Перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь

Перспективы сотрудничества отечественных предприятий с иностранными инвесторами находятся в зависимости от целого спектра разнообразных факторов: рыночная доля предприятия, его перспективы развития, финансовое состояние, научно-техническая база и потенциал, качество трудовых ресурсов и менеджмента, доступ к сырью и рынкам сбыта, финансовым ресурсам и коммуникациям, глобальная стратегия инвестора, совместимость производственного цикла, возможность кооперации и другие.

Создание совместных предприятий будет способствовать сокращению времени строительства новых предприятий, использованию прогрессивной технологии и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что приведет к повышению эффективности национальной экономики.

Кроме того, СП являются более конкурентоспособными, так как могут обладать большими материальными, финансовыми, управленческими, маркетинговыми ресурсами по сравнению с другими предприятиями. Проследим это на примере предприятия «Белвест», которое было создано в июне 1988 года и является одним из первых белорусских совместных предприятий на территории бывшего Советского Союза. У истоков его создания стояли два известнейших производителя обуви - витебская фабрика «Красный Октябрь» и немецкая компания Salamander. А с конца 2002 года «Белвест» - белорусско-российское предприятие. Без сомнения, именно эффективная политика в области качества позволила «Белвесту» в 2002 году стать первым среди обувных предприятий СНГ, сертифицировавших свою систему менеджмента качества на соответствие международному стандарту ИСO 9001. Активное сотрудничество с известными итальянскими модельерами позволяет создавать современные коллекции с использованием новых технологий. Часто для реализации подобных проектов приобретается специальное оборудование. Для изготовления своей обуви «Белвест» закупает материалы у производителей из Италии, Германии, Австрии, Польши, Чехии, Словении, Турции. Независимые эксперты высоко оценивают качество продукции «Белвест». Подтверждением этому служат победы в конкурсах «Лучшие товары Республики Беларусь» (2002, 2004, 2006) и «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» (2001, 2003, 2005, 2007). «Белвест»- единственный отечественный производитель обуви, дважды удостоенный Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества (2002, 2005). [12.] Все это свидетельствует о больших возможностях и хороших перспективах развития совместных предприятий и предприятия «Белвест» в частности.

Также организация оплаты труда работников СП как в Республике Беларусь, так и за рубежом в целом строится на общих принципах, характерных национальным предприятиям, за исключением ряда особенностей, связанных с использованием на СП иностранного капитала. Именно это усиливает мотивационные стимулы к труду, заинтересованность работников в конечных результатах, что выражается в более высоком уровне заработной платы работников данных предприятий.

Согласно программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 главной целью внешнеэкономической деятельности является расширение экспорта и рационализация импорта, достижение и сохранение сбалансированности внешнеторговых операций на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком для ускорения модернизации и повышения конкурентоспособности белорусской экономики.

В 2006-2010 годах предполагается расширение применения современных форм международного сотрудничества (создание торговых компаний за рубежом, совместных предприятий, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами), расширение сотрудничества в инвестиционной области (производственная кооперация, реализация крупных совместных инвестиционных проектов, прямые инвестиции в производственный сектор и другое).

Достижение этой цели потребует создания эффективной системы привлечения иностранных инвестиций; совершенствования информационного обеспечения инвестиционной деятельности; развития инженерно-транспортной инфраструктуры.

Предусматривается активизировать торгово-экономические связи с традиционными партнерами азиатско-тихоокеанского региона (Китай, Индия, Вьетнам, Республика Корея, Япония), а также динамично развивающимися странами Латинской Америки путем совместной реализации инвестиционных проектов, создания с фирмами и компаниями этих стран совместных предприятий.

Осуществить переход к эффективной конкурентно способной рыночной

экономике трудно без привлечения прямых иностранных инвестиций, без

создания широкой сети совместных предприятий. Инвестиции могут сыграть

значительную роль в осуществлении приватизации и технологического

обновления, имеющихся предприятий, в создании новых рабочих мест,

производственных мощностей.

За 1994 год Министерство финансов Украины зарегистрировало 3.340

случаев вклада иностранных инвестиций общим объемом около 900 мил. дол.

США, из которых 3.180 случаев инвестиций в СП, а 130 - в предприятия,

капитал которых полностью принадлежит иностранному инвестору.

