Роль иностранных инвестиций со стороны ТНК, ТНБ или государств в развитии национальных экономик – реципиентов. Инвестиционный климат в принимающей стране
Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.
Таким образом, к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.
Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.
Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:
§ дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
§ ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
§ филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.
Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.
В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.
Роль прямых иностранных инвестиций заключается в следующем:
· являются отличным дополнительным источником денежных средств для расширения и обновления основного капитала, реализации инвестиционных программ и проектов, которые обеспечивают подъем и оживление экономики, а также насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными услугами и товарами;
· позволяют внедрять прогрессивные технологии, современные методы маркетинга и управления, а также ноу-хау;
· так как их обычно направляют на конкретные цели и объекты, это все сопровождается повышением квалификации персонала, который эффективно использует разные новые технологии, международные контракты, рыночные механизмы и т.п.;
· позволяет закреплять и осваивать опыт функционирования предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, которой присущи другие «правила игры», что увеличивает приток прямых иностранных инвестиций, а также дает иностранному инвестору больше уверенности возврата вложенных им средств с хорошей прибылью. Также это позволяет ускорить формирование в национальной экономике благоприятного инвестиционного климата, который благоприятен как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;
· делает быстрее процесс интеграции экономики в мировое хозяйство, развивает эффективные процессы интеграции, улучшает использование различных преимуществ международной кооперации труда и его разделения;
· позволяют избежать дополнительное бремя на внешний долг, в отличие от разных займов и кредитов, а также способствует новому получению денежных средств для погашения внешнего долга.
Приток прямых иностранных инвестиций в экономику любой страны зависит от ее экономического состояния и прогнозов стабильности ее экономики на среднесрочную перспективу, т.к. данные инвестиции в основном направляются на развитие производства, то и отдачи от них ожидается не раньше, чем через несколько лет, а по некоторым проектам она может достигать и 5-8 лет, особенно по социально значимым, например, строительство перерабатывающих заводов.
Поэтому, если страна находится в плохом экономическом состоянии, а в перспективах еще большее ухудшение этого состояния, то ни о каком притоке прямых иностранных инвестиций и говорить не приходится, т.к. слишком высоки риски невозврата инвестиций.
Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.
Прямые Зарубежные Инвестиции позитивно влияют на экономическое развитие принимающего государства, содействуя росту эффективности составляющих факторов экономического развития на основе реструктуризации экономики, развития инфраструктуры, содействия занятости местной рабочей силы, передачи технологий, управленческого опыта, права пользования торговой маркой материнской компании и др. У государства, принимающего ПЗИ, нет явных причин ограничивать приток долгосрочного капитала в форме инвестиций. Но любое государство осуществляет регулирование притока иностранных инвестиций на основе разного рода мер, в том числе оказывая влияние на объем привлекаемых инвестиций, на их отраслевое распределение.
При разработке национальной политики регулирования инвестиционных потоков государство учитывает их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков, следует выделить три момента:
1) вложение иностранного капитала в производство происходит одноразово, а вывоз прибыли — постоянно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезенного (в форме капиталовложений) и вывезенного капитала (в форме прибыли и доходов). Таким образом, осуществляется «старение» инвестиций. Однако далеко не всегда инвестор полностью вывозит полученную прибыль. Чтобы стимулировать реинвестирование полученной прибыли в принимающей стране, необходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат,
2) как известно, капитал (иностранный или национальный) вкладывается в отрасли, обеспечивающие наиболее быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию национальной экономики, если государство не будет регулировать направления капиталопотоков. Сказанное относится также к экологически грязным отраслям производства, переносимым из промышленно развитых стран в развивающиеся государства и в страны с переходной экономикой со сравнительно мягкими стандартами защиты окружающей среды;
3) выделяют и психологический момент, а именно отрицательное отношение частнопредпринимательского сектора, отдельных граждан принимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными отраслями, компаниями, влиянием, которые они оказывают на определение стратегии развития той или иной отрасли экономики и др.
Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения зарубежных инвестиций для:
- содействия экономическому росту страны;
- обеспечения экономического суверенитета и/или получения максимально возможных экономических преимуществ.
Первая цель требует установления более высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в принимающей стране. Напротив, вторая цель требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инвесторами.
Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала включает в себя:
- политику регулирования инвестиций с целью получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала. Краеугольный камень этой политики — наиболее эффективная отдача вложенного иностранного капитала;
- политику стимулирования для привлечения максимально возможного объема капитала. Здесь важнее обеспечить потенциально наибольший приток инвестиций, а не их эффективность.
Как правило, государство как институт власти параллельно проводит оба направления — и политику регулирования и политику стимулирования иностранных капиталов. Но акцент делается на одно их этих направлений в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительства интересами соответствующих групп населения.
Е.В. Язовских на основе изучения теорий и эффектов международного перемещения капитала, воздействия иностранных инвестиций на экономический рост стран-импортеров капитала, выделила следующие основные принципы государственной инвестиционной политики:
1. Импорт прямых иностранных инвестиций увеличивается при повышении уровня таможенной защиты внутреннего товарного рынка страны и введения нетарифных барьеров.
2. Объем привлечения иностранного капитала возрастает в страны с высокой емкостью внутреннего рынка и значительным экономическим потенциалом (ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский).
3. Импорт зарубежного капитала увеличивается в страны с более благоприятным инвестиционным климатом и низким инвестиционным риском (экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный, законодательный).
4. Транснациональные корпорации осуществляют прямые инвестиции, перемещают в страну-реципиент капитала новые технологии, ноу-хау, менеджмент, корпоративную культуру и благодаря этому меняют отраслевую структуру экономики в стране-реципиенте капитала, экономят время и ресурсы для развития новых отраслей. При этом эволюция отраслевой структуры инвестиций определяется переходом от простых отраслей к более сложным.
5. Динамика иностранных инвестиций объективно базируется на фазах жизненного цикла товара в международной торговле. На первом этапе иностранная продукция ввозится в страну, на втором этапе жизненного цикла с ростом внутреннего спроса на товар организуется отечественное производство. На третьем этапе страна становится производителем и экспортером данного товара, а в последующем – экспортером капитала.
6. Наибольшая эффективность экономического развития обеспечивается привлечением иностранного капитала в экспортно-ориентированные отрасли экономики и импортозамещающие производства, сферу услуг.
7. Принцип экономической безопасности предполагает законодательно установленные ограничения на деятельность иностранных инвесторов и жесткий контроль за использованием национальных ресурсов. Государство обязано ограничивать деятельность иностранных компаний, приобретающих акции отечественных предприятий с единственной целью вывоза прибыли, не способствующих росту экономического потенциала страны.
8. Эффективная государственная политика привлечения инвесторов основана на создании в стране OLI-преимуществ: а) О-преимущества владения собственностью для иностранных инвесторов (Ownership advantages); б) L-преимущества географического размещения зарубежного производства (Location advantages); в) I-преимущества - степень интернализации компании (Internalization advantages). Принцип OLI-преимущества отражает мотивы зарубежных инвестиций.
9. Принцип зависимости иностранных и внутренних инвестиций означает, что увеличение притока иностранного капитала происходит, как правило, в условиях роста внутренних инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных предприятий является приоритетной задачей государственной инвестиционной политики, имеющей своим косвенным результатом рост зарубежных инвестиций.
Отдельно про Россию:
Согласно ФЗ «об иностранных инвестициях»: прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;
Наибольшее значение имеют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые можно определить как инвестиции компаний одной страны в создание или приобретение фирм в другой стране в целях усиления своего конкурентного преимущества путем переноса в принимающую страну знаний, технологий, других нематериальных активов и (или) части материального производства. Именно такие инвестиции способны привнести, кроме финансовых средств, новые технологии и интеллектуальные ресурсы, управленческие навыки, всемирно известные торговые марки. Изначальной целью таких инвестиций является повышение эффективности создаваемых или приобретаемых предприятий по сравнению с конкурентами, т.е. повышение конкурентоспособности. Кроме того, такие инвестиции обычно носят долгосрочный характер.
