Тенденции развития совместных предприятий за рубежом
Процесс формирования предприятий с иностранными инвестициями мотивирован рядом стимулов для иностранных инвесторов по осуществлению прямых инвестиций. Среди важнейших причин создания предприятий с иностранными инвестициями можно выделить следующие.
Основным доминирующим мотивом инвесторов является стремление получить доступ на новые рынки. При принятии решений о создании предприятия с иностранными инвестициями рассматриваются также возможности выхода на региональные рынки (например, рынок Европейского Союза). Так, значительный приток прямых иностранных инвестиций в Венгрию не в последнюю очередь объясняется тем, что эта страна служит своеобразными воротами в Центральную Европу Предприятие, созданное в Венгрии, одновременно имеет большие возможности для торговли на рынках Чехии, Словакии, Румынии и т.д.
Важнейшее значение для иностранных инвесторов имеют предпринимательские цели, которые сводятся, прежде всего, к открытию, сохранению и расширению рынков сбыта продукции и обеспечению более высокой доходности на вложенный капитал. Важными моментами также являются размеры рынка и ожидания инвестора, связанные с долгосрочным развитием той или иной страны. Именно эти факторы должны учитываться государством в проведении инвестиционной политики. На первый план по привлекательности для иностранного инвестора также выходит степень развития рыночной инфраструктуры, качество сервиса. Еще одной мотивацией может быть забота о безопасности своего бизнеса. Инвестор, минимизирующий риск, будет стремиться максимально диверсифицировать свои активы для того, чтобы не подвергать их отдельные части воздействию синхронно действующих опасностей.
Еще одним мотивом создания предприятий с иностранными инвестициями является конкуренция между транснациональными корпорациями.
Достаточно часто упоминается в различных исследованиях такой мотив, как низкая стоимость высококвалифицированной рабочей силы. Инвесторы придерживаются довольно невысокого мнения о профессионализме местного персонала. Правда, в последние годы уровень профессиональных навыков растет, но устойчиво низким остается мнение об уровне профессиональной этике местных работников. Кроме того, основными проблемами использования местного персонала является:
• невысокий уровень языковой подготовки;
• плохое понимание основных категорий свободного рынка;
• ожидание постоянного роста заработной платы вследствие как завышенной самооценки, так и инфляции.
Инвесторы, для которых главным является снижение издержек, — это в основном транснациональные корпорации, которые реализуют свою продукцию на мировом рынке. Поскольку прямые иностранные инвестиции окупаются в течение нескольких лет, то инвестиционная стратегия, нацеленная на снижение издержек, осуществляется в тех странах, где не только невысока заработная плата рабочей силы соответствующей квалификации, но и существуют экономические условия, обеспечивающие в долгосрочной перспективе невысокие темпы роста заработной платы. Таким регионом по сегодняшний день является Юго-Восточная Азия. Бывшие социалистические страны Европы по такому показателю, как объем валового внутреннего продукта надушу населения, близки к среднеразвитым странам, а по показателям социального развития, и в частности медицинского обслуживания, имеют более высокий уровень, чем среднеразвитые страны. Такое положение дел дает основание предположить, что в этих странах требования к росту заработной платы со стороны занятых будут оставаться завышенными. Люди стремятся сохранить сложившуюся структуру потребления, и это будет приводить к постоянной борьбе наемных работников за доходы, позволяющие сохранить прежний уровень их потребления в таких сферах, как здравоохранение и образование. В тоже время в азиатских странах гораздо ниже социальные ожидания населения и гораздо больше доля сельского населения, приток которого в города создает постоянное давление на рынок рабочей силы.
Среди важных факторов также можно отметить уровень налоговой нагрузки. Чем выше становится уровень налоговых ставок, тем сильнее стимул к поиску легальных и нелегальных путей уклонения от налогов. Один из путей уклонения очевиден — поиск такой принимающей страны, где установлены наименьшие ставки налогов. Транснациональные корпорации могут располагать свои филиалы в странах с минимальным налогообложением и, используя трансфертные цены и другие инструменты, заявлять свои прибыли в странах с низким уровнем налогообложения, хотя сами прибыли получены в странах с высокими Налогами.
Что касается налоговых льгот, то можно отметить, что для потенциальных инвесторов это не имеет большого значения. Инвесторы обычно воспринимают налоговое стимулирование со стороны правительств как удачное стечение обстоятельств, однако в основе принятия решений лежат другие стабильные и фундаментальные решения, те, которые обеспечили бы политическую и экономическую стабильность. Некоторые инвесторы даже относятся к льготам в налогообложении как к дорогому и ненужному положению, которое страны с финансовыми трудностями вряд ли должны себе позволять; гораздо важнее прозрачные и устойчивые системы налогообложения, в соответствии с которыми компания должна выплачивать какую-то определенную разумную сумму.
