Субъекты инвестиционной деятельности, их виды, особенности определения применимого права. Государство как особый субъект инвестиционной деятельности
Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи.
Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать физические, юридические лица, государственные и муниципальные образования.
Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Среди основных прав инвесторов следует назвать:
- а) право самостоятельно осуществлять инвестиционный выбор, то есть определять объемы, направления, размеры инвестирования, круг участников инвестиционной деятельности;
- б) право инвестора, не являющегося пользователем объектов инвестиционной деятельности, контролировать их целевое использование;
- в) право инвестора передать по договору свои права по инвестициям и их результатам другим лицам;
- г) право инвестора приобретать в собственность объекты, созданные в результате инвестирования, а также право владения, пользования, распоряжения иными результатами инвестиций. Законодательством могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения, управления ими или получения дохода от эксплуатации этих объектов. В отношении незавершенных объектов установлен режим долевой собственности субъектов.
По испанскому законодательству инвесторами могут быть:
• Физические лица-нерезиденты (то есть испанские или иностранные граждане, проживающие за рубежом или имеющие там основное место жительства).
• Юридические лица, имеющие юридический адрес за рубежом.
• Иностранные государственные организации.
Не квалифицируется как субъект-инвестор испанское общество, в котором основное участие имеет иностранный капитал. Смена юридического адреса юр.лиц или перенос резиденции физических лиц ведут к смене квалификации инвестиций как испанских за рубежом или иностранных в Испании.
Заказчики - это субъекты инвестиционной деятельности, которые уполномочены инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта. Для достижения этой цели инвестор наделяет заказчика правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных инвестиционным договором, и в соответствии с законодательством. Заказчик не должен вмешиваться в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые физические и юридические лица.
Исполнители работ - лица, наделенные определенными полномочиями по реализации инвестиционного проекта в силу заключенного с ними договора. Исполнитель не приобретает полномочий по владению, пользованию, распоряжению инвестициями, заказчик выделяет ему средства, необходимые для выполнения определенной работы.
Пользователи - это субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Пользователями могут быть физические, юридические лица, государство, муниципальные образования.
Законом об инвестиционной деятельности предусмотрено право субъектов инвестиционной деятельности совмещать функции двух или нескольких участников. Так, например, инвестор сам может выполнять функции по реализации договора, то есть быть заказчиком, могут быть совмещены функции пользователя и инвестора и т.п.
Обязанности субъектов инвестиционной деятельности определены в названном Законе весьма кратко и могут быть сформулированы в виде общей обязанности выполнения требований законодательства, государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором.
Помимо процедурных вопросов некоторые инвестиционные соглашения определяют право, на основе которого будет приниматься арбитражное решение («применимое право»), в качестве которого чаще всего указываются положения самих инвестиционных соглашений, общепризнанные принципы международного права или законодательство государства, на территории которого осуществлено капиталовложение, например, соглашения России с Австрией, Индией и Италией.
Государство в рыночной экономике может выступать как в роли инвестора, так и в роли одного или нескольких участников инвестиционной деятельности. Государство оказывает воздействие на инвестиционную деятельность как прямо через государственный сектор экономики, так и косвенно, через свои институты: органы исполнительной власти, национальный банк, фонд госимущества инновационный фонд и другие внебюджетные фонды, государственный антимонопольный комитет, органы Госарбитража и пр.
Прямое воздействие государства на инвестиционный процесс выражается в следующих формах.
Государство как инвестор принимает на себя функции финансирования тех отраслей и производств, продукция которых имеет общенациональный характер и в соответствии с действующим законодательством может быть произведена только на государственных предприятиях или предприятиях, приватизация которых не будет производиться в ближайшее время. По мере развития рыночных отношений в Украине и расширения программы приватизации функции государства как инвестора сведутся к финансированию лишь тех отраслей и производств, где государство останется заказчиком и потребителем продукции (оборонное производство, отдельные объекты общегосударственной инфраструктуры: магистрали, терминалы и пр.).
В международной практике защита национального инвестиционного рынка государством именуется протекционизмом. Политика протекционизма осуществляется с помощью высоких таможенных пошлин на импортируемые товары, налогов на иностранные инвестиции, ограничения или запрещения ввоза отдельных товаров. Следуя этой политике, государство всемерно поощряет развитие национального производства, экспорт национальных товаров, субсидирует национальных инвесторов, препятствует экспорту капитала и стремится привлечь иностранные инвестиции.
Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности национальной экономики, отдельных отраслей или регионов государство через налоговые льготы или каникулы, льготные кредиты и государственные субсидии стремится привлечь отечественных и зарубежных инвесторов. С этой целью в стране поощряется создание предприятий с иностранными инвестициями, международных концернов и консорциумов, свободных (оффшорных) зон.
Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется государством через Национальный банк путем регулирования спроса и предложения на заемные средства. Денежно-кредитная политика
Национального банка в зависимости от состояния экономики проводится либо в форме кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.
Политика кредитной рестрикции проводится с целью сдерживания инвестиционной активности. Удорожание кредитных ресурсов вынуждает инвесторов к вложениям только в наиболее эффективные, прибыльные проекты, способствует росту государственных инвестиций, привлечению средств на депозиты финансово-кредитных учреждений.
Центральные банки косвенно влияют на инвестиционную деятельность также через регулирование нормы обязательных или минимальных резервов. Этот метод заключается в том, что центральный банк устанавливает коммерческим банкам нормы обязательных резервов в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся у него на счетах. При увеличении норм обязательных резервов уменьшается размер кредитных ресурсов и, наоборот, при их снижении коммерческие банки получают возможность расширения кредитных операций, увеличения доли долгосрочных кредитов, стимулируя тем самым инвестиционный процесс.
Большое воздействие на расширение инвестиционной деятельности, особенно в переходный период, призван обеспечить Фонд государственного имущества Украины, на который возложены задачи:
• защита имущественных прав Украины на ее территории и за границей;
• осуществление прав распоряжения имуществом государственных предприятий в процессе их приватизации, создание совместных предприятий;
• осуществление полномочий по проведению приватизации имущества предприятий общегосударственной собственности;
• осуществление полномочий арендодателя имущества государственных предприятий и организаций, их структурных подразделений;
• содействие процессу демонополизации экономики и создание условий для конкуренции производителей.