В принимающей стране ПИИ оказывают стимулирующее воздействие. Наконец, такие инвестиции открывают возможности для выхода на международные рынки благодаря их транснациональности, т.е. вливанию объекта инвестиций в производственные и сбытовые сети инвестирующих компаний.
Элементы повышения международной конкурентоспособности России благодаря привлечению ПИИ уже нашли проявление в следующих показателях:
· - производительность труда на предприятиях с иностранным капиталом в 5 раз выше, чем по стране в целом, т.е. практически находится на мировом уровне;
· - наблюдается тенденция импорто-замещения в отраслях, привлекших наиболее значительный объем ПИИ;
· - отрасли с максимальным объемом привлеченных ПИИ демонстрируют высокий темп роста;
· - в отдельных случаях экспортируется продукция предприятий, созданных на базе ПИИ (например, табачные изделия): пока что такая продукция поставляется в основном в СНГ, однако со временем, видимо, будет поставляться и на более требовательные западные рынки.
2. Теория Хекшера-Олина: теория факторных преимуществ: сущностное содержание и ее роль в реальной оценке конкурентоспособности страны на мировых рынках.
Шведские экономисты Эли Хекшер (1879-1952) и Бертил Олин (1899-1979) трансформировали принцип сравнительных издержек Д. Рикардо. Принцип Рикардо в общем справедлив, но не исчерпывает всех особенностей сопоставления условий внешней торговли. Во внешнеторговом обмене растет доля товаров обрабатывающих отраслей, услуг. В формировании мировых цен все значительнее роль не столько природных, сколько иных факторов.
В трактовке шведских экономистов издержки во внешней торговле определяются ценами на факторы (труд, капитал, природные ресурсы, технологию), которыми участники торговли наделены по-разному. Одни факторы имеются в избытке, других не хватает. А цены факторов определяются их редкостью. Стране выгодно специализироваться на торговле тем ресурсом, которым она обладает в избытке. Например, если страна располагает избытком капитала, ей выгоднее экспортировать капиталоемкую продукцию (машины, станки, транспортные средства, оборудование).
Таким образом, модель внешней торговли Хекшера - Олина выдвигает в качестве определяющего принцип специализации на экспорте той продукции, в структуре издержек которой преобладают затраты на факторы, имеющиеся в изобилии. Торговля на основе факторных преимуществ обеспечивает максимум выгоды. В торговой стратегии фирм и государства целесообразно строить расчет на усиление факторных преимуществ, стимулировании экспорта.
Концепция факторов производства в известной мере является лишь общей схемой. Она не способна учесть все многообразие факторов. Влияние факторов на торговлю отдельных стран неоднозначно, порой противоречиво. Факторный "выигрыш" при определенных условиях может обернуться и негативной стороной. Например, переключив ресурсы на добычу и экспорт нефти, Англия отвлекла их из других отраслей, притормозила развитие точного машиностроения. Под влиянием научно-технического прогресса происходит модификация факторов, определяющих величину сравнительных издержек.
Cмысл теории Хекшера-Олина состоит в следующем:
· страны экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов;
· импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов.
Центральные понятия, используемые в теории Хекшера-Олина, – это избыточный фактор и фактороемкий (трудоемкий, капиталоемкий, наукоемкий) продукт. Страна считается в избытке наделенной фактором производства (например, рабочей силой), если соотношение между его количеством и остальными факторами в стране выше, чем в остальном мире. Продукт является фактороемким (трудоемким), если доля затрат на фактор (рабочую силу) в его стоимости выше, чем в стоимости других продуктов. Итак, причина сравнительных преимуществ – в факторных пропорциях.
Так, в соответствии с теорией Хекшера-Олина страна (h) экспортирует капиталоемкий товар (интенсивного использования капитала, k) и импортирует трудоемкий товар (интенсивного использования труда, l), если выполняется соотношение:
где:k – капитал; l – труд; S – предложение; h – рассматриваемая страна; w –остальной мир.
