Цели и задачи обучения
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Иностранные языки – 5»
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Методические указания по выполнению
Контрольных работ № 1,2,3,4
Для самостоятельной работы студентов-заочников
Первого курса,
Обучающихся по всем направлениям
Квалификация (степень) бакалавр
МОСКВА 2014
Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Методические указания по выполнению
Контрольных работ № 1,2,3,4
Для самостоятельной работы студентов-заочников
Первого курса,
Обучающихся по всем направлениям
Квалификация (степень) бакалавр
Кафедра «Иностранные языки – 5»
Одобрено кафедрой «Иностранные языки - 5»,
протокол № 2 от 6 октября 2014 г.
МОСКВА 2014
Методические указания разработали:
доктор филологических наук Чикилева Л.С.,
доцент Манвелова И.А.,
старшие преподаватели: Есина Л.С., Широгалина В.И., Авдеева Е.Л.
Методические указания обсуждены
на заседании кафедры «Иностранные языки – 5»
Зав. кафедрой доктор филологических наук Л.С. Чикилева
Английский язык. Методические указания по выполнению контрольных работ №1,2,3,4 для самостоятельной работы студентов-заочников первого курса, обучающихся по всем направлениям, квалификация (степень) бакалавр. – М.: Финуниверситет, 2014.
Структура курса
Выполнение контрольных работ способствует развитию навыков перевода с иностранного языка на русский язык, что является одной из задач обучения иностранному языку. Этот вид работы является одной из форм обучения студентов грамматике иностранного языка и способом расширения словарного запаса.
Обучение иностранному языку предполагает следующие виды работы:
• аудиторные групповые занятия под руководством преподавателя;
• индивидуальную самостоятельную работу студентов на занятии под руководством преподавателя;
• самостоятельную работу по заданию преподавателя, выполняемую во внеаудиторное время, в том числе с использованием компьютерных технологий;
• индивидуальные консультации;
• групповые предэкзаменационные консультации.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов с учебно-методическими материалами, в частности, работе с КОПР, позволяющей компенсировать ограниченное количество аудиторного времени. Проводятся встречи с носителями языка, проводится конкурс на лучший перевод текстов по специальности, организуются студенческие конференции на страноведческую тематику.
Цели и задачи обучения
Основными направлениями обучения является достижение практических, образовательных, развивающих и воспитательных целей. На протяжении курса обучения иностранному языку продолжается работа по усвоению знаний (фонетических, лексических, грамматических, орфографических), формированию и совершенствованию речевых навыков и умений, а также работа по углублению и расширению культурологических знаний, необходимых для межкультурной коммуникации. В связи с этим осуществляется постепенное усиление профессиональной деловой направленности обучения, направленной на формирование речевых навыков и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Целью обучения иностранному языку в неязыковом заочном вузе является практическое овладение им, что предполагает по завершению курса обучения наличие умений и навыков в различных видах речевой деятельности.
В начале учебного года определяется готовность студентов к изучению вузовского курса иностранного языка. С этой целью проводится тестирование. При определении объектов контроля учитывается не только конкретный перечень языковых единиц, подлежащих проверке, но и характер владения ими: быстрое узнавание языковой единицы в контексте, независимо от формы, в которой она представлена. Соответственно выделяются следующие объекты контроля:
а) узнавание/понимание в контексте лексической единицы, употребленной в основном словарном значении;
б) понимание конкретного (одного из возможных) значения многозначной лексической единицы;
в) понимание в контексте грамматического явления;
г) умение установить исходную форму грамматического явления (например, по форме прошедшего времени – инфинитив, по форме множественного числа – единственное число и т.д.);
д) способность различать значения омонимичных форм;
е) узнавание/понимание единиц речевого этикета.
В ходе изучения иностранных языков ставятся следующие задачи:
• совершенствование полученных умений и навыков во всех видах речевой деятельности;
• формирование умений и навыков самостоятельной работы и применение полученных знаний, умений и навыков на практике.
Содержание обучения
Содержание обучения рассматривается как некая модель естественного общения, участники которого обладают определенными иноязычными навыками и умениями, а также способностью соотносить языковые средства с нормами речевого поведения, которых придерживаются носители языка.
В соответствии с социальным заказом государства и концептуальными положениями, цели обучения иностранному языку определяются как конечные требования к этапам обучения. Конкретизация этих требований находит отражение в следующих компонентах содержания обучения:
• в номенклатуре определенных сфер и ситуаций повседневно-бытового, профессионального и делового общения;
• в перечне умений и навыков устного и письменного иноязычного общения, соответствующих указанным сферам и ситуациям;
• в минимуме отобранных языковых явлений (лексических единиц, формул речевого общения, грамматических форм и конструкций, дифференцированных по видам речевой деятельности);
• в характере, содержании и функционально-стилистических аспектах информации, включающей лингвострановедческие знания, что имеет большое значение для повышения мотивации к овладению иностранным языком, удовлетворения познавательных интересовобучаемых, а также их потребностей в общении на иностранном языке.
К концу курса обучения студенты должны владеть следующими умениями и навыками:
Чтение
• Умение читать и понимать с использованием и без использования словаря тексты, содержащие изученный языковой материал. Умение составлять вопросы по содержанию прочитанного текста и отвечать на вопросы. Умение сделать сообщение по содержанию прочитанного текста.