Также одним из мотивов может выступать доступ с помощью предприятия с иностранными инвестициями к современным научным разработкам ученых принимающей страны, особенно в области фундаментальных исследований.
К тому же могут быть экологические мотивы, а именно: выбор той страны, где экологические нормы ниже, и перенос грязного производства в эту страну для избежания больших штрафов.
В целом специфические преимущества нерезидента подталкивают его к прямому иностранному инвестированию по тем же причинам, которые заставляют резидента на внутреннем рынке создавать новые производственные мощности, а не просто покупать их у других предприятий. Экономическое обоснование прямого иностранного инвестирования — это всего лишь расширение поля принятия решений (создавать или покупать, владеть или брать в аренду и т.п.) за пределы национальных границ. Процесс выхода иностранных инвесторов на рынки стран будет облегчен, если предоставляемые ими услуги будут удовлетворять следующим критериям:
• обеспечение решения существующих проблем на уровне более высоком, чем это делается внутренними усилиями (качество, количество, надежность, комплексность);
• согласованность с местными условиями;
• маркетинговый потенциал (восприимчивость потребителей к нововведениям);
• финансовая и временная сопоставимость;
• конкурентоспособность;
• надежность и устойчивость.
Вместе с тем вне зависимости от мотивов, которые движут экспортерами капиталов, любой из потенциальных инвесторов предварительно оценивает привлекательность страны, принимающей капиталовложения, а также изучает степень существующего инвестиционного риска. Принимаются во внимание следующие факторы:
1. Степень продвинуто переходных экономик по пути рыночных преобразований, а также гарантии необратимости проводимых реформ. Европейский банк реконструкции и развития применяет следующую совокупность показателей, характеризующих рассматриваемый фактор:
• размеры доли частного сектора в ВВП',
• степень преобразования предприятий, в том числе: уровень приватизации (малой и большой); степень реструктуризации управления и менеджмента предприятий;
• переход к рынку и преобразования в торговле, в том числе: степень либерализации цен; преобразования системы торговли и обменного курса, направленные на устранение количественных и административных мер контроля над импортом и экспортом и на полную конвертируемость валюты; существование конкурентной политики по образцу развитых промышленных стран;
• переходные преобразования финансовых органов, в том числе: банковская реформа и либерализация процентных ставок, направленная на полную конвергенцию банковского законодательства и обеспечение полного круга банковских услуг; преобразование рынка ценных бумаг и небанковских учреждений, направленное на значительное расширение выпуска ценных бумаг частными предприятиями и полную конвергенцию соответствующего законодательства и нормативных актов;
• реформа законодательства и развитие инфраструктуры включает оценку обширности и эффективности коммерческого законодательства, направленного на регулирование вопросов создания и банкротства компаний, функционирования рынка и конкурентной борьбы.
2. Наличие специальной политики стран-импортеров по привлечению прямых иностранных инвестиций. Страны-получатели в рамках своей экономической концепции могут разрабатывать специальную политику по привлечению прямых иностранных инвестиций, включающую правила и руководящие принципы деятельности иностранных инвесторов в данной стране. Варианты такой политики могут варьироваться от полного запрета прямых иностранных инвестиций до предоставления экспортерам иностранных капиталов режима наибольшего благоприятствования. Целью этой политики является оказание влияния как на общий объем иностранных инвестиций, привлекаемых в страну, так и на их структуру по отраслям и географическим регионам. Политика по привлечению прямых иностранных инвестиций может быть двух видов: политика всеобщей либерализации и политика предоставления особых стимулов тем или иным предприятиям и отраслям экономики.
Политика всеобщей либерализации применима ко всем потенциальным инвесторам и создает рыночную среду, в которой работают все фирмы. И наоборот, политика предоставления особых стимулов отдельным предприятиям или отраслям экономики направлена на увеличение их норм прибыли, снижение их расходов и степени риска. Такие стимулы могут включать налогово-бюджетные льготы (например, налоговые льготы для корпораций, налоговые каникулы, освобождение от импортных пошлин), финансовые льготы (например, государственные субсидии, субсидированные кредиты, участие государства в уставном капитале) или различные средства защиты от конкуренции. Данные по странам с переходной экономикой свидетельствуют о том, что предоставление особых стимулов, как правило, не оказывает значительного влияния на количество создаваемых предприятий с иностранными инвестициями. Гораздо большее значение имеет все же общая политика либерализации. В частности, такие меры, как предоставление налоговых каникул для инвестиционных компаний, в ряде стран с переходной экономикой не оказались достаточно эффективными и в некоторых случаях были отменены.
