Перспективы развития логистики в Республике Беларусь

Логистический рынок Республики Беларусь находится в стадии формирования. При этом изначально его нужно рассматривать как средство разумного построения товаропроводящих систем.

Бурный экономический рост в нашей стране потребовал от участников этого рынка скорейшего ввода в эксплуатацию логистических технологий и складских комплексов. Однако пока существует ряд нерешенных проблем, одной из которых является дефицит квалифицированных специалистов.

- Сегодня уровень логистики в нашей стране оставляет желать лучшего. Как на таком рынке находится место вашему бизнесу - консалтингу в области обслуживания товарных потоков — услуги, по сути, характерной для развитых рынков логистики?

- Действительно, развитие логистики в Республике Беларусь в настоящее время значительно отстает от ее развития в других странах. В Беларуси, несмотря на ее уникальное географическое положение, пока еще нет современных логистических центров, соответствующих мировым стандартам, отсутствуют логистические операторы уровня ЗРЬ и выше, существует острая нехватка профессиональных кадров.

Одновременно активно протекает процесс восстановления экономик различных стран, затронутых мировым финансовым кризисом, что сопровождается перманентным ростом международных товарных потоков. Часть данных потоков проходит через нашу страну, и их необходимо обслуживать. Да, по некоторым параметрам логистического сервиса мы отстаем от наших европейских коллег, однако стараемся как можно быстрее сократить этот разрыв.

Для реализации этой цели в 2010 году нами был создан научно-технический центр магистрального автомобилестроения и логистики, объединивший научно-исследовательский потенциал государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» и многолетний практический опыт группы компаний «Белинтертранс». Одной из основных задач центра является оказание консалтинговых услуг в области логистики. И, несмотря на столь молодой возраст нашего научно-технического центра, данные услуги пользуются большим спросом, особенно со стороны европейских товаропроизводителей.

- Значит ли это, что белорусский рынок созрел для внедрения современных наработок в области логистики, используемых в Европе?

- Нашей компанией регулярно проводится мониторинг белорусского рынка на предмет внедрения современных логистических технологий. И сегодня с большой уверенностью можно констатировать, что многие белорусские предприятия «созрели» и готовы использовать современный логистический инструментарий для продвижения своей продукции как на внутреннем рынке Беларуси, так и за ее пределами.

В то же время есть компании, которые привыкли работать по старинке и не хотят перестраиваться под современные реалии. Однако, как показывает мировой опыт, век таких предприятий недолог. Недаром же XXI век называют веком логистики.

- Насколько способно изменить ситуацию появление на рынке большого объема складских помещений хорошего уровня? Банальная нехватка высококлассных площадей - далеко не самая главная проблема современной логистики Беларуси…

- К сожалению, появлением большого количества складских площадей класса «А», «В» проблему развития логистики не решить. Здесь нужен комплексный подход. Для эффективного развития белорусской логистики необходимы современные логистические центры, в стране должны заработать логистические провайдеры, транспортная и сопутствующая инфраструктура должна отвечать самым высоким мировым стандартам, и, самое главное, условия товародвижения грузов через территорию Республики Беларусь должны быть привлекательны и конкурентны. В противном случае даже самые ультрасовременные склады останутся просто пустующими помещениями.

- Буквально год назад все говорили о том, что компании очень неохотно покупают услуги провайдеров, считая, что это бессмысленная трата ими силами. Насколько изменилось отношение к аутсорсингу в сфере логистики за последнее время?

- Отношение изменилось коренным образом, причем в лучшую сторону. Это мы прочувствовали как на опыте наших коллег, так и на своем собственном.

Наша компания «Белинтертранс» является одним из учредителей СООО «БелВингесЛогистик», которое занимается строительством транспортно-логистического центра в Воложинском районе. На стадии проработки пакета потенциальных клиентов будущего логистического центра мы столкнулись со следующей тенденцией: многие крупные производители, имеющие собственный автопарк, склады, после сравнения всех плюсов и минусов передачи своей логистики на аутсорсинг делали выбор в пользу нашего транспортно-логистического центра. Что касается средних и мелких предприятий, то для большинства из них использование логистического аутсорсинга является одним из основных конкурентных преимуществ, позволяющих экономить на логистических затратах и концентрировать усилия на своих основных компетенциях.

- Как можно решить проблему недостатка логистических провайдеров, учитывая принципиальную нехватку профессионалов в этой области?

- В настоящее время в Беларуси существует несколько сильных компаний, обладающих многолетним опытом в транспортной, экспедиционной, складской сферах. Думаю, что именно они при определенных условиях со временем составят основной костяк белорусских логистических операторов. При этом считаю полезным использовать опыт Казахстана, где при формировании логистических компаний для консультаций приглашаются лучшие европейские специалисты по логистике.

ООО "Белинтертранс" крупная транспортно-экспедиционная компания, головное предприятие группы разнопрофильных компаний. В связи с активным развитием торговых отношений между странами СНГ и Европы, наша организация оптимизировала работу в сфере международных перевозок.

Мы имеем 400 единиц автотранспортных средств и тесно сотрудничаем с более, чем 50 транспортными компаниями, являющимися надежными партнерами с точки зрения безопасности перевозки грузов. Международные автоперевозки дорогостоящих, сборных, негабаритных, а также опасных грузов (ADR), организуются максимально быстро, благодаря налаженным логистическим цепочкам и оптимальным маршрутам. Охватываемые территории Европа – Урал, Казахстан, Сибирь.

Наши рекомендации