеников.

Из выделяемых в методической и педагогической литературе функций в данной статье более подробному рассмотрению подлежит оценочная функция, ее психолого- педагогический аспект, ее связь с мотивационно - стимулирующей функцией контроля.

Именно оценочная функция в немалой степени влияет как на позицию и деятельность учителя, так и учащегося, учащегося в особенности. Именно от этой функции во многом зависит правильное психолого-педагогическое воздействие и результативность мотивационно - стимулирующей функции контроля, поскольку благодаря оценке порождается группа мотивов, которые направляют учебную деятельность школьников.

Оценочная функция контроля несет в себе большую воспитывающую нагрузку, в ней заложен стимул, под воздействием которого у школьников формируется не только стремление, мотив познания, но и желание быть хорошим и не быть плохим.

Из оценочного арсенала в качестве главного инструмента учитель использует в основном отметку- балл.

Отметка же, призванная сугубо условно выражать уровень знаний, умений и навыков ученика, фактически превращается в характеристику школьника, влияя тем самым на все сферы его жизни, регулируя его отношения с одноклассниками и учителями. Ученик довольно рано начинает осознавать зависимость своего положения в классе от результатов своего труда, от отметок.

Выводы:

1Оценочная функция контроля- одна из ведущих его функций, психолого-педагогический аспект которой необходимо учитывать в организации и проведении контроля в обучении иностранному языку.

2Мотивация учебно- познавательной деятельности учащихся «планируется» оценочной функцией контроля.

3В оценке деятельности учащихся по практическому овладению иностранным языком, особенно на начальном этапе, должна преобладать содержательная сторона, а не отметка.

4Отметку как средство действенной оценки следует использовать только лишь при наличии сформированности у учащихся определенного уровня самоконтроля.

Наши рекомендации