Применение правил ИНКОТЕРМС при заключении договоров международной купли-продажи товаров. Базисные условия поставок ИНКОТЕРМС 2010
ИНКОТЕРМС (от англ. - Incoterms - International Commercial Terms) - Международные правила толкования торговых терминов. Они разработаны Международной торговой палатой (МТП) - неправительственной организацией деловых кругов,
Международный торговый обычай характеризуется в литературе как единообразное правило поведения, сложившееся в практике международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий.
При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли".
Для международного торгового обычая, как и любого другого источника права, характерен признак общеобязательности. Он характеризуется также общепризнанностью. Как правовая норма обычай должен быть широко известен, в противном случае заинтересованной стороне придется доказывать его существование. Вместе с тем устная форма, присущая обычаям, препятствует их единообразному толкованию и применению, не говоря уже о том, что затрудняется сам процесс доказывания их существования.
Таким образом, основной недостаток в использовании торговых обычаев состоит в их устной форме, которая порождает различное толкование. Собирание и систематизацию обычаев и обыкновений в международной торговле в целях их единообразного толкования осуществляет Международная торговая палата (МТП), которая фиксирует обычаи в письменных сборниках (ИНКОТЕРМС, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и т.д.). Такие сборники самостоятельной юридической силы не имеют, но применяются при наличии ссылки на них в контракте.
Изложение обычного правила в ИНКОТЕРМС или ином подобном сборнике не означает, что оно приобрело письменную форму в юридическом смысле.
Обычаи в сфере внешнеторговой поставки связывают, как правило, с ИНКОТЕРМС, которые предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте. "Такие термины, став обычаем в международной торговле, в известной степени упростили и стандартизировали продажу товаров за рубеж" <*>. Торговые термины ИНКОТЕРМС содержат указания на важные вопросы, касающиеся исполнения договоров купли-продажи: распределение обязанностей сторон - продавца и покупателя - по заключению договоров перевозки и страхования, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, оплате таможенных расходов, получению экспортных и импортных лицензий и др. Правила фиксируют момент исполнения продавцом своих обязанностей по договору, а также момент перехода риска случайной гибели (повреждения) товара с продавца на покупателя.
Инкотермс регулируют ряд наиболее важных, принципиальных, базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения, любой базис поставки регулирует три ключевых «транспортных» вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена. Это:
1. Распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несет продавец, и какие, начиная с какого момента, - покупатель.
2. Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.
3. Дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя - например, транспортной организации - и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки.
Все существующие торговые термины в Инкотермс 2000 г делятся на четыре основные группы:
• Группа E — Место отправки:
o EXW. (указанное место): товар со склада продавца.
• Группа F — Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid):
o FCA. (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика.
o FAS. (указан порт погрузки): товар доставляется к кораблю заказчика.
o FOB. (указан порт погрузки): товар погружается на корабль заказчика.
• Группа C — Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid):
o CFR. (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
o CIF. (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
o CPT.(указано место назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения
o CIP. (указано место назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения
• Группа D — Доставка:
o DAF.(указана граница) — товар доставляется к границе без растаможивания
o DES. (указан порт) — товар доставляется на судне без растаможивания
o DEQ. (указан порт) — товар доставляется на судне и выгружается без растаможивания
o DDU. (указано место назначения) — товар доставляется заказчику, оплата пошлин на заказчике
o DDP. (указано место назначения) — товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков
24. Коллизионные вопросы трудовых отношений.
Наиболее часто к трудовым отношениям при отсутствии соглашения о выборе права применяется право страны, на территории которой (полностью или преимущественно) осуществляется трудовая деятельность. Практика ряда стран показывает, что в этой области, как правило, применяется право страны места работы, а возможность выбора права сторонами в трудовых отношениях фактически исключается.
Под законом места работы понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся. В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например, в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются дополнительные коллизионные привязки. В ст. 416 КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна. Поскольку в Трудовом кодексе РФ коллизионные нормы отсутствуют, в учебной литературе был поставлен вопрос о том, могут ли применяться к трудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, коллизионные нормы разд. VI ГК РФ. По мнению ученых не исключена. Если работник выполняет работу на территории договаривающейся стороны на основании трудового договора с предприятием, находящимся на территории другой договаривающейся стороны, возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством этой договаривающейся стороны. В отношении споров компетентны суды договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа. Компетентны также суды договаривающейся стороны, на территории которой имеет местожительство или местонахождение истец, если на этой территории находится предмет спора или имущество ответчика. Эту компетенцию стороны трудового договора могут изменить путем соглашения.