3. Существующие торговые и культурные связи.
Роль торговых и культурных связей со странами — экспортерами капитала имеет особо важное значение для стран с переходной экономикой, о чем, например, свидетельствует относительно высокая доля австрийских инвесторов в Венгрии или немецких инвесторов в Чехии.
Иностранные инвестиции способны оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на темпы экономического роста национальной экономики, уровень благосостояния населения. В целом же принимающая сторона выигрывает от притока иностранных инвестиций.
Причинами создания предприятий с иностранными инвестициями являются очевидные преимущества необходимости формирования иностранных или совместных предприятий над деятельностью местных субъектов хозяйствования. При прочих равных условиях местная компания имеет преимущества над иностранными инвесторами. Управление операциями «на расстоянии» требует значительных издержек, возрастают затраты на поездки и связь, но главное — велика опасность недопонимания. Для того чтобы превзойти местную фирму, имеющую «генетическое» преимущество — быть местным образованием, иностранный инвестор должен иметь какое-то иное преимущество, недоступное местному конкуренту. Обычно превосходство связано с технологией или обладанием патентом. Другой вариант - свободный доступ к источникам капитала в особо крупных размерах, которого обычно лишены местные фирмы.
Мотивация к созданию предприятий с иностранными инвестициями, а также финансовое обеспечение функционирования этих субъектов хозяйствования приводит к необходимости разработки организационного механизма по реализации инвестиционного проекта. От первых шагов по регистрации и началу деятельности предприятия зависит его дальнейшая мотивация к расширению производства и привлечению новых капиталов. Специфические особенности данного процесса заключены в законодательстве Республики Беларусь.
В качестве практического примера по данному вопросу рассмотрим управление международными СП в банковской сфере.
В последнее десятилетие деятельность банков приобретает все более выраженный международный характер, и, например, в государствах Европейского союза имеют отделения и дочерние компании порядка 200 банков из 43 стран мира. Иногда даже крупнейшие из банков идут на создание СП с некоторыми своими конкурентами на мировом рынке, хотя это и влечет некоторые проблемы функционирования. Так, из 50 крупнейших банков мира 28 активно участвуют в совместных предприятиях акционерного типа. Для средних по размеру банков СП является практически единственным способом развертывания своей деятельности в другом государстве.
В данном случае СП – дочерняя компания, учреждаемая в какой-либо стране двумя или более банками. Не менее 20% акций вновь учреждаемой компании принадлежит транснациональному банку из какой-нибудь промышленно-развитой страны, остальные акции находятся во владении банка, представляющего ту страну, где предполагается создание СП.
Вот основные типы совместных предприятий: СП с участием фирм из развивающихся стран и континентальное партнерство.
Существует три основные проблемы СП: его образование требует значительных затрат времени и сил, им непросто управлять даже после того, как СП начало функционировать; его деятельность трудно направлять на достижение поставленных целей. Руководители "родительских" компаний воспринимают СП как рискованный вид бизнеса, однако немногие осознают те проблемы, с которыми эти предприятия сталкиваются в действительности. Зависимость от партнеров делает процесс аккумуляции и инвестирования финансовых ресурсов достаточно неопределенным. Партнеры могут далеко не всегда понимать ближайшие и долгосрочные задачи друг друга, а в результате – и направление развития СП. Цели партнеров нередко со временем меняются вне зависимости от формально утвержденных документов о политике совместного предприятия.
В период организации СП до завершения переговоров о его создании высшие руководители и их аппарат должны определить четкую позицию и достичь согласия в вопросах, которые могут привести к возникновению конфликтных ситуаций: контракты с руководителями, организация технического содействия, определение общей политики СП и т.д. Потенциальными внутренними проблемами для банков-учредителей являются также состав и деятельность руководства СП, формальные и неформальные каналы связи, прием на работу и оплата труда руководителей и специалистов.
Очевидно, что СП нужно рассматривать, как долговременный проект, как предприятие, со временем способное превратиться в доминирующего партнера в этом союзе. Между партнерами не всегда существуют тесные связи. Важной особенностью СП является то, что они управляются практически как филиалы своих учредителей, но не являются в полной мере собственностью "родительских" компаний. Вместе с тем компания, занимающая пассивную позицию, может стремиться усилить свое влияние.
Банкам – учредителям следует с самого начала определить свое отношение к проблемам, которые возникают из-за неравного соотношения сил. В развивающихся странах оно часто проявляется в заключении неравноправного контракта, который до конца не устраивает одного или нескольких партнеров. В результате банки – учредители СП часто остаются безмолвными или даже фиктивными партнерами, которые через несколько лет лишаются рычагов реального воздействия на СП.