В таких условиях при прочих равных предпосылках в стране (h) ставка капитала должна быть более дешевой, а труд должен быть более дорогим, чем где-либо. Поэтому дешевый капитал уменьшает издержки производства капиталоемкого товара, а относительный недостаток труда должен увеличить издержки трудоемкого товара в рассматриваемой стране. Вот почему цены отличны в разных странах до установления торговых отношений.
Про оценку странные вещи какие-то, вот что нашла:
Анализ статистики США. До сих пор США представляли особый случай среди стран, участвующих во внешней торговле. Вплоть до недавнего времени США значительно превосходили другие страны по размерам капитала и имели большую капиталовооруженность в расчете на одного работника. И сегодня по этому показателю США занимают одно из ведущих мест в мире, хотя Япония и ряд стран Западной Европы смогли существенно сократить свое отставание. Можно было ожидать, что США станут экспортером капиталоемких и импортером трудоемких товаров. Однако данные за двадцать пять послевоенных лет не подтверждают этого. Ставшие знаменитыми исследования Василия Леонтьева (Нобелевского лауреата 1973 г.), опубликованные в 1953 г., показали, что американские экспортные товары были менее капиталоемкими, чем продукты импорта США. Этот результат получил название парадокса Леонтьева3 и стал важнейшим контраргументом против теории факторных пропорций. Табл. 4.2 иллюстрирует парадокс Леонтьева на базе статистики США за 1962 г. Здесь сравниваются факторные издержки на производство 1 млн. долл. экспортной продукции США и такого же по стоимости объема импорта. Как можно видеть по данным таблицы, парадокс Леонтьева подтверждается более низкой капиталоемкостью американского экспорта. По остальным позициям, кроме соотношения затрат труда и капитала, картина в целом соответствует тому, что следовало ожидать. США экспортируют продукцию более наукоемкую, требующую большей квалификации рабочих, чем у изготовителей импортных продуктов. Это подтверждает, что США с их научно-технической базой имеют сравнительные преимущества в производстве технологически сложных продуктов. Почему же тогда мы наблюдаем парадокс Леонтьева Здесь нет единого мнения. Одно из правдоподобных объяснений: США имеют сравнительные преимущества в новых высокотехнологичных продуктах. Последние могут быть менее капиталоемки, чем старые продукты, технология производства которых превратилась в технику массового производства. Поэтому США экспортируют продукты, которые превосходят импортные прежде всего по доле затрат на квалифицированный труд и технические новшества, импортируя изделия, требующие больших затрат капитала4. Анализ всемирной статистики. Ряд экономистов попытались проверить теорему Хекшера-Олина на базе статистики по большому числу стран. Важное исследование, проведенное Гарри Боуэном, Эдвардом Литером и Лео Свейкаускасом5 было основано на идее о том, что торговля есть косвенный способ обмена факторами производства. Отсюда, рассчитав сколько и каких факторов овеществлено в экспорте и импорте страны, можно определить, по отношению к каким факторам она является чистым экспортером или импортером (т.е. какие факторы в стране имеются в относительном изобилии, а какие в дефиците). Результаты исследований Боуэна и его коллег показаны в табл. 4.3. Для выборки из 27 стран и 12 факторов производства авторы подсчитали долю, которую предложение данного фактора в каждой стране составляет от общемирового предложения этого фактора. Затем полученные доли сравнили с долей данной страны в общемировом доходе от внешней торговли. Если теория факторных пропорций верна, страна должна экспортировать те факторы, доля которых во всемирном предложении выше доли страны в мировом доходе. Импортироваться же соответственно должны те факторы, доля которых во всемирном предложении ниже. Для двух третей факторов из выборки Боуэна предположения теории факторных пропорций оказались верны менее чем в 70% случаев. Это подтверждает парадокс Леонтьева на более широком уровне: теория Хекшера-Олина все-таки не лучшим образом описывает реальную внешнюю торговлю.