Методика работы с фильмом

Видео и кинофильмы используются в преподавании иностранного языка для обучения аудированию, создания динамической наглядности в процессе обучения, обеспечения практики иноязычного общения, создания естественных ситуаций общения на занятиях и формирования аудиовизуальной среды изучения иностранного языка.

Работа с фильмом также включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный. Их цели и задачи практически не отличаются от соответствующих этапов работы с диафильмом, кинокольцовками и кинофрагментами.

ПЛАН- СХЕМА

занятия с использование видеофильма/видеоматериалов

I этап. Подготовка к просмотру и пониманию видеофильма.

1. Введение в ситуацию (организация беседы на тему, затрагиваемую в фильме; комментарий и обсуждение иллюстраций, картинок на тему фильму; привлечение предыдущего опыта обучаемых, связанного с темой фильма; выделение ключевых проблем, связанных с темой фильма).

2. Снятие языковых трудностей (если это необходимо).

3. Постановка целевого задания на просмотр фильма .

4. Первый просмотр (сплошной, без остановок и пауз).

5. Проверка выполнения предпросмотрового задания.

II этап. Лингвистический блок (работа над языковым материалом)

1. Второй просмотр с использованием режима «стоп-кадр» в заранее намеченных местах.

2. Тренировка изучаемого языкового материала (повтор реплик, реагирование, драматизация, выборочный пересказ событий, явлений, эпизодов).

3. Выполнение тренировочных упражнений из учебника.

4. Третий просмотр: выполнение упражнений, направленных на анализ неречевого поведения персонажей, изучение лингвострановедческих реалий, установление межкультурных различий.

III этап. Активизация речевого материла и его перенос на другие ситуации и виды речевой деятельности.

1. Выполнение речевых/коммуникативных упражнений и заданий с использованием ролевой игры, драматизации, дискуссии и др.

2. Чтение дополнительных текстов, написание эссе, статей, резюме и т.д.

Варианты работы с видеофильмом

(использование разных режимов просмотра фильма).

1. Предъявление зрительного ряда без звука (picture only) Выберите эпизоды видеофильма, в которых есть короткий обмен репликами, при этом само действие, эмоции, обстановка, ситуация (даже движение губ) подсказывают, о чем говорится. Обучаемые угадывают (предсказывают) слова, а затем сопоставляют их с теми, которые они слышат во время просмотра с включенным звуком.

Выберите диалоги с более длинными репликами и предложите обучаемым угадать содержание реплик или ситуацию.

Продемонстрируйте весь эпизод (эпизоды) и предложите учащимся написать собственный вариант сценария, который затем можно сопоставить с реальным звуковым рядом.

Используйте кнопку «пауза» (стоп-кадр) для того, чтобы учащиеся последовательно могли предсказывать содержание каждой реплики и сопоставлять свои предположения с реальными высказываниями.

Предложите обучаемым подготовить устный или письменный комментарий того, что они видят.

2. Предъявление звукового ряда без зрительного (sound only):

на основе звукового ряда предложите обучаемым высказать свои предположения о месте действия, характере действия, персонажах и т.д. Это может быть осуществлено различными путями, например, последовательно реплика за репликой или кадр за кадром (эпизод за эпизодом).

3. Использование кнопки «пауза» (стоп-кадр) (freeze frame).

Используя кнопку «пауза» (стоп-кадр) в начале каждой реплики, предложите обучаемым предсказать слова, которые встретятся в них, с последующим сопоставлением прогноза с реальными словами действующих лиц.

Останавливая видеозапись в ключевых моментах сюжета, задайте вопросы, касающиеся того, что уже случилось и что должно произойти.

Попросите обучаемых определить по выражению лица персонажей, что они чувствуют, о чем думают и др.

4. Синхронное предъявление звукового и зрительного рядов.

Перед просмотром ознакомьте учащихся с перечнем предметов, явлений и т.д., которые они должны найти во время просмотра.

После просмотра предложите учащимся определить, какие из указанных в списке предметов и явлений встречались (не встречались) в данном отрывке.

Дайте задание найти во время просмотра эпизода определенную информацию (например: рифмующиеся слова, слова, начинающиеся с конкретной буквы, слова, передающие цветовые оттенки и т.п.).

С целью контроля понимания основного содержания отрывка предложите учащимся вопросы, на которые они должны ответить после просмотра.

Назовите тему эпизода и попросите обучаемых высказать предположения о том, что они услышат и увидят. После просмотра сопоставьте прогнозы с содержанием отрывка и обсудите их.

Ознакомьте обучаемых перед просмотром с содержанием диалогов. Во время просмотра предложите им соотнести косвенную речь с прямой.

Предложите учащимся письменное описание какой-либо сцены с пробелами, которые они должны заполнить во время или после просмотра.

5. Показ отрывков (эпизодов) видеофильма вперемежку (scrambled viewing)

Перед просмотром отрывков с нарушением логической последовательности предложите обучаемым определить, что случилось (случится) в каждом случае, и затем расположите отрывки в правильной или вероятной последовательности.

6. Раздельный просмотр (jigsaw-viewing) (одни студенты смотрят эпизод без звукового ряда; другие – слушают фонограмму без зрительного ряда).

Предложите учащимся различные виды работы, основывающиеся на использовании приема «информационный разрыв» (information gap), который широко распространен в коммуникативной методике.

Наши рекомендации