Существует еще одна форма неравенства. Банки-учредители могут значительно различаться как по размеру, так и по опыту ведения бизнеса за рубежом. И именно "дополняющий" характер партнерства зачастую и является привлекательным моментом, и в сфере бизнеса очень много примеров такого рода "естественного" неравенства.
Банки-учредители могут вести свой бизнес независимо друг от друга и совместного предприятия, а последнее может стать относительно самостоятельным. Это отличает организационную форму СП от таких видов функционирования, как слияние банков или их участие в акционерном капитале дочерних компаний. С другой стороны, будучи отдельной корпоративной и организационной единицей, СП отличается и от менее жестких форм сотрудничества – синдицированного кредитования или установления корреспондентских отношений с открытием счета.
Руководители материнских компаний должны постоянно выверять критерии принятия решений, относящихся к различным сферам деятельности совместного предприятия. Можно выделить следующие основные диллемы: использовать или инвестировать; формировать деятельность СП или позволять предприятию расти самостоятельно; бороться или сотрудничать; назначать собственных представителей в руководстве предприятия или предоставить руководителю СП возможность самостоятельно подбирать кадры. Международное совместное предприятие имеет настолько сложную организационную структуру, что его успех зависит от способности руководства мыслить не только в рамках задач, стоящих перед банком, но и в тех областях, где трудно обеспечить взвешенный подход и оптимальные решения.
Важнейшей задачей каждого из банков-учредителей является получение прибыли по окончании периода первоначального финансирования. Но даже самый строгий анализ не даст ответ на вопрос о точном размере прибыли на инвестированный капитал и реальном периоде его окупаемости. Во-первых, невозможно запланировать различные цели с достаточной степенью точности. Во-вторых, деловые интересы партнеров могут отличаться настолько разительно, что рано или поздно это приведет к отсутствию единства в политике СП и повышенной вероятности его краха. Для достижения успеха совместному предприятию необходимы как управленческие ресурсы, так и адекватный капитал. Если материнской компанией является небольшой транснациональный банк, не способный поддержать возможный быстрый рост СП, ему придется или использовать предприятие в том виде, в каком оно существует, либо сокращать капиталовложения на стадии формирования новых направлений деятельности СП. Второй же партнер – более крупный банк – может иметь реальную возможность решить вопрос в пользу инвестиционной стороны данной диллемы. Помимо расхождений во взглядах на проводимую СП политику, материнские компании могут быть несопоставимы в финансовом отношении. Партнерам необходимо как можно более последовательно определить верхнюю и нижнюю границы распределения прибылей и финансовых рисков.
СП обычно является удобной формой для передачи ценной информации и для распространения среди партнеров опыта работы в области некоторых ноу-хау. При совместном использовании ноу-хау, так же, как и при совместном финансировании, банки-учредители должны четко сформулировать свои цели. Преуспевающие банки могут вести сложную игру, пытаясь с помощью СП получить доступ к новым рынкам, с тем, чтобы впоследствии продолжить дело самостоятельно. Однако успех СП зависит не столько от конкретных планов банков-учредителей, сколько от осознания ими общих интересов.
Диллема "использовать-инвестировать" по сути представляет собой стратегическое балансирование и является прерогативой головных офисов банков-учредителей и небольшой группы руководителей СП. У "родительских" банков и СП могут с самого начала возникнуть серьезные проблемы и разногласия по вопросам управления, если партнеры существенно отличаются по степени децентрализации и делегирования оперативных задач.
Диллема назначать собственного представителя в руководстве предприятия или предоставить руководителю СП возможность самостоятельно подбирать кадры также имеет большое значение. Совершенствование управления является стратегической задачей высшего руководства, поэтому оно вправе назначать руководителя. Другой партнер, в свою очередь, может оговорить себе право назначить своего бухгалтера. Это представляется весьма логичным, но становится малоприемлемым, когда партнер, не принимающий участия в управлении, требует равных прав в контроле за деятельностью СП. Способ решения этой проблемы – передача управления наиболее компетентному партнеру или же предоставление всей полноты власти директору СП. Но, очевидно, любое из этих решений сопряжено с риском.
Начальный период создания международного совместного предприятия обычно бывает весьма длинным. В это время позиция руководителей по отношению к диллемам обуславливает в значительной степени и решения, которые будут приниматься в дальнейшем. Поэтому этот период считается самым непредсказуемым и опасным. Процесс приятия решений по стратегии СП можно облегчить и ускорить, если руководители будут четко представлять, какие основные позиции им следует занять. В этом случае они будут действовать более оперативно и более независимо.