Основные положения Римской конвенции

1.Установлен национальный режим (ст. 4 – для исполнителей; ст. 5 – для изготовителей фонограмм; ст. 6 – для организации эфирного вещания);

2. Предусмотрен минимальный уровень охраны через механизм «предотвращения определенных действий, осуществляемых без согласия правообладателей» (эти действия перечислены в ст.ст. 7, 10 и 12).

3. За исполнителями закреплены следующие права (ст.ст. 7, 12 и 14):

- право на запрет фиксации на материальном носителе ранее не записанного произведения;

- право на контроль первой передачи в эфир своего незаписанного произведения;

- право на разовое справедливое вознаграждение, если фонограмма (с записью его исполнения – Е.П.) используется непосредственным образом для передачи в эфир или передачи любым способом для всеобщего сведения.

4.За изготовителями фонограмм закреплены права (ст.ст. 10 и 12):

- право разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм;

- право на разовое справедливое вознаграждение, если фонограмма, ими изготовленная, используется непосредственным образом для передачи в эфир или передачи любым способом для всеобщего сведения.

5.За организациями эфирного вещания закреплены права (ст.13):

- право разрешать или запрещать ретрансляцию своих передач в эфир;

- право разрешать или запрещать запись своих передач;

- право разрешать или запрещать воспроизведение изготовленных без их согласия записей своих передач в эфир;

- право разрешать или запрещать воспроизведение записей своих передач в эфир, записанных для целей, предусмотренных ст.15 (использования в личных целях; использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях; кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования для своих собственных передач; использования исключительно в учебных или научно-исследовательских целях), но используемых для иного;

- право разрешать или запрещать передачи для всеобщего сведения своих телевизионных передач, если она осуществляется в местах, доступных для публики за входную плату.

6. Общий срок реализации этих прав установлен в 20 лет (ст.14).

7. Закреплены исключения охраны этих прав (ст.15).

Как видно из содержания статей Римской конвенции она устанавливает три различных правовых режима, причем, наиболее «ущемленными» оказались права исполнителей и изготовителей фонограмм. Исправить данное положение призван Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) от 20 декабря 1996 года, вступивший в силу 20 мая 2002 года.

ДИФ стал дополнением к Римской конвенции, следовательно, те права, которые закреплены в ней за исполнителями и производителями фонограмм, по-прежнему имеют силу. Договор, как отмечают английские авторы, - “заметно расширил права исполнителей, однако, не сумел преодолеть сопротивление американской киноиндустрии, почти никак не улучшил положение актеров”[144].

Основные положения ДИФ сводятся к следующему:

1.Подтвержден национальный режим;

2. В очередной раз уточнено понятие «фонограмма», под которой понимается ‘запись звуков исполнения или других звуков, либо отображения звуков, кроме звуков в форме записи, включенной в кинематографическое или иное аудио-визуальное произведение’;

3. Уточнено право исполнителей в отношении права на запрет фиксации на материальном носителе ранее не записанного произведения (по английской терминологии – бутлегерство). Если в Римской конвенции говорилось об обязательствах государств принять соответствующие меры против такого нарушения, то в ДИФе - это исключительное право исполнителя (ст. 6);

4. Исполнители музыкальных произведений, записанных на фонограмму, наделяются тремя дополнительными категориями прав:

- исключительными правами разрешать прямое или косвенное использование своих исполнений как в форме воспроизведения (ст. 7), так при распространении (ст. 8) или прокате (ст.9);

- правом на единовременное и справедливое вознаграждение при использовании таких фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, для эфирного вещания или любого сообщения для всеобщего сведения (ст. 15);

- двумя неимущественными правами в отношении незаписанных устных исполнений или исполнений, записанных на фонограмму: на имя и на неприкосновенность исполнения (ст.5);

5. Расширены права производителей фонограмм путем признания за ними в качестве исключительных:

- права разрешать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым образом и в любой форме (ст. 11);

- права разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности (ст.12);

- права разрешать коммерческий прокат оригинала и экземпляров своих фонограмм даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению (ст. 13);

- права разрешать сделать их фонограммы общедоступными (ст. 14).

6. Договор запрещает участвующим в нем странам устанавливать какие-либо ограничения или изъятия , ущемляющие законные интересы исполнителей и производителей фонограмм (ст. 16).

7. Срок действия, закрепленных в договоре прав, установлен в 50 лет.

Таковы главные положения международно-правовых актов, действующих в сфере смежных прав. Общие тенденции, которые можно выявить, заключаются в стремлении конкретизировать основные существующие в данной отрасти понятия, расширить круг и содержание предоставляемых прав, повысить ответственность государств за их охрану, а также адекватно и своевременно реагировать на достижения научно-технического прогресса.

Проблемы, существующие в этой сфере, можно свести к трем основным:

1.Необходимость дальнейшей унификации, имея в виду в перспективе объединения всех существующих договоренностей в одном правовом акте.

2. Создание отвечающего современным реалиям правового регулирования отношений в сфере Интернета.

3. Дальнейшая консолидация усилий государств по борьбе с «пиратством».

Третью сферу интеллектуальной собственности принято обозначать как «право промышленной собственности». Это наиболее обширная область, включающая в себе самые разнообразные результаты творческой деятельности, начиная от самых известных – патенты и заканчивая менее известные широкой аудитории, такие как географические наименования. Исходя из содержания действующих правовых актов, к объектам промышленной собственности относятся:

- изобретения во всех областях человеческой деятельности;

- научные открытия;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- селекционные достижения;

- топологии интегральных микросхем;

- секреты производства (ноу-хау);

- фирменные наименования;

- товарные знаки и знаки обслуживания;

- наименования мест происхождения товаров (географические наименования);

- коммерческие обозначения.

Каждый из них имеет свои особенности как с точки зрения возникновения прав на них, так и с точки зрения правовой защиты, что, соответственно, предполагает создание собственного правового регулирования. Но объединяет их то, что в отличии от авторских и смежных прав для их возникновения необходимо прохождения определенных формальностей: регистрация в соответствующем национальном или международном органе и получения на этой основе определенного документа (патента, свидетельства о регистрации и т.д.).

В связи с этим в данной сфере интеллектуальной собственности принято и действует наиболее обширное число международных правовых актов, которые, достаточно впрочем, условно, можно разделить на две группы.

1. Договоры, устанавливающие международную охрану объектов промышленной собственности, как общего характера, так и специальные, т.е. посвященные отдельным объектам.

2. Договоры, учреждающие международные классификационные системы.

Среди многочисленных договоров и соглашений, регулирующих в настоящее время разнообразные аспекты права промышленной собственности, центральное место занимает Парижская конвенция об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (в ред. Стокгольмского Акта от 14 июля 1967 года с изм. от 2 октября 1979 года)[145]. Небольшая по объему (30статей) закрепляет базовые положения в данной сфере и создает предпосылки для принятия специальных правовых актов.

Наши рекомендации