По данным Минстата Украины на 01.01.1997 года в украинскую экономику

привлечено около 1,5 млрд. дол. США иностранных инвестиций.

В Донецкой области на 01.01.1996 года зарегистрировано 150 (на начало

1995 - 99) совместных предприятий, а также филиалов совместных предприятий

с участием иностранных фирм из 39 стран мира, в том числе с Австралии,

Бельгии, Болгарии, Бразилии и т.д.

Иностранных партнеров интересует в Украине и непосредственно Донбасс,

прежде всего сырье, металл, прокат, уголь, кокс, продукция химической

промышленности, не использованные отходы и вторичные ресурсы.

Большое значение для привлечения иностранного капитала играет то, что

наш потребитель не особо требовательный, поэтому для зарубежных партнеров

есть возможность продлить жизнь товарам и технологиям, которые для

западных рынков устарели и перестали быть рентабельными.

Чтобы избежать, риска для иностранных партнеров, так как

экономическое положение нашего государства не стабильно, они стремятся

вкладывать деньги только, в те отрасти, где им гарантирована быстрая

отдача. Это компьютерная техника, переработка вторсырья, сфера сервиса,

производство товаров народного потребления.

Отечественные предприниматели часто встречаются с нежеланием своих

зарубежных партнеров выполнять уставные обязательства, относительно

своевременного внесения вкладов в уставной фонд СП. С такой проблемой

столкнулось украинско-итальянское СП (г.Славянск), предметом деятельности,

которого является производство керамической плитки. И таких случаев много.

Причина заключается в том, что иностранные фирмы, не имея правовых и

экономических гарантий инвестиций, не спешат рисковать своим капиталом.

Выход из этого положения можно найти в создании соответственных

страховых фондов, источником финансирования которых были бы отчисления

СП, расположенных в том или ином регионе.

Создание страхового фонда и страховой компании, которая заботилась бы

о СП, является еще более актуальной для СП, который производит

продукцию. Для расширения круга таких предприятий необходимо также

предусмотреть им льготы в налогообложении, а местные органы власти

должны обеспечить дополнительные благоприятные условия при строительстве

производственных площадей, введение их в эксплуатацию, а также

способствовать обеспечению СП сырьем и материалами.

Еще одной важной проблемой, связанной с привлечением иностранного

капитала, является налогообложение. Действие Украинского правительства в

сфере налогообложения сосредоточены на двух противоречивых целях:

получении доходов бюджетов и проведение стимулирующей экономической

политики, направленной на привлечение иностранного капитала. Политики

должны внедрять наиболее привлекательные для иностранных инвесторов

налоговые стимулы, чтобы не потерять бюджетные поступления. Для

привлечения иностранного капитала введены:

- налоговые каникулы, от которых уже в Украине отказались;

- низкие налоговые ставки, применяемые в широкой базе

налогообложения;

- ускоренная амортизация новых фондов, уменьшение облагаемой налогом

прибыли на сумму инвестиций или использование налогового инвестиционного

кредита.

По расчетам Министерства Финансов, с момента введения налоговых

каникул до января 1997 года бюджет не получил 1650 млн. грн.

Планировалось благодаря досрочной отмене каникул получить дополнительно

308 млн. грн. Но расчеты не оправдались. Поскольку эта мера отвернула от

Украины существующих и потенциальных инвесторов, уменьшился приток

капитала.

Поощрению прямых иностранных инвестиций способствует общее

уменьшение налоговой ставки.

Как определено в новом Законе Украины “О налогообложении прибыли

предприятий”, компании будут рассчитывать налоговую базу, уменьшая

валовой доход на величину расходов на оплату труда, амортизации и

процентных платежей. В условиях высокой инфляции Закон предусматривает

индексацию не всех видов расходов, а только основных фондов и запасов.

Однако индексация не понадобиться, если инфляция будет умеренной.

Базовая ставка налога на прибыль предприятия составляет 30% и не является

обременительной. Поступления в государственный бюджет при этом

сократятся, зато появится возможность стимулировать активность

производства и в перспективе достичь желаемого баланса.

Для привлечения иностранного капитала необходим также стабильный

правовой климат. У нас есть базовый декрет Кабинета Министров Украины

“О режиме иностранного инвестирования”. Но наряду с ним действуют и

законы “О налогообложении”, “О валютном регулирования”,

“Внешнеэкономической деятельности”, которые распространяются на зарубежных

инвесторов. Законы, принимавшиеся на протяжении последних лет, часто

противоречат друг другу. Это и отпугивает иностранных инвесторов.

Таким образом, для привлечения иностранного капитала необходимо

создать либеральный режим приема иностранных инвестиций, который будет

включать минимизацию из входного контроля, недопущение ограничений в

отношении доли иностранных инвестиций в предприятиях.

Польза иностранных инвестиций для перестройки экономики обще

признана в большинстве стран мира, но в Украине пока еще ни в

законодательных органах, ни в обществе в целом нет должного понимания

роли этих финансовых операций для развития экономики.

Заключение

Совместное предприятие представляет собой один из типов стратегических альянсов, сложную форму международного экономического сотрудничества. Важной особенностью данного типа альянсов является долговременное комплексное взаимодействие между партнерами в рамках совместного планирования, организации и управления созданной ими компании. Основными целями создания СП являются:

1) улучшение конкурентных позиций компании;

2) выход на новый рынок;

3) получение доступа к ресурсам партнера. Для успешного функционирования нового предприятия необходимо, чтобы были совместимыми цели создающих его компаний и чтобы были достигнуты соглашения по ключевым вопросам планирования и организации предприятия.

Четкое планирование совместного предприятия – залог его будущего успеха. Важными шагами планирования являются определение стратегических целей и ожиданий от совместного предприятия, выбор делового партнера и разработка согласованной стратегии. Особое внимание следует уделить составлению договора, чтобы избежать недопонимания между партнерами в будущем.

Организационная структура совместного предприятия зависит от стратегических целей материнских компаний. Каждая из компаний-партнеров также выбирает тот уровень участия в управлении совместным предприятием, который позволит ей лучше всего достичь поставленных целей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анохин, В. Государственное регулирование предпринимательства/ В. Анохин // Хозяйство и право. — 1995. — № 4. — С. 34 — 36.

2. Антоновская, Н.А. Государственное регулирование экономики: курс лекций / Н.А. Антоновская. — Минск : Амалфея, 2005. — 158 с.

3. Ведякин, В.М. Методы правового регулирования рыночных отношений / В.М. Ведякин // Юрист. — 2001. — № 12. — С. 23—24.

4. Витушко, В.А. Государственное гражданско-правовое регулирование рынка/ В.А. Витушко. — Минск: Амалфея, 2003. — 83 с.

5. Орлова, Л.М. Хозяйственное право: ответы на экзаменационные вопросы / Л.М. Орлова. — Минск : ТетраСистемс, 2005. — 128 с.

6. Пугинский, Б.И. Правовая экономика : проблемы становления / Б.И. Путинский. — Минск : Амалфея, 2005. — 270 с.

7. Реуцкая, Е.А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки / Е.А. Реуцкая. — Минск : ТетраСистемс, 2007. — 352 с.

8. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006.

9. http://otherreferats.allbest.ru/economy/00197438_0.html

10. "Ведение дел полного товарищества и товарищества на вере" (Е.Н.Слепцова, "Законодательство", N 4, апрель 1998 г.)

11. Стороны учредительного договора о создании хозяйственных товариществ и обществ (Е.М.Щукина, "Законодательство", N 10, октябрь 2000 г.)

12. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998 г., №327 (в ред. от 08.07.2008 г. №366-

13. Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12.03.1992 г. №1512-ХП.

14. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года.

15. Альбеков, А.У. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия»/ А.У. Албеков, С.А. Сагомонян - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

16. О поддержке малого и среднего предпринимательства. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З // Справочно-информационная система «Консультант+» - Дата доступа: 07.08.2010.

17. Белецкая, З. Малых не надо обижать / З.Белецкая // НЭГ. – 2008. – №41. – С.5
18. Белорусский бизнес в 2009 году: тенденции, оценки и прогнозы / Официальный сайт Института приватизации и менеджмента [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа:
19. Белорусский малый бизнес // Интернет-портал [Электронный ресурс]. – 2010. - Режим доступа:
20. Большие цифры малого бизнеса // Экономическая газета [Электронный ресурс]. 2008. - Режим доступа:

Наши рекомендации